Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу о соотношении естественного и социального в эволюции человека»

Проведение социально-философского анализа феномена человека предполагает изучение сложнейшей проблемы соотношения естественного и социального в его историческом развитии. Дилемма «естественное или социальное» обсуждается священнослужителями, философами и учёными с древнейших времён. Дискуссии между сторонниками концепций о биотической и социальной сущности человека не утихают уже более сотни лет.

Помощь в написании статьи

Несмотря на остроту споров между представителями противоположных концепций к началу 80-х годов прошлого века в научной среде постепенно стало формироваться понимание необходимости синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний для изучения феномена человека и особенностей его поведения. В отечественной науке данная тенденция нашла отражение в развитии представленийо биосоциальной природе человека, согласно которым, генезис человека и общества рассматривается как итог реализации и взаимодействия двух программ эволюционного развития ― генетической и социальной. Большинство современных исследователей заявляют, что правильное понимание человеческой сущности невозможно без осознания того, что«гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции. Причём, человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры ―языка, верований, обычаев, морали» [3].

Совершенно очевидно, что социальное не возникает в готовом виде, словно «Афина из головы Зевса» [2, с. 16―19]. В основе социальности людей лежат определённые биотические предпосылки. Нейрофизиология утверждает, что с любой психической функцией человека связаны конкретные зоны мозга; психогенетика и психоэндокринология накопили большое количество данных, демонстрирующих существование связи между генотипом, гормонами и поведением индивида. Согласно А.В. Маркову, все аспекты человеческой психики, включая самые высшие, например, такие, как мораль, имеют вполне материальную основу [6].

По мнению Д. Басса, у современного человека, несмотря на весь приобретённый им в процессе социальной эволюции культурный багаж, до сих пор сохранились генетически запрограммированные механизмы, унаследованные от природы. Эти механизмы продолжают существовать в относительно неизменном виде, поскольку сегодня не происходит отбор на выживание по их наличию, отсутствию или вариациям. Однако, как утверждает Д. Басс, сформировавшись, эти механизмы имеют возможность запускаться и в современных, хотя и очень далёких от исходных, условиях. Так, например, врождённый страх высоты, в той или иной степени свойственный всем людям, проявляется в боязни летать на самолётах; страх воды порождает боязнь передвигаться водным транспортом; страх пещер лежит в основе формирования фобии метро и т. д. И хотя подобные тревожные (или агрессивные) формы реагирования жителя современного города на тот или иной ключевой сигнал в большинстве случаев не обоснованы, они, по мнению Басса, являются вполне «нормальными», так как свойственны человеку как биологическому образованию и хотя бы в минимальной степени присущи всем людям [1].

Убеждённость И. Бауэра в том, что «мозг человека делает из психологии биологию», позволяет учёному говорить о наличии «биологического стержня» в любом социальном явлении. Однако при этом Бауэр подчёркивает, что естественные элементы присутствуют лишь в исполнительном звене, но не в управляющей части и не в пусковых механизмах поведенческой деятельности. По мнению исследователя, надстройка социального над естественным проявляется в том, что первое «перехватывает управление» и подчиняет биологические по сути реакции, вроде сексуальных, родительских, агрессивных и прочих, своим, чисто социальным стимулам и ситуациям, отстраняя от руля чисто биологические влечения. В процессе антропогенеза, когда биологическая эволюция постепенно сменяется общественной историей, социальное «седлает» существующий поведенческий механизм, уже не инстинктивной природы, и «эксплуатирует» его, подменяя его исходные цели и сигналы о целях своими, следующими из культуры. Одновременно модифицируются и реакции, служащие для достижения целей» [2, с. 16―19].

Изучая механизмы поведения человека и соотношение вкладов естественного и социального в процесс реализации его деятельности, Н.А. Бондаренко, вслед за Бауэром, добавляет: «поскольку общественная жизнь у Homo sapiens (в отличие от животных), постоянно меняется и развивается, формируя историю, то «распознавательная» часть поведенческого механизма всё время также меняется и перенастраивается с более архаических схем социального взаимодействия на всё более современные» [2, с. 16―19].

Занимаясь вопросами влияния генотипа на поведение человека, эволюционные психологи отмечают, что «гены не кодируют непосредственно специфические физиологические или поведенческие особенности. Большинство особенностей полигенны, то есть они отрегулированы сложными взаимодействиями многих генов в сочетании с факторами внешней среды» [1].

Рассматривая проблему видового и индивидуального в развитии человека, Т.М. Марютина приходит к заключению о том, что каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генома человека. При этом генотип выполняет две функции: типизирует и индивидуализирует развитие. При этом, как утверждает исследователь, вклад генотипа в обеспечение нормативных аспектов развития в ходе онтогенеза существенно уменьшается, а влияние генотипа на формирование индивидуально-психологических особенностей человека имеет тенденцию увеличиваться [7].

Разделяя мнение исследователей о том, что «наличие социального наследования диалектически снимает, но не уничтожает на уровне человеческого организма действие биологического наследования» [5], хотелось бы добавить, что человечеству вряд ли когда-нибудь удастся полностью разорвать связи со своим естественным началом, вне зависимости от того, насколько далеко мы ушли от него в процессе культурной эволюции.

Очевидно, что рассмотрение вопроса о взаимосвязи эволюционно-генетического процесса, культуры и психики человека требует диалектического подхода, поскольку «теоретически упрощённая постановка проблемы, принимающая во внимание лишь часть наследственных предпосылок» [5], может привести к опасным для науки, крайним точкам зрения ―биологизаторству и социологизаторству. Было бы ошибочно подходить к рассмотрению проблемы естественного и социального в человеке и в обществе с позиции «или ―или», поскольку «все признаки от биохимических и морфологических до признаков культуры всегда наследственны и всегда детерминированы средой» [4].

Наследственность и внешнее окружение не следует рассматривать как отдельные, абсолютно независимые стороны развития. Как отмечает Ф.Г. Добжанский, «ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе; если развитие протекает в разных условиях среды, то проявление генотипа будет варьировать соответственно меняющимся условиям среды» [4].

Понятно, что «одна биология не в состоянии дать полностью аутентичный и удовлетворительный образ человека» [4]. Для того чтобы стать человеком, одних биотических предпосылок оказывается далеко не достаточно. Для этого необходимо наличие «надбиотической», социальной надстройки.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Согласно Н.Д. Субботиной [см.: 8], в процессе эволюции естественное в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме, постоянно опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами.Постепенно социальное усиливается и в конечном итоге «берёт под контроль» природное начало. Признавая примат социального над естественным, не следует, однако, думать, что в ходе антропогенеза биотическое «снимается» полностью. Отнюдь, нет. Пронизывая структуру социального многочисленными «нитями», естественное оказывает на него соответствующее влияние, а в критические моменты даже может играть определяющую роль в вопросах выживания не только отдельного индивида, но и популяции в целом.

Таким образом, можно говорить о том, что эволюция человека протекает на фоне постоянного взаимодействия естественного и социального, являющихся взаимозависимыми компонентами единой глобальной системы человеческого бытия, а в качестве движущей силы антропогенеза выступает разрешение противоречий, которые возникают в процессе реализации сложных, многоплановых отношений между естественными и социальными факторами, определяющими жизнедеятельность человека.

Список литературы:

Басс Д. Эволюционная психология: споры, вопросы, перспективы,ограничения [электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ethology.ru

Бондаренко Н.А. Этологический подход к изучению механизмов поведения ныряния у лабораторных грызунов // Поведение и поведенческая экология млекопитающих. Мат. научной конф. 4―8 октября 2005 г., Черноголовка. М.: Товарищество научных изданий КМК. С. 16―19.

Бутовская М.Л. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http:// ethology.ru

Добжанский Ф.Г. Мифы о генетическом предопределении и о tabularasa. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ethology.ru

Кукаркин А.З. Критический анализ современной социобиологии о роли наследственных предпосылок в психическом развитии человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ethology.ru

Марков А.В. Эволюция морали. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ethology.ru

Марютина Т.М. Видовое и индивидуальное в развитии человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ethology.ru

Субботина Н.Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дис. … док. филос. наук. Улан-Удэ, 2002. 353 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

426

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке