Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Из опыта работы организации туристско-краеведческого кружка в начальной школе»

С каждым годом в образовательных учреждениях растет интерес к изучению родного края. Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе в школе, во внешкольных и дошкольных учреждениях, осуществляющих работу с детьми по месту жительства, в семейном воспитании. Поставленные задачи в деле воспитания подрастающего поколения туризм и краеведение решают с помощью специфического содержания, форм и методов.

Помощь в написании статьи

Связано это с тем, что туризм и краеведение в современном их понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, изучение истории родного края. [3, с. 3]

Что же такое туризм?  Туризм – это средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков. [4, с. 4]

Развитие туризма невозможно без знания природных и культурно-исторических ресурсов, которыми обладает край. Всесторонние знания о крае дает дисциплина «Краеведение».

Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам. [5, с. 7]

Краеведческая работа всегда считалась составляющей в учебной и внешкольной деятельности. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение рассматривается как неотъемлемый элемент регионального компонента  образовательных стандартов, отражающего своеобразие края.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение – это всегда краелюбие. Д. С. Лихачев писал о том, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки».

Ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края.

Детей нужно воспитывать на том, что рядом, что доступно – не на подвиге вообще, а на делах своих земляков. От всех нас зависит, чтобы люди нового тысячелетия любили свою родную землю, знали историю своего края, бережно хранили память о героях-земляках.

Краеведческая работа всегда была и будет актуальной, ибо она включает в себя разные направления: патриотическое, экологическое, литературоведческое, историческое и т.д.

Связь туризма и краеведения, как важнейших средств воспитания, открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. В то же время, некоторые авторы считают такую интеграцию неудачной. Так Куликов В. М. в статье «Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния» пишет, что, «многие практики понятие «школьный туризм» ограничивают единственным смыслом — изучением края (краеведением, родиноведением), то есть познавательностью. Краеведческую работу считают главным содержанием туризма. А ведь такой подход обедняет воспитательную роль туристского похода — доминантной формы всей работы по туризму — и нередко отталкивает детей от походов, так как у них, как правило, совсем иная мотивация занятия туризмом. Изучать им претит. Им это надоедает на уроках» [2, с. 19]

Такую точку зрения мы  считаем ошибочной. Педагогически правильно построенная работа с учащимися в туризме даёт возможность педагогу совмещать и оздоровительную и воспитательную и краеведческую деятельность. Совмещая  оба этих направления, мы можем   решить множество задач. Во-первых,  это  познание окружающего мира, ведь в природе можно воочию увидеть объекты, которые трудно полностью представить по описанию и даже фотоснимку. Это особенно важно в младшем возрасте, для которого характерно предметно-образное мышление. Во-вторых, прочность усвоения знаний достигается в туристско-краеведческой деятельности уже тем, что участник похода, путешествия, как говорят, всегда проходит свой маршрут трижды —  изучает его при подготовке, совершает сам переход и обрабатывает собранный материал. В такой интенсивной системе изучения района прочность знаний достаточно высокая. В-третьих, при туристко-краеведческой работе можно успешно решать воспитательные задачи. Кроме того, развитие коллективизма, трудолюбия, целеустремленности – все это происходит не через устную декларацию, а в практике. [3, с. 8]

Поскольку, теоретические основы краеведения закладываются ещё в начальных классах, мы решили организовать туристско-краеведческий кружок. В рамках работы этого кружка с первого года обучения дети получили возможность знакомиться с окружающей их социальной и природной средой: местными историческими и культурными объектами, растениями, животными, полезными ископаемыми и т.д.

Работа проводилась на базе средней общеобразовательной школе г. Кирс, Кировской области.(4 класс). В целях оптимального планирования работы кружка и выявления первоначального уровня знаний у учащихся о туризме и краеведении, нами была проведена анкета:

1.      Что такое туризм? С какой целью люди занимаются туризмом?

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.    Какие легенды и были Верхнекамского района ты знаешь?

3.    Какие туристические песни ты знаешь?

4.    Что обозначают эти знаки:

Описание: C:UsersлюбаDesktopуквеапнгрш.png

5.    Какое снаряжение должно быть у туриста? Выбери правильные варианты.

— рюкзак     — палатка    — спички    — котелок     — топор   — аптечка

— лопата       -карта      — огнетушитель   — магнитофон      — компас  — шагомер    — фотоаппарат       -лопатка    -верёвка     — высотомер

6.    Отметь правила безопасного разведения костра:

·       костёр бывает типа «шалаш»;

·       всё сухое около костра прогорит, поэтому отгребать не обязательно;

·       новое место для костра: под ельником около воды;

·       разводят костёр на старых кострищах;

·       всё сухое от костра нужно отгрести на расстояние;

·       для нового места кострища: необходимо спилить слой дёрна;

·       новое место для костра: открытое защищенное место около воды;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

·       тушим огнетушителем.

7.    Каких путешественников и туристов ты знаешь?

великие путешественники:                       мои знакомые-туристы:

8.    Какими туристическими навыками ты владеешь?

·       Я умею ставить палатку;

·       Я умею разводить костёр;

·       Я умею фотографировать;

·       Я умею оказывать первую помощь;

·       Я умею готовить пищу на костре;

·       Я умею завязывать туристические узлы;

·       Я умею ориентироваться по местным признакам;

·       Я умею укладывать рюкзак.

9.      В какие туристические походы ты ходил? С какой целью?

10.     Какие интересные места в нашем районе ты хотел(а) бы посетить? С какой целью?

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Результаты анкеты показали, что знания у младших школьников о родном крае и уровень мотивации  очень низкие: учащиеся не знакомы с историей родного края, с правилами в туризме; не владеют туристическими навыками, малый процент заинтересован походами и экспедициями. Мы объясняем это тем, что хотя краеведческий материал представлен в программе начальной школы, но знания о родном крае учащиеся получают заочно, по литературным источникам и из рассказов учителя. Не выделяясь эмоционально, эти познания рассеиваются среди последующих изученных тем.  Совсем по-другому, на наш взгляд, сохраняются знания, полученные в личном, пережитом опыте. Поэтому в программе организованного нами «Клуба юных туристов и краеведов» были запланированы: краеведческие экспедиции, экскурсии, походы, туристические слёты. В ходе работы проводились «круглые столы» по краеведческим темам; семинары, праздники народного календаря; соревнования по различным видам туризма; туристические слеты; краеведческие конференции.

На эти мероприятия приглашались люди, занимающиеся различными видами деятельности: журналистикой, экспедициями, фотографией, краеведением.  Так в  один из дней работы клуба нами был приглашён журналист газеты «Прикамская новь» Михаил Котлов. Учащихся он заинтересовал историей о селе Екатеринино и о священном источнике. Преподобный Трифон Вятский в 1580 году  был в наших краях и освятил один из источников. Спустя годы священник Павел и старец Гурий построили возле родника  деревянную церковь по велению из сна святой великомученицы Екатерины. В настоящее время местонахождение источника никто не знает. Прежде чем начать поиск, в газету была дана статья. На статью откликнулся Н. А. Утёмов, который родился и прожил в селе Екатеринино много лет. Оказалось, что в селе родника никогда и не было. По рассказам из детства стало известно, что источник находится рядом с Кайским трактом, вблизи Ленивой горы. На данном месте в настоящее время находится аэродром. В прошлые года место, где находился источник, , завалили землёй и придавили сверху плитой. [1, с. 3]

История вызвала большой интерес, что мы совершили туристско-краеведческую экспедицию по поиску Священного источника. К нашей экспедиции присоединились родители учащихся, учитель географии и биологии, журналист.

В течение всей экспедиции учащиеся знакомились с местностью, с растительным и животным миром, а при прибытии предполагаемого места, рассмотрели горные погоды, и узнали, каким изменениям они подверглись  в течение многих лет своего существования. Изучение данной местности не окончено. В следующем сезоне «Клуба юных туристов и краеведов» экспедиция продолжит свои поиски.

По окончанию сезона работы туристско-краеведческого кружка с помощью анкеты было выявлено, что интерес у учащихся к истории родного края, к туризму в целом, значительно вырос. Учащиеся познакомились с азами туризма; рассмотрели историю родного края на примерах легенд о священном роднике, о дымном болоте, об озере Ад; за летне-осенний сезон учащиеся ознакомились с туристическими песнями: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Дорожная песня» («Старая, старая сказка»), «Мы помним как всё начиналось», «Если с другом вышел в путь». Также за этот период ребята изучили топографические знаки местности, туристические узлы, научились ставить палатку, разводить костёр, ориентироваться по местным признакам, укладывать рюкзак. Появилась мотивация для походов и экспедиций, а также они научились работать над составлением своего маршрута.

Для большего успеха туристко-краеведческая  работа должна носить системный характер, а не представлять собой набор разрозненных сведений, сообщаемых на уроках, и выходов в природу, не связанных между собой, не имеющих объединяющей научно и педагогически обоснованной цели. Задача педагога – вызвать интерес к познанию своего края, научить видеть и понимать цель изучения тех или иных объектов, явлений, вести посильную исследовательскую работу.

Список литературы:

Котлов М. «Память “закатали” в асфальт»//Газета «Прикамская новь» (№ 99 от 1 августа 1931г.), – 2009г. – с. 4.

Куликов В. М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния// Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997.‑ № 3 (23). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:// http://tourlib.net/statti_tourism/kulikov.htm

Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе/ А. А. Остапец. – М.: Педагогика, 1985.‑ с. 85.

Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей /Под ред. Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М.: Советский спорт, 2005. – с. 364.

Юньев И. С. Краеведение и туризм/ И. С. Юньев. – М.:Знание, 1990г. – с. 94.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

594

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке