Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Изучение проблем формирования языковой культуры учеников начальной школы»

Политические, социально-экономические и культурные изменения, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на развитии образовательной системы. Воспитание языковой культуры –  является проблемой, создавщуюся  изсоциально-общественной необходимости нашего времени.Будущее Казахстана, на которое возлагаются большие надежды в новом веке, сейчас сидит за школьными партами.

Мы надеемся на то, что именно они будут передавать из поколения в поколение наш родной язык, его богатство и красоту, его большие возможности для развития мысли. А основа этого доверия должна быть заложена в начальных классах. Основной целью в воспитании культуры языка в младших классах  является, наряду с передачей информации о смысле и важности родного языка, об истории и современности, о характеристике различных видов ораторского искусства, развивать словесную культуру учеников, научить использовать язык согласно его социальной функции, совершенствовать их интеллектуальные способности.  В настоящее время, в век когда повысилась роль науки  в общественной  жизни, очень большое значение имеет совершенствование языковой культуры народа.В своем послании президент Н.Назарбаев особо отмечая, что проводимые реформы в сфере образования являются требованием времени, сказал: «Реформа системы образования — это одна из важных средств дающих возможность обеспечить конкурентноспособность Казахстана». Поэтому воспитание молодого поколения «… соответсвующего потребностям экономического и общественного обновления» напрямую зависит от уровня владения родным языком, от способности ясно и систематизированно донести свою мысль [5, с 11].  А основы этого должны быть заложены в начальных классах. Духовный просветитель нашего народа, гений нашего народа А.Байтурсынов ещё в двадцатые годы прошлого века, первым анализируя образование и строение казахского языка, сформулировал теоретические основы культуры речи и обосновал их с научной точки зрения. Ценность мыслей А.Байтурсынова о культуре речи исследуется до сих пор. Он ставит следующие требования к культуре языка: «Речь должна быть осмысленной, говорящий излагает свои мысли не для себя, а для других. Поэтому он должен говорить так, чтобы другие без труда понимали его. Для этого говорящий должен владеть словом.»[2, с 233 ] и «Знание всех слов казахского языка не говорит о том, что мы владеем казахским языком. Владеть языком, значит выбирать слова соответственно данной мысли и строить предложения в правильном порядке». Предлагая вышеперечисленные принципы, он определяет такие понятия как: «смысл слова», «подбор слов», «чистота языка», «ясность речи», «точность языка», «наглядность речи», «культура речи»[3, с 30], и рассматривает обучение учеников культурной речи как основную задачу (проблему). Сказанные в своё время эти мысли А.Байтурсынова ещё не потеряли своей ценности. Впервые мысли о важности обогащения речи учеников, правильно и систематизированно выражать свои мысли, грамотно писать и быть культурным были озвучены и воплощены в жизнь Ы.Алтынсариным. При Оренбургской комиссии он основал специальную семилетнюю школу для детей казахов (она называлась четырёхклассной школой), согласно учебному плану и «Уставу» ученик четвёртого класса должен был: «Тренироваться в написании лёгких сочинений на двух языках, вести сложное делопроизводство …  научить делать их копии»[1, с 30]. Ценность трудов великого педагога в том, что все тексты предназначенные для изучения наряду с воспитанием в ребёнке гуманности они направлены на обогащение его словарного запаса и развитию речи, на рсширение его кругозора и развитию интеллекта, и овладев родной речью, сформировать нормы употребления литературной речи в общении учеников. Учёный-просветитель показал важность обучения ребёнка говорению через текст и доказал это на деле. «Развитие языка, чувств, — говорит он, — дальнейшее обогащение словарного запаса, с которым дети пришли в школу, требует продуманной системы уроков и упражнений». Поэтому он сгруппировал народные легенды и рассказы, образцы стихотворений, пословиц – поговорок, также рассказы, переведённые с других языков, и собственного сочинения.  В своём учебнике Ы.Алтынсарин уделяет большое значение не только воспитательным, дидактическим проблемам, но и чистоте казахского языка, употреблению слов,указал также важность выбора доступной для понимания методики обучения в целях развития детской речи [4, с 41]. Основная ценность вышеперечисленных трудов учёных-основателей методики преподания казахского языка в начальных классах заключается в том, что через эти труды была оказана практическая помощь учителям в виде указания путей обучению казахскому языку. Также, исследовав методику обучения казахскому языку в начальной школе с теоретической и методической точки зрения, внесли большой вклад в формировании её как отдельной сферы науки. В последующие годы были успешно защищены фундаментальные научные труды, которые рассматривали проблемы методики преподавания казахскому языку в начальной школе с отдельной научной точки зрения, принимая во внимание возрастные особенности учеников начальной школы, выявляя наиболее эффективные методы развития их речи, находясь в поиске путей формирования лексических навыков, совершенствования речи на этапе правописания, пополнению словарного запаса. Одним из таких фундаментальных трудов является труд учёного-методиста, профессора С.Рахметовой, которая особо рассматривала проблемы развития речи учеников начальной школы. В своём труде она говорит о том, что на пути развития речи учеников необходимо: во-первых, обогатить словарный запас детей, и уделять этому не несколько уроков, а обучать с первых дней прихода ребёнка в школу, показывая пути объяснения различных значений слов через лексические приёмы; во-вторых, сформировать навыкисвязной речи учеников начальной школы. Учёная приходит в выводу, что только трёхсторонняя работа в развитии языка может принести свои плоды. Первое – обогащение словарного запаса учащихся, второе – оучение построению словосочетаний и предложений, используя изученные слова, третье – работа по обучению говорению. Учёная сделала правильные выводы, говоря о том, что работы по пополнению словарного запаса являются одним из направлений развития языка.Такой вывод ясно показывает необходимость пополнения словарного запаса учеников. По поводу данной проблемы сделаны следующие выводы: «Таким образом, целью словарной работы является правильное восприятие слова в тексте, понимать его смысловые оттенки и особенности, т.е. обеспечить быстрое понимание детьми  в необходимых случаях; при помощи различных упражнений, поняв полный смысл изученных слов, вывести детей на уровень, когда они по неоходимости без помощи учителя смогут правильно их употребить. Всё это благоприятно влияет на повышение качества знаний учеников».В стенах начальной школы формирование личности начинается со способности донести свою мысль на родном языке свободно, правильно, ясно. Ученик должен уметь выразить свою мысль, во первых, не стесняясь; во вторых, уметь правильно и точно составлять предложения; в третьих, освоить первые простые элементы культуры говорения; в четвёртых, уметь строить отношения с окружающими. Как показано в выводах, необходимо освоить основные принципы и концепции языковых отношений.

В заключении, следует указать, что главной проблемой языковой  культуры   является – влияние на человека с помощью языковых инструментов в целях построения отношений. Значит, в поведении каждого человека, в его природе должны присутствовать культура, и не только использование в устной  и письменной речи  человеком каждого слова, словосочетания и предложения в правильном смысле, но и притягательно, впечатляющее использование  должно рассматриваться как одна из  компонентов духовной культуры в широком смысле. Поэтому, обучение учеников начальной школы казахскому языку соответственно государственному требованию Республики Казахстан, формирование культуры речи детей стало актуальной проблемой.

Список литературы:

Алтынсарин.Ы. Учебно-методические произведения.Алматы:Жазушы,1988 -66 с

Байтурсынов А. Произведения. Алматы: Жазушы, 1989 — 320 с.

Байтурсынов А. Языкознание.- Алматы:Ана тілі.1992- 44с.

Балақаева М., Серғалиев М. Культура речи :Учебник /Алматы: Зият Пресс,    2004- 140с.

Послание народу Казахстана. ПрезидентР.К Н.А.Назарбаев.//Университет–      2006г.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

423

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке