Обращение к российскому опыту организации высшего образования было обусловлено в начале ХХ века потребностью Китая в высших профессиональных кадрах и отсутствием опыта их ускоренной подготовки, в середине века — схожим политическим и экономическим строем двух стран, идентичными проблемами в области образования. В системе высшего образования Китая накоплен определенный опыт выбора оптимальных форм организации обучения на основе использования советских практических наработок в данной области.

Одним из принципов развития китайской системы образования является политика реформ и открытости в сфере образования. Китайское правительство считает необходимым «смело проводить новые испытания и эксперименты в целях улучшения национальной социалистической системы образования» [2, с. 207]. Уже в 1950-е гг. в ходе модернизации высшей школы китайское правительство активно заимствовало советский опыт. В это время в Китай было направлено 126 советских специалистов для совместной разработки номенклатур специальностей, создания учебных программ и учебных планов. Теория и практика СССР в области образования рассматривалась тогда как модель для создания новой системы высшего образования в Китае. Сегодня скорее китайский опыт модернизации образования может быть полезен для России. Так, в последнем рейтинге лучших университетов мира, подготовленном «The Times Higher Education Supplement», Пекинский университет Beijing University оказался на 15 месте, Hong Kong University — на 41, Технологический университет Гонконга — на 43, Chinese University of Hong Kong — на 51, универ­ситет Tsing Hua — на 62, университет Fudan — на 72, Китайский технологический университет — на 93. Для сравнения, в 100 лучших в мире попал лишь один российский вуз — МГУ (79 место) [2, с. 157].

Новым этапом развития российско-китайского сотрудничества в области образования можно считать 1990-е годы. 18 декабря 1992 г. в Пекине Правительства Российской Федерации и Китайской Народной Республики, для дальнейшего развития дружественных отношений между российским и китайским народами и укрепления культурного сотрудничества между двумя странами заключили соглашение о культурном сотрудничестве. Этот документ является начальным в развитии культурного и образовательного взаимодействия России и Китая.В целом, начиная с 1991 года, после того, как Китайская Народ­ная Республика признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР, по итогам официальных визитов главы двух государств подписали ряд важнейших документов, которые составили нормативно-правовую базу для дальнейшего российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере. Особое внимание в Москве и Пекине уделяли таким ключевым аспектам сотрудничества в образовательной сфере, как расширение обмена между студентами, совместная подготовка специалистов, регулярное проведение выставок, ярмарок в области образовательных услуг, популяризация изучения русского языка в Китае и, соответственно, китайского языка в России, создание культурных центров, постоянное проведение фестивалей культуры. Взаимодействие в образовательной сфере носило комплексный характер и происходило на всех уровнях: межгосударственном, межведомственном, межрегиональном, на коммерческой и некоммерческой основах.

Период развития российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере с 2000 г. носил разносторонний характер. Основным событием в развитии российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере следует считать подписание 16 июля 2001 года «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» между РФ и КНР, который явился результатом совместных усилий двух государств и имел очень важное значение для развития российско-китайских отношений в их долгосрочной перспективе. В соответствии с договоренностью Президента РФ и Председателя КНР на встрече в г. Пекине (КНР) 18 июля 2000 г. об активизации взаимодействия в социально-гуманитарной сфере и решением, принятым на пятой регулярной встрече глав правительств двух стран, в г. Пекине 3-4 ноября 2000 г. была создана Российско-Китайская Межправительственная Комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Комиссия была создана в целях стимулиро­вания полномасштабного российско-китайского культурного взаимо­действия в рамках механизма регулярных встреч глав правительств двух стран, ею были выработаны конкретные планы по расширению и углублению кооперации двух стран в гуманитарных областях.

Согласно принципам государственной политики РФ в сфере образования, зафиксированным в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», одним из ее приоритетных направлений является интеграция отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. В связи с этим, наряду с развитием сотрудничества между российскими и китайскими вузами, в КНР сочли целесообразным создание культурно-образовательных центров и организаций, способствующих распространению китайского языка и культуры. Одной из таких организаций, действующей при поддержке Китайского государственного агентства по преподаванию китайского языка как иностранного (Ханьбань), стала система Конфуцианских институтов — институтов Конфуция «Кунцзы сюэюань». В рамках проведенных в 2006 и 2007 гг. национальных годов России и Китая на базе ряда российских вузов были открыты Институты Конфуция. По состоянию на январь 2012 г. подобные Институты открыты в 19 вузах различных регионов России, в том числе: в Российском государственном гуманитарном университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Новосибирском государственном университете, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и в ряде других вузов [1, с. 55].

Важную роль в российско-китайском сотрудничестве в образова­тельной сфере играет «Общество российско-китайской дружбы», которое главной задачей своей деятельности считает ознакомление российской общественности с объективным изложением событий, связанных с жизнью и успехами Китая и российско-китайскими отношениями; расширением социальной базы поддержки этих отношений; активному привлечению к деятельности общества молодого поколения двух стран; передачу из поколения в поколение лозунга «Всегда друзья и никогда враги».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Наиболее важными аспектами российско-китайского сотрудни­чества в сфере образования в 2000-е годы являлись: оказание взаимной поддержки обучению китайскому языку в России и русскому языку в Китае; содействие работе центров китайского и русского языков; разработка рабочих планов сотрудничества в области образования; создание совместных аспирантур; организация проведения выставок образовательных услуг российских и китайских высших учебных заведений; создание Интернет-порталов об образовательных услугах высших учебных заведений России на китайском языке и вузов Китая на русском языке. В рамках реализаций данных направлений 14 октября 2004 года Президентом В.В. Путиным и Председателем Ху Цзиньтао в Пекине был утвержден План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. План подробно описывал конкретные действия по реализации договора во всех областях взаимодействия, среди которых гуманитарное сотрудничество, включающее сотрудничество в области образования и сотрудничество в области культуры.

В настоящее время в рамках осуществления механизма встреч глав правительств России и Китая действует Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, в состав которой входит Под­комиссия по сотрудничеству в области образования. Заседания комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств и гуманитарному сотрудничеству проводятся один раз в год накануне встреч премьеров. С российской стороны комиссию с 22 февраля 2012 возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Зубков, с китайской стороны комиссию по подготовке регулярных встреч глав правительств возглавляет заместитель Премьера Госсовета КНР Ван Цишань, а комиссию по гуманитарному сотрудничеству — член Госсовета КНР (в ранге вице-премьера) Лю Яньдун.

Россия и Китай — это две величайшие державы, которые обладают собственными тысячелетними культурными традициями и ярко выраженными национальными особенностями. Одним из основных условий устойчивого развития КНР, безусловно, является наличие высококвалифицированных кадров, которые особенно ценятся в наукоемких отраслях, поэтому руководство уделяет большое внимание развитию образования как приоритетному направлению модернизации страны. Россия и Китай привлекают и используют высококачественные образовательные ресурсы, активно развивают сотрудничество. В систе­ме современного высшего образования международная деятельность образовательных учреждений двух стран становится одним из ключевых и приоритетных направлений работы.

Список литературы:

Завьялова А.А. Институты Конфуция: интеграция или экспансия? [Текст] / А.А. Завьялова// Высшее образование сегодня. — 2010, № 9. — С. 54—59.

Рябов Л.П. Сопоставительные исследования систем высшего образования [Текст] / Л.П. Рябов. М.: Наука. — 2002. — 271 с.