Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Из опыта реализации научно-исследовательского проекта «История становления и развития золотодобывающей промышленности на территории Миасского района (Южный Урал)»»

Педагогику 21 века уже невозможно представить без современных образовательных технологий, нестандартных подходов к методике обучения. Компетентностный подход, заложенный в последних образовательных стандартах, требует переосмысления не только содержания материала, но и методики преподавания.

К одной из наиболее перспективных педтехнологий можно отнести метод проекта [2, с. 35—39]. Это — педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение знаний для активного освоения новых способов челове­ческой деятельности [2, с. 56]. Иными словами, такая технология весьма подходит для формирования основных компетенций обучающихся.

Можно дать следующее определение термина «проект»: «Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности преподавателя, которая предполагает их выбор и творческие решения» [3, с. 93].

В период 2008—2011 года в рамках дисциплины «История родного края» на основе личностно-ориентированного подхода был осуществлен проект «История становления и развития золотодобычи на территории Миасского района (Южный Урал)». В нем приняли участие студенты различных специальностей: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (Гаврилов С., Баженов И.), «Автомобиле- и тракторостроение» (Охотников А., Созинов М., Мочалов И., Маслов И., Катков Е.), «Технология машиностроения» (Азарова Т.).

Тема исследования была выбрана не случайно. С 1943 года Миасский автомеханический техникум выпускает специалистов в области литейного производства. Его выпускники работают не только в литейном производстве ОАО «АЗ «Урал», но и на предприятии «Миассзолото». Ряд студентов техникума живет в поселке Ленинск (бывший Царево-Александровский прииск), наиболее богатом золотоносном месторождении Миасской долины [4, с. 61]. Именно они и стали инициаторами данной темы исследования.

В качестве объекта исследования был определен процесс становления и развития золотодобывающей промышленности на территории Миасского района (Южный Урал).

Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если студенты имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает личностно-ориентированный подход, умение препода­вателя соотнести познавательные возможности студента с уровнем сложности проектной работы. Такой подход в организации учебно-исследовательской деятельности напрямую способствует формиро­ванию ключевых компетенций и социализации студентов техникума.

Совместно со студентами была поставлена цель предстоящего проекта — изучение истории золотодобычи на территории Миасской золотой долины; определен круг задач, направленных на достижение реализации цели:

сбор и анализ литературных, архивных и иных информа­ционных источников о становлении и развитии миасской золотодобычи;

посещение «забытых», законсервированных и отработанных месторождений и рудопроявлений золота на территории Миасского района;

фото и видеодокументация посещаемых объектов;

составление карты-схемы золотопромыслового Миасского района с использованием уральских самоцветов — методического пособия для изучения темы «Золотые прииски Миасского района» в курсе дисциплины «История родного края»;

приобретение навыков работы с GPS-навигатором и геологическим компасом;

периодизация истории золотодобычи на территории Миасского района.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

На первом этапе исследования, в соответствии с планом, был проведен анализ исторических, литературоведческих и других опубли­кованных изданий по теории и истории рассматриваемой проблемы. На этом же этапе, по согласованию с работниками городского краеведческого музея, библиотеки Института Минералогии УрО РАН и библиотеки Геологического факультета ЮУрГУ был выявлен круг архивных источников, статистических, документальных материалов, материалов из личных собраний уральских ученых Зайкова В. В. и Попова В. А. по избранной теме.

Во время внеаудиторных занятий со студентами-участниками проекта было проведено осмысление собранного материала и выдви­жение рабочей гипотезы: о значительном вкладе Миасского района в золотодобычу России, как в прошлом, так и в перспективе, в будущем.

На втором этапе, исследовательском, при содействии консультантов (д.г.-м.н..Зайкова В. В., д.г.-м.н. Попова В. А., к.г.-м.н. Юминова А. М.) и руководителя проекта была разработана схема посещения забытых, малоизвестных или слабоизученных месторож­дений и рудопроявлений золота на территории Миасского округа. Часть объектов студенты посещали индивидуально, часть — в составе групп. На этих объектах были отобраны геологические пробы и в дальнейшем переданы в Институт Минералогии для исследования и оценки перспективности месторождений. Проведена документация, фотосъемка и фиксация золоторудных объектов с помощью GPS-навигатора и геологического компаса.

Затем, силами студентов, была изготовлена крупномасштабная карта Миасского района, на которую, используя данные приборов, был нанесен ряд исследуемых золоторудных объектов. Месторождения, рудники, прииски и шахты были отмечены на карте различными уральскими самоцветами, найденными участниками проекта во время экспедиций: амазонит, агаты, пирит, змеевик, лиственит, горный хрусталь, яшма и другие.

Кроме того, во время экспедиций студентами были найдены ценные образцы сопутствующих золоту минералов, которые были описаны и составлены в коллекцию. Теперь этот материал, так же как и карта-схема, используется в процессе изучения соответствующих тем дисциплины «История родного края».

Заключительный этап исследования, проходивший в 2011 году, включал в себя анализ и обобщение полученных результатов.

На их основе студенческим исследовательским коллективом была предложена собственная оригинальная периодизация истории золотодобычи на территории Миасского района. Установлено, что в истории становления и развития золотодобычи на территории района выделяется 5 основных этапов:

с 1797 года — начало эксплуатации коренных месторождений золота;

с 1823 года — начало эксплуатации россыпных месторождений золота;

1877—1914 годы — этап «частной» отработки, как коренных, так и россыпных золоторудных месторождений;

1921—1991 годы — «советский» этап золотодобычи;

После 1991 года — современный период.

На завершающем этапе студентами Катковым Е. и Азаровой Т. на основе всех полученных данных было проведено текстовое оформление работы, подготовка презентации и постера.

Реализуемый студенческим коллективом проект получил положительный отзыв кандидата геолого-минералогических наук, Ведущего научного сотрудника Института Минералогии УрО РАН, доцента кафедры минералогии и геохимии Южно-Уральского государственного университета Кабановой Л. Я.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Результаты исследовательского проекта были апробированы в ходе:

публичного выступления студентов с демонстрацией презентации в четырех группах второго курса на уроках «Истории родного края»;

представления результатов работы на Краеведческих чтениях, проходивших в техникуме и приуроченных ко Дню рождения города;

доклада на Первой научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Техника — 2011» (ГОУ СПО (ССУЗ) МАМТ) 10 марта 2011 года;

постера (стендового доклада) на 17-й Международной научной молодежной школе при Институте Минералогии Уральского Отделения Российской Академии Наук, проходившей 25—29 апреля 2011 года в городе Миасс;

участия в заочном туре областного конкурса ученических и студенческих научно-исследовательских работ среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области;

доклада на итоговой конференции областного конкурса учени­ческих и студенческих научно-исследовательских работ 11.05.2011 года.

Организация самостоятельной научно-исследовательской проект­ной деятельности студентов с учетом личностно ориентированного подхода позволяет формировать индивидуальную траекторию развития обучающихся от репродуктивного уровня деятельности через отража­тельно-преобразующий к творческому [1, с. 115]. Можно сде­лать вывод, что в процессе реализации проектов наиболее полно проявляются инди­видуальные способности студентов, их наклонности и интересы, спо­собствующие развитию умения анализировать факты и общественные процессы, позволяющие выпускнику приобрести основные общие и профессиональные компетенции и состояться как профессионалу.

Список литературы:

Моисеева М. В. Педагогические технологии. —М., 2010. — 256 с.

Новые педагогические технологии в системе образования /Под ред. Полат Е. С. —М.: Академия, 2005. — 396 с.

Педагогический словарь /Под ред. Коджаспировой М. — М.,2008. —503 с.

Тихомиров П. Л. История изучения Миасского золотоносного полигона. —Челябинск, 1988. — 165 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

501

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке