Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу о динамике российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере»

Сотрудничество в образовательной сфере — важная составляющая российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Основа современного сотрудничества в образовательной сфере между Россией и Китаем была заложена еще в начале прошлого столетия.

Помощь в написании статьи

Обращение к российскому опыту организации высшего образования было обусловлено в начале ХХ века потребностью Китая в высших профессиональных кадрах и отсутствием опыта их ускоренной подготовки, в середине века — схожим политическим и экономическим строем двух стран, идентичными проблемами в области образования. В системе высшего образования Китая накоплен определенный опыт выбора оптимальных форм организации обучения на основе использования советских практических наработок в данной области.

Одним из принципов развития китайской системы образования является политика реформ и открытости в сфере образования. Китайское правительство считает необходимым «смело проводить новые испытания и эксперименты в целях улучшения национальной социалистической системы образования» [2, с. 207]. Уже в 1950-е гг. в ходе модернизации высшей школы китайское правительство активно заимствовало советский опыт. В это время в Китай было направлено 126 советских специалистов для совместной разработки номенклатур специальностей, создания учебных программ и учебных планов. Теория и практика СССР в области образования рассматривалась тогда как модель для создания новой системы высшего образования в Китае. Сегодня скорее китайский опыт модернизации образования может быть полезен для России. Так, в последнем рейтинге лучших университетов мира, подготовленном «The Times Higher Education Supplement», Пекинский университет Beijing University оказался на 15 месте, Hong Kong University — на 41, Технологический университет Гонконга — на 43, Chinese University of Hong Kong — на 51, универ­ситет Tsing Hua — на 62, университет Fudan — на 72, Китайский технологический университет — на 93. Для сравнения, в 100 лучших в мире попал лишь один российский вуз — МГУ (79 место) [2, с. 157].

Новым этапом развития российско-китайского сотрудничества в области образования можно считать 1990-е годы. 18 декабря 1992 г. в Пекине Правительства Российской Федерации и Китайской Народной Республики, для дальнейшего развития дружественных отношений между российским и китайским народами и укрепления культурного сотрудничества между двумя странами заключили соглашение о культурном сотрудничестве. Этот документ является начальным в развитии культурного и образовательного взаимодействия России и Китая.В целом, начиная с 1991 года, после того, как Китайская Народ­ная Республика признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР, по итогам официальных визитов главы двух государств подписали ряд важнейших документов, которые составили нормативно-правовую базу для дальнейшего российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере. Особое внимание в Москве и Пекине уделяли таким ключевым аспектам сотрудничества в образовательной сфере, как расширение обмена между студентами, совместная подготовка специалистов, регулярное проведение выставок, ярмарок в области образовательных услуг, популяризация изучения русского языка в Китае и, соответственно, китайского языка в России, создание культурных центров, постоянное проведение фестивалей культуры. Взаимодействие в образовательной сфере носило комплексный характер и происходило на всех уровнях: межгосударственном, межведомственном, межрегиональном, на коммерческой и некоммерческой основах.

Период развития российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере с 2000 г. носил разносторонний характер. Основным событием в развитии российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере следует считать подписание 16 июля 2001 года «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» между РФ и КНР, который явился результатом совместных усилий двух государств и имел очень важное значение для развития российско-китайских отношений в их долгосрочной перспективе. В соответствии с договоренностью Президента РФ и Председателя КНР на встрече в г. Пекине (КНР) 18 июля 2000 г. об активизации взаимодействия в социально-гуманитарной сфере и решением, принятым на пятой регулярной встрече глав правительств двух стран, в г. Пекине 3-4 ноября 2000 г. была создана Российско-Китайская Межправительственная Комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Комиссия была создана в целях стимулиро­вания полномасштабного российско-китайского культурного взаимо­действия в рамках механизма регулярных встреч глав правительств двух стран, ею были выработаны конкретные планы по расширению и углублению кооперации двух стран в гуманитарных областях.

Согласно принципам государственной политики РФ в сфере образования, зафиксированным в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», одним из ее приоритетных направлений является интеграция отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. В связи с этим, наряду с развитием сотрудничества между российскими и китайскими вузами, в КНР сочли целесообразным создание культурно-образовательных центров и организаций, способствующих распространению китайского языка и культуры. Одной из таких организаций, действующей при поддержке Китайского государственного агентства по преподаванию китайского языка как иностранного (Ханьбань), стала система Конфуцианских институтов — институтов Конфуция «Кунцзы сюэюань». В рамках проведенных в 2006 и 2007 гг. национальных годов России и Китая на базе ряда российских вузов были открыты Институты Конфуция. По состоянию на январь 2012 г. подобные Институты открыты в 19 вузах различных регионов России, в том числе: в Российском государственном гуманитарном университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Новосибирском государственном университете, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и в ряде других вузов [1, с. 55].

Важную роль в российско-китайском сотрудничестве в образова­тельной сфере играет «Общество российско-китайской дружбы», которое главной задачей своей деятельности считает ознакомление российской общественности с объективным изложением событий, связанных с жизнью и успехами Китая и российско-китайскими отношениями; расширением социальной базы поддержки этих отношений; активному привлечению к деятельности общества молодого поколения двух стран; передачу из поколения в поколение лозунга «Всегда друзья и никогда враги».

Наиболее важными аспектами российско-китайского сотрудни­чества в сфере образования в 2000-е годы являлись: оказание взаимной поддержки обучению китайскому языку в России и русскому языку в Китае; содействие работе центров китайского и русского языков; разработка рабочих планов сотрудничества в области образования; создание совместных аспирантур; организация проведения выставок образовательных услуг российских и китайских высших учебных заведений; создание Интернет-порталов об образовательных услугах высших учебных заведений России на китайском языке и вузов Китая на русском языке. В рамках реализаций данных направлений 14 октября 2004 года Президентом В.В. Путиным и Председателем Ху Цзиньтао в Пекине был утвержден План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. План подробно описывал конкретные действия по реализации договора во всех областях взаимодействия, среди которых гуманитарное сотрудничество, включающее сотрудничество в области образования и сотрудничество в области культуры.

В настоящее время в рамках осуществления механизма встреч глав правительств России и Китая действует Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, в состав которой входит Под­комиссия по сотрудничеству в области образования. Заседания комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств и гуманитарному сотрудничеству проводятся один раз в год накануне встреч премьеров. С российской стороны комиссию с 22 февраля 2012 возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Зубков, с китайской стороны комиссию по подготовке регулярных встреч глав правительств возглавляет заместитель Премьера Госсовета КНР Ван Цишань, а комиссию по гуманитарному сотрудничеству — член Госсовета КНР (в ранге вице-премьера) Лю Яньдун.

Россия и Китай — это две величайшие державы, которые обладают собственными тысячелетними культурными традициями и ярко выраженными национальными особенностями. Одним из основных условий устойчивого развития КНР, безусловно, является наличие высококвалифицированных кадров, которые особенно ценятся в наукоемких отраслях, поэтому руководство уделяет большое внимание развитию образования как приоритетному направлению модернизации страны. Россия и Китай привлекают и используют высококачественные образовательные ресурсы, активно развивают сотрудничество. В систе­ме современного высшего образования международная деятельность образовательных учреждений двух стран становится одним из ключевых и приоритетных направлений работы.

Список литературы:

Завьялова А.А. Институты Конфуция: интеграция или экспансия? [Текст] / А.А. Завьялова// Высшее образование сегодня. — 2010, № 9. — С. 54—59.

Рябов Л.П. Сопоставительные исследования систем высшего образования [Текст] / Л.П. Рябов. М.: Наука. — 2002. — 271 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

735

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке