Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Изучение микроэлементных аспектов агрессивных тенденций в поведении»

Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области. Региональный конкурс РК 2012 Урал: Оренбургская область, проект № 12-16-56002 а/У: «Разработка новой интерактивно-аналитической системы мониторинга социально значимых заболеваний и коррекции психосоматических осложнений, обусловленных дезадаптивным поведением в новой образовательной среде студенческой молодёжи Оренбургской области».

Помощь в написании статьи

Введение.

Агрессивное поведение человека, в особенности молодого, в последнее время, к сожалению, стало частым и неприятным социальным явлением. Многое из негативных последствий можно было бы избежать при условии разработки простых методов диагностики и профилактики девиантных форм поведения со склонностью к агрессии.

Сегодня считается официально доказанным, что допамин принимает участие во взаимосвязи таких гормонов, как серотонин и других нейромидиаторов агрессивного поведения [2]. Корни склонности к агрессии кроются на биологическом, нейрофизиологическом и генетическом уровне. Обнаружены повторяющиеся отличия в некоторых областях коры и подкорки головного мозга по данным МРТ, которые определяют агрессивность, выявлен патологически быстрый обмен веществ, особенно интенсивно «работающих» около 20 гормонов, и пониженный уровень содержания в организме фермента моноаминоксидазы у лиц склонных к агрессии [4].

Многочисленными исследователями доказана важность элементного гомеостаза для нормального функционирования организма: у большинства агрессоров, как взрослых, так и подростков в волосах обнаруживается повышенное содержание свинца, железа, кадмия, кальция и меди и пониженное — цинка, лития и кобальта [11, 12, 13]. В качестве примера можно привести интереснейшие наблюдения американского химика-аналитика У. Уолча, изучавшего методом масс-спектрометрии содержание микроэлементов в волосах человека сравнив химический состав волос убийц и законопослушных граждан [2, 4].Оказалось, что организм агрессоров содержит ненормальное количество химических элементов. Сниженный уровень лития, недостаток кобальта и повышенное содержание свинца и кадмия в организме преступников расстраивает психику и служит причиной неуправляемого агрессивного поведения.

Основным условием нормального роста и развития живых организмов является сбалансированность их химического состава [9, 10]. По данным ряда исследований, в т. ч. зарубежных авторов существует связь между элементным статусом и личностными особенностями человека [15, 16, 17]. В тоже время недостаточно данных об особенностях элементного статуса лиц с различным уровнем агрессии. Поскольку лучшим биомаркером является внутренняя доза элемента, то есть его содержание в организме, то целью работы было изучение содержания макро- и микроэлементов в биологически стабильных тканях студентов с различным уровнем агрессивности.

Материалы и методы исследования.

В обследовании приняли участие студенты первого курса различных факультетов Оренбургского государственного университета (n=192) в возрасте от 17 до 20 лет (средний возраст 18,7±0,25 лет). Данная возрастная группы (17—20 лет) характеризуется выраженной активностью познавательных процессов при профессиональном обучении и склонностью к девиантным формам поведения с элементами агрессии [10]. Предварительное анкетирование и клиническое обследование позволило выделить группу студентов, идентичных по социальным характеристикам, проживающих в городе Оренбурге в течение последних 5 лет и без хронических заболеваний. Дляопределения уровня агрессивности использовался опросник американских психологов А. Басса, А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким, который позволяет выделить два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия), которые диагностируются в результате тестирования. В результате тестирования были сформированы две группы студентов: Iгруппа — агрессивные (А), у которых индекс враждебности был более 70 баллов и индекс агрессивности более 74 баллов, и IIгруппа — неагрессивные (НА), индекс враждебности которых был менее 34 баллов и индекс агрессивности менее 36 баллов. Обследуемые с промежуточными значениями индексов, т. е. со средними показателями агрессивности, из дальнейшего наблюдения исключались. Психологическое исследование выполнялось на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново).

В ходе работы было изучено содержание в волосах 25 химических элементов (Al, As, B, Ca, Cd, Co, Cr, Cu, Fe, Hg, I, K, Li, Mg, Mn, Na, Ni, P, Pb, Se, Si, Sn, Sr, V, Zn) в лаборатории АНО «Центра биотической медицины» (г. Москва, аттестат аккредитации ГСЭН.RU.ЦОА.311, регистрационный номер в Государственном реестре РОСС RU.0001.513118) с использованием методов атомно-эмиссионной и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой плазмой (АЭС-ИСП и МС-ИСП на приборах ICAP-9000 «ThermoJarrellAsh», США, PerkinElmerOptima2000DV, США), согласно методическим указаниям (МУК 4.1.1482-03, МУК 4.1.1483-03). Собственные результаты по содержанию химических элементов в волосах сравнивали со средними значениями содержания данных химических элементов в волосах (25—75 центильный интервал), полученными при проведении популяционных исследований в различных регионах России [9].

Статистическую обработку результатов проводили c помощью пакета прикладных программ: «Биостат»(Стентон А. Гланц, версия 3,03«Практика» 1999 год); StatSoftSTATISTICA6.1.478 Russian, EnterpriseSingleUser.Проверку различий средних показателей проводили по критерию Стьюдента, Манн-Уитни, Колмогорова-Смирнова, Вальда-Волфовица.

Результаты исследования и обсуждение.

В группу студентов с агрессивными тенденциями в поведении вошло 87 юношей, во вторую группу студентов без агрессивных тенденций в поведении вошло 79 человек. Различия показателей уровня агрессивных тенденций в поведении в исследуемых группах по U-критерию Манна‒Уитни, тесту Колмогорова-Смирнова, Вальда-Волфовица (p<0,0001) дало нам право утверждать об адекватности разделения респондентов для исследования

В результате психологического тестирования было выявлено, что доля агрессивных студентов составляла 30 %, доля студентов с низкими показателями агрессивности — 25 %, и большую часть составляли студенты со средним уровнем агрессии — 45 %. В последнее время в России неуклонно растет число агрессивно настроенной молодежи. Многочисленные социологические исследования показали увеличение агрессивных проявлений в молодежной среде, так 2009 году на долю групповых преступлений среди молодежи приходилось свыше 20 % от всех зарегистрированных преступлений. Настораживает, что и в нашем исследовании доля агрессивных студентов составляла 30% и это достаточно высокий процент в студенческой среде.

Из многочисленных литературных источников известно, что магний один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности и агрессии. При сравнении содержания макроэлементов в волосах студентов университета с оптимальными центильными интервалами было выявлено, что среднее содержание в волосах уровень магния (Mg) превышал средние рекомендованные значения во всех исследованных группах, а в группе студентов с агрессивными тенденциями в поведении 1,6 раз (р<0,05), у неагрессивных студентов почти в два раза. Однако, в группе студентов с агрессивными тенденциями в поведении содержание данного элемента достоверно ниже (р<0,05), по сравнению с неагрессивными молодыми людьми.

Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Установлено, что дефицит магния создает благоприятные условия для скопления свинца в организме, а свинец чрезвычайно вреден для центральной нервной системы. Как только недостаток магния возмещается, свинец выводится естественным путем. Эти результаты исследования согласуется с многочисленными литературными данными о дисбалансе содержания магния в волосах при гиперактивности и гипервозбудимости, а также при агрессивных тенденциях в поведении человека и животных [7].

Уровень натрия (Na) в волосах студентов группы I достоверно превышало рекомендованные значения (р<0,05) мг/кг, а в группе II был на верхней границе рекомендованных значений. Избыточное содержание в организме агрессивных студентов натрия, вероятно, является причиной выраженного сдвига в соотношении Na/K(содержание натрия в 3 раза превышает содержание калия). Эти сдвиги, согласно данным K. Akerberg, Р. Hoffman [14], отражают перенапряжение симпатоадреналовой системы у студентов с агрессивными тенденциями в поведении, и в меньшей степени, у студентов без агрессивных тенденций в поведении, что следует отнести к дополнительным факторам риска для состояния мочевыделительной, сердечнососудистой и эндокринной систем людей со склонностью к девиантным формам поведения и агрессии.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средние значения содержания кальция, калия и фосфора соответствовали физиологической норме (рис. 1). Однако следует отметить существенный дисбаланс Ca/Pза счёт повышенного уровня кальция в волосах. У агрессивных лиц содержание кальция практически в 7 раз превышало содержание фосфора, а в группе молодых людей без агрессивных тенденций в поведении соотношение составило Сa/P=2,7.

Рисунок 1. Сравнение относительного содержания химических элементов в волосах юношей с разным уровнем агрессии. Здесь и далее: «1» — содержание химических элементов в волосах у агрессивных студентов.

Несмотря на то, что средние значения содержания кальция и фосфора в обеих группах студентов соответствовали рекомендованным показателям, при рассмотрении индивидуальных показателей выявлена некоторая неравномерность в их содержании (рис. 2).

Рисунок 2. Распространенность отклонений содержания макроэлементов в волосах юношей с разным уровнем агрессивности, %.

В Iгруппе студентов чаще встречался избыток по содержанию калия (в 1,3 раза) и натрия (в 1,5 раза). Во IIгруппе студентов достоверно (р<0,05) в 1,4 раза чаще встречалось повышенное содержание магния, которое отмечалось у половины обследуемых. Также для второй группы студентов было характерно повышенное содержание фосфора (в 3 раза, р<0,01), характерное для трети обследуемых.

Анализ уровня содержания эссенциальных и условно эссенциальных микроэлементов в волосах обследуемых групп показал, что независимо от уровня агрессии для всех юношей характерен дефицит селена и кобальта, а также повышенное содержание лития и цинка. Несмотря на то, что уровень цинка был выше рекомендованных значений в обеих группах, у студентов с агрессивными тенденциями в поведении дефицит данного элемента встречался в 2 раз чаще, по сравнению с группой студентов без агрессивных тенденций в поведении.

В Iгруппе наблюдался избыток железа, во IIгруппе избыток марганца (рис. 3).

Рисунок 3. Сравнение относительного содержания химических элементов в волосах юношей с разным уровнем агрессии.

Изменение уровня лития в организме людей может быть отражением патологических сбоев в работе серотониновой антиагрессивной системы: хорошо известно, что литий активирует обмен серотонина в мозге и часто используется врачами для снятия агрессивных тенденций в поведении. Недостаток кобальта может быть связан с нарушением обмена витамина В12, что, в свою очередь, вызывает поведенческие нарушения.

При сравнении содержания микроэлементов в группах с разным уровнем агрессии выявлено, что для агрессивных студентов характерна тенденция к более высоким средним значениям мышьяка (в 1,9 раз), хрома и ванадия (в 1,2 раза), а также железа. Слишком высокое содержание железа приводит к агрессивному или гиперактивному поведению, то есть опять-таки к симптомам девиантного поведения [13].Для студентов IIгруппы были характерны более высокие значения кремния (р<0,05), марганца (в 1,3 раза), никеля (в 1,4 раза), меди, бора, йода. Средние значения содержания лития, селена, кобальта и цинка практически не отличались.

Сравнительный анализ распространенности отклонений в содержании микроэлементов в волосах обследованных выявил дефицит селена у 100 % студентов обеих групп и кобальта у 91 % — в Iи у 81 % во IIгруппах (рис. 4). Что вероятно отражает биогеохимические особенности территории и подтверждается полученными ранее данными [6, 7, 8].

Рисунок 4. Распространенность отклонений содержания микроэлементов в волосах юношей с разным уровнем агрессивности, %.

Несмотря на то, что уровень цинка был выше рекомендованных норм в обеих группах, у студентов с высоким уровнем агрессии дефицит данного элемента встречался в 2 раз чаще, по сравнению с группой неагрессивных студентов.Наблюдалась такая же тенденция к более высоким средним значениям железа и кремния. Снижение содержания цинка и увеличение концентрации меди в организме согласуются с данными Уолча при обследовании агрессивных настроенных взрослых людей и подростков [4]. Во IIгруппе студентов дефицит марганца встречался в 11 % случаях, что достоверно чаще (р<0,05), чем в Iгруппе студентов. У трети агрессивных студентов отмечался избыток данного химического элемента, что в 1,4 раза чаще по сравнению с неагрессивными студентами. Определена цепь патологического влияния дефицита марганца — усиление процессов ферментативного окисления катехоломинов и других нейромедиаторов (дофамин-бета гидроксилаза, энкефалиназа, моноаминооксидаза, ГАМК-трансфераза и т. д.) приводит к снижению концентрации катехоломинов и нарушению дофаминового обмена [4].

Практически для всех обследованных был характерен избыток лития и для более половины обследуемых избыток железа. Высокие значения содержания меди в 1,5 раза чаще отмечались у студентов IIгруппы. В 14 % случаях студенты с низким уровнем агрессии характеризовались повышенным содержанием никеля (р<0,05). Примерно у 20 % студентов обеих групп отмечался избыток хрома и кремния.

Анализ распространенности отклонений содержания всех исследуемых элементов показал, что для большинства студентов (более 50 %), независимо от уровня агрессивности, был характерен избыток лития и дефицит селена и кобальта. У большинства студентов Iгруппы также отмечался избыток железа, а для большинства студентов IIгруппы было характерно повышенное содержание магния.

Анализ полученных данных по содержанию токсичных и потенциально токсичных химических элементов в волосах студентов университетаи сравнение их с оптимальным центильным интервалом показал, что средние значения содержания всех изучаемых элементов соответствовали физиологической норме (рис. 5). Однако наблюдалась тенденция к более высоким средним значениям алюминия и ртути в студентов с агрессивными тенденциями в поведении. Однако хорошо известно, что агрессия может быть спровоцирована дефицитом нутриентов и накоплением в организме некоторых токсических тяжелых металлов. Это связано с накоплением тяжелых металлов в организме и образованием дефицита макро- и микроэлементов, а взаимосвязь этих изменений с качеством питания населения и особенное возрастание гликемического индекса пищи создает очень благоприятное плато для сдвига биохимических процессов организма и возникновению девиантных форм поведения. У людей с агрессивными тенденциями в поведении чаще, чем у других возникает синдром мальабсорбции — нарушение всасывания, дисфункция поджелудочной железы, т. е. нарушается обмен.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Рисунок 5. Сравнение относительного содержания химических элементов в волосах юношей с разным уровнем агрессии.

Свинец — мощный токсин, часто связанный с развитием множества поведенческих проблем, включая агрессию, дефицит внимания и другие девиантных форм поведения. Ведущий эксперт в области интоксикации детей свинцом доктор H.L. Needlemen из Медицинского Университета Питтсбурга (США) суммировал результаты исследований за последние 20 лет и четко установил связь между уровнем свинца в организме и развитием гиперактивности [17, 18]. Более того, ученые обнаружили, что на самом деле для поражения центральной нервной системы достаточно значительно меньшего количества свинца, чем считалось ранее [19, 17].

Содержание кадмия было в 2,1 раза достоверно выше в группе агрессивных студентов (р<0,05). Отмечалась тенденция к более высоким значениям содержания алюминия, ртути и свинца, а содержание олова в волосах обследуемых без агрессивных тенденций в поведении было в два раза ниже чем в группе агрессивных студентов. Анализ распространенности отклонений содержания токсичных элементов в волосах обследуемых показал, что избыток алюминия в 1,6 раз чаще встречался в Iгруппе студентов с агрессивными тенденциями в поведении (рис. 6).

Рисунок 6. Распространенность отклонений содержания токсичных и потенциально токсичных микроэлементов в волосах юношей с разным уровнем агрессивности, %

Резюмируя полученные результаты можно отметить, что элементный портрет обследованных групп, аналогичных по полу, возрасту, месту проживания, социальному статусу и состоянию здоровья, но различающихся по уровню агрессивности имеет ряд отличий. Средние значения содержания химических элементов у юношей обеих групп, по сравнению со средними российскими значениями, характеризовались повышенными значениями содержания в волосах магния, лития, цинка и дефицитом селена и кобальта, что вероятно отражает биогеохимические особенности территории и подтверждается полученными ранее данными [4, 5]. Для большинства агрессивных студентов характерен избыток натрия и железа, а в группе неагрессивных студентовчаще фиксировалось избыточное содержание в волосах марганца. При сравнении средних значений содержания химических элементов выявлено, что для агрессивных студентов характерно более высокое содержание калия (р<0,05), натрия (р<0,01), кадмия (р<0,05). У студентов IIгруппы отмечалось более высокое содержание кремния (р<0,05).

Таким образом, в результате исследования было выявлено различие в содержании химических элементов у лиц с разным уровнем агрессии, что послужило разработке превентивных мер коррекции психофизиологического состояния студентов путём оптимизации микронутриентного состава водно-пищевых рационов и разработке психолого-педагогических мерразрядки гнева и агрессивности в студенческой среде.

«Элементный портрет» группылиц с агрессивными тенденциями:

↑ К, Na, Fe, Cd Al Hg Sn

↓Mg, Cu

«Элементный портрет» группылиц без агрессивных тенденций:

↑ Mn, Mg

↓ Se

«Элементные портреты», полученные на основании анализа волос групп лиц отличающихся особенностями поведения, различны, что согласуется с ранее проведёнными исследованиями [9, 12, 13].

Учебно-научно-исследовательской лабораторией психопрофилактики, психокоррекции и психодиагностики кафедра профилактической медицины Оренбургского государственного университета, химико-биологического факультета разработаны мероприятия по коррекции микро- и макроэлементного статуса и профилактики агрессивного поведения, которые осуществляются в 2 этапа: первый этап — элиминация избыточных количеств микроэлементов способом энтеросорбционной терапии, восполнение дефицита макро- и микроэлементов методом пищевой коррекции; второй этап — освоение простых и доступных способов разрядки гнева и агрессивности включающий: анализ конфликтных ситуаций и способов выхода из них в индивидуальных и групповых занятиях с психологом, с проработкой агрессивных чувств и ощущений; разработка индивидуальных релаксационных упражнений, позволяющих научиться управлять своим эмоциональным и внутренними переживаниями. После завершения коррекционных мероприятий студентам выдаются рекомендации, направленные на профилактику развития отклонений элементного статуса (по организации рационального питания, привитию гигиенических навыков и пр.). Результаты наших профилактических мероприятий по коррекции микро- и макроэлементного статуса и профилактики агрессивного поведения будут оценены в дальнейших наших исследованиях.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Списоклитературы:

Войнар А.И. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека / А.И Войнар. — М.: Высшая школа, 1960. — 554 с.
Горизонты Колорадо. Медицинский калейдоскоп// Первая русская газета Колорадо. № 24/661 от 22 июня 2012 . — С. 24—25.
Катулин А.Н. Опыт применения дополнительного перорального питания для улучшения обмена макро- и микроэлементов у спортсменов / А.Н. Катулин. // Микроэлементы в медицине. — 2004. — Т. 5. — Вып. 1. — С. 16—20.
Клиника. Ген агрессии у преступников в крови? // Комсомольская правда//, 29 ноября 2002г.
Лобанова Ю.Н. Особенности элементного статуса детей различных регионов России: Автореф. дисс. к.б.н. — М., 2007. — 20 с.
Нотов О.С. Влияние питания и элементного статуса на психофизиологические показатели в экстремальных условиях жизнедеятельности: Автореф. дисс. к.м.н. — С-Пб., 2010. — 19 с.
Нотова С.В. Особенности элементного статуса жителей Оренбуржья // Вестник РУДН. Серия медицина и физиология. — 2005. — № 2. — С. 166—168.
Нотова С.В. Эколого-физиологическое обоснование методов коррекции элементного статуса и функциональных резервов организма человека: Автореф. дисс. д-ра м. н. — М., 2005. — 40 с.
Скальный А.В. Референтные значения концентрации химических элементов в волосах, полученные методом ИСП-АЭС / А.В. Скальный // Микроэлементы в медицине. — 2003. — Т. 4. — № 1. — С. 55—56.
Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека / А.В. Скальный — М., Издательский дом «Оникс 21 век»: Мир, 2004. — 216 с.
Черемушникова И.И., Бибарцева Е.В., Петросиенко Е.С. Агрессия как показатель дезадаптации в студенческой среде // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». — Москва,2009. — С. 493—494.
Черемушникова И.И., Петросиенко Е.С., Нотова С.В. Межполушарная асимметрия и индивидуальные агрессивные стили эмоционального поведения // Технологии живых систем. — 2009. — Т. 6. — № 6. — С. 70—72.
Черемушникова И.И., Петросиенко Е.С., Нотова С.В. Технология диагностики склонности к девиантным формам поведения // Технологии живых систем. — 2010. — Т. 7. — № 6 — С. 62—65.
Akerberg R., Hoffmann КMoglichkeifen in Diagnostik und Therapie mit der Gewebe-Mineral-Analyse aus dem Haar.// Haaranalyze in Medizin und Um-welt./Herausgeb/ von C. Krause und V. Chutsch. Stuttgart — New York: Gustav Ficher Verlag.—1987. P. 171—190.
Arseneault L., Cannon M., Fisher H.L., Polanczyk G., Moffitt T.E., Caspi A. Childhood trauma and children’s emerging psychotic symptoms: a genetically sensitive longitudinal cohort study. American Journal of Psychiatry. — 2011. -Vol. 168. — P. 65—72.
Belsky, D., Caspi, A., Arseneault, L., Bliedorn, W., Fonagy, P., Goodman, M., Houts, R, Moffitt, TE. Etiological features of Borderline Personality-related characteristics in a birth cohort of 12-year-old children. Development and Psychopathology. — 2012. — Vol. 24, P. 251—265.
Needleman H.L., Gunnoe C., Leviton A., Reed R., Peresie H., Maher C., Barrett P. Deficits in psychologic and classroom performance of children with elevated dentine lead levels. New Eng J Med . —1979. — Vol. 300 (130) — P. 689—695.
Needleman H.L., Schell A., Bellinger D., Leviton A., Allred E.N. The long-term effects of exposure to low doses of lead in childhood. An 11-year follow-up report. N Eng J Med . —1990. — Vol. 322(2). — P. 83—8.
Schoenthaler S.J. The effect of vitamin-mineral supplementation on violent and non-violent antisocial bela among in cerebrated juveniles / S.J. Schoenthaler // J. Nutr. Env. Med. — 1997. — Vol. 7. — P. 343—352.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

620

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке