Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Изучение профессиональной компетентности провизора как фактора мотивации к успеху»

Исторически так сложилось, что провизором назывался любой аптечный работник. Однако, провизор (в переводе с латыни – предвидящий, смотрящий вперед) – это специалист с высшим фармацевтическим образованием, досконально разбирающийся в лекарственных препаратах, их применении, составе и дозировках, а также прекрасно знающий фармакологию и химию, ориентирующийся в лекарственных препаратах, их видах и группах, исходном сырье и т.п.

На протяжении веков они были хранителями аптечных традиций и секретов приготовления лекарственных средств. Именно к ним и врачам больные идут за советом, от их знаний зависит жизнь и здоровье людей. На протяжении многих лет считалось, что быть провизором престижно.

Понятие «профессиональная компетентность фармацевтических работников» представляет собой совокупность знаний, способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной деятельности в данной сфере, и является одним из основных этапов становления провизора. В первичном интересе к профессии одну из главных ролей играет степень ее престижности. Решено было изучить представление студентов о будущей работе посредством исследования их отношения к выбранной специальности, возможностей трудоустройства и др. аспектов [1].

В сентябре 2010 г. на базе ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Росздрава было проведено социологическое исследование в форме опроса студентов 1—5 курсов. Исследование проводилось методом анкетирования и интервьюирования. В опросе приняли участие 1400 студентов очной формы обучения, 85% опрошенных составили девушки и 15% — юноши.

Как показал опрос, доминирующая часть студентов — приезжие из разных областей Ставропольского края (46%) и республик Северо-Кавказского Федерального округа (24%). Почти треть опрошенных студентов (30%) представляют другие регионы России.

Фактор выбора профессии является решающим в профессиональном становлении специалиста. Было решено выявить факторы, повлиявшие на выбор учащимися профессии «провизор». Полученные данные свидетельствуют о том, что главными факторами стали наклонности (35%) и совет родителей (55%). Около 7% студентов отметили «другое». Незначительная часть студентов (3%) воспользовалась советом друзей и знакомых, работающих по этой специальности. Следовательно, при выборе трудовой деятельности у большинства студентов не было четкой направленности на профессию. Эффективная учебная деятельность студентов во многом определяется сложной системой мотивов, в основе которой лежат ранее сформированные потребности, интересы и способности [1].

Развитие фармацевтической отрасли в последнее время сделало профессию провизора более социально значимой. Как свидетельствуют полученные данные, у большей части студентов (65%) присутствуют мотивы престижности специальности. Прагматические мотивы отметили 55% студентов, считающих фармацевтическое образование наиболее эффективным и быстрым средством к достижению материального благополучия. Интерес к профессии, к получению качественной профессиональной подготовки и желанию быть полезным людям имеется менее чем у половины опрошенных студентов (35%). Это является сигналом того, что у студентов в процессе обучения могут возникнуть трудности в формировании навыков оказания квалифицированной фармацевтической помощи. К сожалению, познавательные мотивы в общем рейтинге занимают лишь последнее место (10%), что отрицательно сказывается на скорости овладения знаниями, необходимыми специалисту, и на их прочности.

Анализ профессиональных ожиданий будущих специалистов показал, что после окончания ВУЗа большинство студентов (85%) хотят иметь высокооплачиваемую работу, что вполне соответствует выявленным у них мотивам выбора профессии. Вместе с тем, будущие специалисты ценят вакансии, способные приносить не только материальное удовлетворение. Половина студентов считают, что при выборе места работы необходимо учитывать и возможность для самосовершенствования. К сожалению, только 20% опрошенных хотели бы в полной мере реализовать полученные знания и в полной мере осознают гуманитарную составляющую своей будущей деятельности.

Изучение отношения студентов к выбранной профессии продемонстрировало, что большинство опрошенных (60%) довольны своим профессиональным выбором. Вместе с тем, более половины студентов (55%) не имеет четкого представления о содержании профессиональной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о прямой зависимости между информированностью студента о профессии и отношением к учебе. Лишь 40% студентов учатся с большим желанием, у 50% опрошенных учеба вызывает некоторый интерес, а 10% относятся к учебе безразлично или учеба им в тягость. Такой поверхностный подход к учебе не способствует полноценному усвоению знаний и приобщению к профессии.

Анкетирование показало, что около 5% всех опрошенных студентов начали работать по специальности уже во время обучения в академии. Это, в основном, работа в аптеках различных форм собственности и на оптово-посреднических предприятиях. Еще 30% респондентов хотели бы найти работу по специальности. Около 15% опрошенных работают не по специальности. Не работают 50% студентов, считающих, что совмещение работы может негативно отразиться на учебе. По мнению остальных студентов, совмещение работы с учебой дает им определенные конкурентные преимущества на рынке труда, а также является дополнительным источником дохода.

За годы обучения студенты получают знания, навыки и умения, прежде всего, в области своей профессии. Нами были ранжированы знания отдельных аспектов профессиональной деятельности среди студентов 5 курса: 1 место занимают возможности трудоустройства, 2 – уровень оплаты, 3 – особенности коллектива, 4 – условия труда, 5 — способности, свойства личности, необходимые для работы.

После получения диплома специалиста все студенты собираются работать по специальности и проходить обучение в интернатуре. 75% респондентов  выразили желание окончить интернатуру по двум специальностям одновременно. При этом значительна доля молодых людей (35%), которые желают получить второе высшее образование, из них 20% уже обучаются в другом ВУЗе. Эти студенты считают, что получение второй специальности может повлиять при устройстве на работу, получить либо изменить свою специальность после завершения учебы. Они также считают, что профессионального фармацевтического образования недостаточно для работы в фармацевтической отрасли. Сегодня провизору необходимы глубокие знания рыночной экономики, основных законов маркетинга и предпринимательства. Около 10% опрошенных планируют посвятить себя научным исследованиям (поступление в аспирантуру) и преподавательской деятельности. 40% опрошенных принимают активное участие в работе студенческого научного общества, научных конференций, а их экспериментальные исследования завершатся дипломными работами. Только 3% респондентов не хотят работать по специальности.

В настоящее время существенно расширились карьерные возможности. Данные опроса свидетельствуют, что: 40% студентов планируют делать карьеру в аптечном секторе фармацевтического рынка, как наиболее соответствующего профессии провизора; 20% опрошенных хотели бы работать медицинскими представителями, мотивируя выбор относительно высокими зарплатами этой категории работников; 15% опрошенных хотят пойти работать в региональные и федеральные органы управления; 13% будущих специалистов предпочли бы трудиться в оптовых структурах; 7% респондентов интересует фармацевтическое производство; 5% респондентов привлекает работа в страховых медицинских компаниях.

Результаты анкетирования показали, что будущие специалисты в целом знакомы с фармацевтическим рынком труда и видят себя в различных сферах лекарственного обращения.

В ходе исследования было установлено, что не все студенты в полной мере понимают, что только систематическое расширение знаний может поддерживать высокую компетентность специалиста и позволить соответствовать требованиям рынка. Только 70% опрошенных отметили, что им всегда придется заниматься самообразованием. Почти треть студентов (30%) считают, что достаточно один раз получить сертификат специалиста.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Основываясь на полученных данных, считаем, что в процессе подготовки будущих специалистов необходимо воспитывать у них стремление и способность непрерывно совершенствовать свои знания.

Для фармацевтической отрасли небезразлично, какие специалисты займут рабочие места после обучения. Проведенное исследование показало, что недостаточно сформированные профессиональные, социальные и познавательные мотивы, а также низкая мотивация к непрерывному образованию могут стать препятствием для получения глубоких профессиональных знаний. Это может привести к выпуску специалистов, не отвечающих современным требованиям рынка труда.

Таким образом, задачей базового профессионального образования в ВУЗе должно стать формирование у будущих провизоров желания и стремления к постоянному обучению для поддержания профессиональной компетентности. Это соответствует концепции Болонского процесса, предусматривающей непрерывное образование специалистов.

Список литературы:

1.Люлина С. Мотивация к успеху // Российские аптеки. – 2009. — №1-2. – с. 21-22.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

449

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке