Внимание культурологов к проблемам ставрографии может, на мой взгляд, плодотворно сказаться на развитии ставрографии, ибо именно интегративный характер культурологического знания позволяет поставить вопрос о динамике развития типов и форм креста в контексте древнерусской культуры, функционально определить типологию произведений, изучить семиотику иконографии крестов. Данная статья представляет собой обзор исследований, посвященных нательным и наперсным крестам, имевшим исключительное значение и распространение в Древнерусской культуре, выявлению их функций и основных форм.
В Православном Богословском энциклопедическом словаре приводится следующее определение нательного креста: «крест наперстный (нательный) — это крест, носимый на груди то поверх одежды, то под нею» [5, c. 1493].
Фёдоров Ю.А. в книге «Образ Креста: история и символика православных нагрудных крестов» выделяет два способа ношения нагрудных крестов: нательные и носимые поверх одежды. Тельный крест на Руси называли тельником. Он одевался на каждого христианина при совершении таинства Крещения. Функцией такого креста являлось обозначение конфессиональной принадлежности. В ношении креста под одеждой проявлялась идея соотношения креста Христова и нательного креста [8, c. 112]. Кроме того, как писал Аверинцев С.С., составитель энциклопедического словаря «Христианство», первые христиане изображали кресты на своем теле или носили их тайно, чтобы избежать насмешек, оскверняющих святыню, и преследования врагов [1, c. 139].
В крестах, носимых поверх одежды, по теории Фёдорова Ю.Л., главным становится подчеркивание идеи служения. На Руси они были принадлежностью епископского сана, а так же (до петровской эпохи) обязательными предметами княжеского и царского облачения. Это объяснялось тем, что таким образом человек показывал, что вся его деятельность в мире совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поверх доспехов носились параманные или параменные кресты. Воины надевали их на грудь поверх брони, закрепляя тесьмой на плечах. Для этого на крестах имелись скважины или ушки сверху и снизу [8, c. 28].
В книге Нечволодова А. «Сказание о русской земле» сказано, что такими крестами благословляли воинов в ратные подвиги, они служили духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами [3, c. 932].
В предисловии к альбому «Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века», составленному Гнутовой С.В. и Золотовой Е.А., обобщены и описаны разнообразные типы, формы и декор предметов медного литья, в том числе и интересующих нас крестов. В подрисуночных подписях даются следующие сведения о предметах: тип, название, центр изготовления, датировка, материал, техника и размеры в сантиметрах. В сведениях, данных в альбоме, об иконографических особенностях изделий медного литья, излагается история развития православного нагрудного креста Авторы пишут о том, что древнейшие кресты X—XII веков были четырехконечные с равными концами, изготовленные из таких пород камней, как яшма, лазурит и мрамор. В XIX веке такой тип крестов получил в специальной литературе название «корсунский» [2, c. 136].
Фёдоров Ю.А. в книге «Образ креста» дополняет эти сведения, сообщая, что такие кресты часто имели металлическую обкладку на концах креста, соединяемые перевязью, и металлическое подвижное оглавие [8, c. 30].
Но помимо деревянных крестов, были и металлические тельники. Их отливали из серебра и бронзы, вырезали из металлической пластины или монеты. Форму они имели несложную, ближе к греческому типу с простым геометрическим или растительным орнаментом. Они, в основном, служили знаком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл.
Фёдоров Ю.А. сумел выделить девять видов древних крестов: прямолинейные с прямыми углами средокрестия, с расширяющимися балками, с дугами средкрестия и кругами на концах балок, прямолинейные с меньшими крестами на концах балок (известные под названием патриарших крестов, часто вписывались в круг), с квадратом или ромбом в средокрестии и изображением креста, с трехпластными криновидными концами, с тремя шариками на концах, образующими треугольник, с треугольными концами [8, c. 34].
В альбоме Гнутовой С.В. и Золотовой Е.А. сказано, что одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI—XV веков являются кресты-энколпионы [2, c. 137]. В переводе с греческого «энколпион» — «носимый на груди, на сердце» [4, c. 23]. Название «энколпион» обычно применимо к изделиям византийского происхождения. На лицевой створке крестов-энколпионов, производившихся на территории Киевской Руси, изображали распятого, страдающего Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещали изображения Богородицы и Иоанна Богослова [2, c. 137].
В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы, святители или избранные святые. Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов — Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса. Иногда в средокрестии оборотной створки встречается фигура святого в рост, чаще всего апостола. В боковых ветвях, как правило, располагали изображения четырех Евангелистов либо избранных святых, реже херувимов.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Важно, на наш взгляд, отметить, как помещались иконы на крест. Фёдоров Ю.А. утверждает, что до XI века изображения выполнялись в технике глубокой гравировки по отшлифованной поверхности креста. После же XI начинает преобладать техника рельефного литья. Фон литых изделий иногда украшался эмалью. В очень дорогих золотых изделиях использовалась техника перегородчатой эмали, когда углубление для последней заполнялось тончайшими золотыми перегородками, которые и создавали уникальный рисунок. Интересно отметить (это нам уже), что сожранившиеся створки домонгольского периода часто вкладывались как святыни в кресты-мощевики более позднего времени, а так же они могли выполнять роль монолитного нагрудного креста и служили образцом для следующих копий [8, c. 42].
Островский А.Б., научный сотрудник Российского этнографического музея, подготовивший к изданию альбом-каталог «Русские православные кресты в собрании Российского этнографического музея», в одной из вступительных статей под названием «Энколпионы — ранний тип наперсного креста» выделил основные формы крестов-энколпионов: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста. Пластическая форма же определялась, по мнению автора, в основном формой средокрестия (квадратная, в виде фигурного ромба, образованного дугами и другие) и концов, то есть завершающей частью полупланок (круглоконечные, трапециевидные и другие). Надписи изображались для обозначения изображенных персон [4, c. 23].
Гнутова С.В. и Золотова Е.А. [2] разделили домонгольские меднолитые энколпионы на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI века); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII века); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII века); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (вторая половина XII века). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми зеркальными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII — первой трети XIII века.
В послемонгольский период (XIV—XVI вв.) на Руси наиболее распространенными стали кресты, производные от энколпионов, либо испытавшие их заметное влияние. Островский А.Б. в статье «Энколпионы — ранний тип наперсного креста» к производным относит отлитые по тем же моделям, что энколпионы, имеющие ту же форму, иконографию и надписи, но не двустворчатые, а монолитные, утратившие способность быть вместилищем реликвий [5, c. 23].
В этот же период появляются кресты, в форме, композиции которых обнаруживается лишь некоторое сходство с энколпионами. Фёдоров Ю.А. в книге «Образ креста» называет их «крест-мощевик», и объясняет его отличие тем, что он зародился непосредственно на Руси, в XIV веке [8, c. 26].
Островский А.Б. описывает их сходство с энколпионами: воспроизведение или имитация характерных элементов, прежде имевших конструктивное значение, таких как массивное оглавие, способ его соединения с крестом, выступ на нижнем конце вертикальной планки, служащий ее завершением. Усложняется, детализируется иконография: распятие изображается обычно на Голгофском кресте, иногда показаны также орудия страстей — копие и трость с губкой, пропитанной уксусом; на боковых полупланках помещаются одиночные или парные поясные изображения предстоящих; на верхнем конце креста иногда изображается сцена, раскрывающая один из библейских сюжетов. Около распятия появляется надпись «НИКА», то есть «побеждай», победитель смерти, что служит прославлению подвига Христа [5, c. 23].
Гнутова С.В. в статье «Мелкая пластика в культуре Древней Руси» выделила так же кресты-тельники, которые часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так, рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XIV—XV веков нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени. Образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, по мнению автора, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV века, и прежде всего Людогощенский крест [2, c. 15].
В послемонгольский период крестечное дело продолжает активно развиваться. Увеличивается разнообразие иконографии крестов. Гнутова С.В. писала, что на русских крестах данного периода можно встретить образы демоноборцев — Никиты-бесогона, архангела Сихаила и других. Наибольшее количество тельных крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит к новгородско-тверскому кругу памятников. Особо богаты такими находками были города Новгород, Тверь и Старица. В Старице было найдено множество мелких красномедных крестиков (высотою от одного до четырех с половиной сантиметров) с изображениями на них Спаса Нерукотворного, Св. Николы и Никиты, а также архангела Михаила. Гнутова С.В. предполагает, что это были детские крестики, надевавшиеся на младенца при крещении, а в самой Старице в XIV—XV вв. находился крупный меднолитейный центр [2, c. 12].
В XV—XVI веках на деревянных, костяных и металлических крестах часто помещали образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Такие кресты носили на себе воины вместе со складными иконками и металлическими змеевиками—оберегами.
Еще в XIX веке один из первых исследователей в области ставрографии Троицкий Н.И. в статье «Крест Христа» писал, что в период с XV по XVI появились кресты, в центре которых находилось рельефное изображение восьмиконечного креста, с копьем и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами. Они получили название «процветших», или «Процвете древо креста», «новое живоносное дерево», что было связано с символикой креста как «дерева жизни» [7, c. 9].
Островский А.Б. в статье «Крест — дерево жизни» описывает отличительные черты крестов «процветших»:
1. два растительных побега (бутон на черенке), поднимающихся вверх по обе стороны от нижнего прямоугольного конца креста;
2. форма самих концов креста — округлого или овального лепестка, бутона, трилистника или цветка;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
3. обрамление креста по линии периметра примыкающими к ей растительными элементами — листьями, завитками;
4. помещение в каждом из углов креста шарика или бутонообразной, каплевидной фигуры на двух спиралевидных завитках;
5. моделирование ажурной поверхности креста, сплошь состоящей из растительных завитков, бутонов;
6. литой растительный орнамент из завитков, листьев, цветков, расположенных на свободной части поверхности креста;
7. эмалирование креста — обычно голубым, синим, зеленым, жёлтым цветом;
8. помещение каст растительно-цветочной формы с драгоценными, полудрагоценными камнями на лицевой поверхности креста [5, c. 24].
Фёдоров Ю.А. пишет, что в XV—XVII веках имели место кресты с иконографическими изображениями, которые на Руси называли иконами. Автор объясняет этот феномен количеством и значимостью помещенных на крестах рельефных икон, причем не только на лицевой, но и на оборотной стороне. Они отражали процесс развития русской иконописи, который в этот период достиг своего расцвета. С развитием духовно-эстетической идеи в сознании русского человека, появилась новая функция креста, требующая все большего введения в его пространства иконы. Это функция становления креста как училища богословия для крещаемого, так как тельные кресты были обязательным атрибутом таинства крещения [8, c. 38].
Но, тем не менее, основной, самой первой функцией креста является крест как знак принадлежности в христианской вере. Поэтому необходимо рассмотреть отличительные черты русского креста от западнохристианского.
Островский А.Б. посвятил статью «Отличие от западнохристианской традиции» этому вопросу. По его мнению, в отличие от западнохристианской традиции на Руси существовали на равных две формы креста, реализовавшие его первую функцию, — четырехконечный и восьмиконечный, с еще одной малой горизонтальной школой (обозначающей табличку Понтия Пилата с текстом «Иисус Назарей Царь Иудейский») и косой (означающий подножие распятого). Эти две формы использовались православным священством и сохранялись так же в среде старообрядцев; православные миряне носили на груди обычно четырехконечный крест [5, c. 24].
На русских православных крестах (в отличие от католических) распятие часто замещено изображением восьмиконечного Голгофского креста, что значительно расширяет их знаковые возможности: крест, изображенный на поверхности, — Это крест Христов, а крест-изделие служит символизации конфессии и апостольской церкви и апостольской церкви.
Таким образом, мы видим, что уже в домонгольский период русское крестечное искусство было весьма развито. Типология ранних русских крестов может быть связана со способом их ношения: тельники и кресты, носимые поверх одежды. Эти кресты выполняли разные функции, тельники указывали на конфессиональную принадлежность христианина, а кресты, предназначенные к ношению поверх одежды, указывали на образ социального служения, священнослужителя, воина или князя. Типология крестов может быть основана и на форме крестов. В домонгольский период наибольшее распространение получили корсунские равноконечные кресты и греческие энколпионы.
В послемонгольский период развитие крестечного дела достигло своего расцвета. Теперь оно опиралось не только на византийскую традицию, но стало развиваться самостоятельно, кроме того, без влияния с запада. В связи с ростом духовно-эстетического сознания русского христианина крест стал приобретать множество форм, отличных друг от друга. Появились кресты «процветшие», обладающие символикой «древа жизни»; кресты-иконы, имеющие такое же значение, как и, непосредственно, сама икона; кресты-мощевики, имеющие лишь некоторое сходство с энколпионами.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список литературы:
Аверинцев С.С. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — 324 с.
Гнутова С.В. Мелкая пластика в культуре Древней Руси// Русское медное литье. Сб. статей. Вып. 1. М.: Центральный музей, 1993. — С. 7—20.
Гнутова С.В., Золотова Е.А. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века: Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. СПб.: Интербук-бизнес, 2000. — 136 с.
Нечволодов А. Сказание о русской земле. М., 1997. — 1208 с.
Островский А.Б.. Русский православный крест в собрании Российского этнографического музея/ автор-составитель А.Б.. Авторы: А.Б. Островский, Ю.А. Фёдоров. СПб.: Арт-Палас, 2007. — 348 с.
Православный Богословский энциклопедический словарь. Т. 2. М.: Возрождение, 1992. — 1539 c.
Троицкий Н.И. Крест Христа — «Древо жизни» // Ставрографический сборник.Книга 2/ Крест в православии. М.: Древлехранилище, 2003. — С. 8—10.
Фёдоров Ю.А. Образ Креста: история и символика православных нагрудных крестов. СПб.: Иван Федоров, 2000. — 112 с.: ил.