Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу о становлении я-концепции у учащихся-музыкантов в условиях инструментально-исполнительской деятельности»

Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях. Сегодня, когда актуальными стали проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, разрабатываемые в рамках различных научных школ (В.М. Симонов, И.А. Колесникова, Е.И. Шиянова и др.), утверждается новый взгляд на образование как на процесс «становления личностного «Я» человека, обретения им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала» [4, с. 15].

Возрастание интереса к познанию глубинных, сущностных проблем человека и его субъективного мира, усиление гуманитаризации психолого-педагогического знания в отечественной науке обусловили увеличение комплексных исследований Я–концепции личности, объединение усилий ученых и практиков.

Вопросами исследования Я-концепции личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: К. А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, А.А. Бодалев, А. А. Деркач, У. Джеймс, Д.И. Дубровин, М.С. Каган, И.С. Кон, Ч. X. Кули, М. Кун, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Дж. Г. Мид, К. Роджерс, J1.C. Рубинштейн, А.Н Славская, В.И. Слободчиков, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Г.А. Цукерман, И.И. Чеснокова, Т. Шибутани, Е. А. Яблоковаи др.

Следует отметить, что в психологической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция». До сих пор не выработано целостного, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое содержание самого феномена Я-концепции в различных отраслях научного знания. Остановимся на анализе некоторых научных подходов.

Первым исследователем, обратившимся к проблеме Я – концепции был У. Джеймс. По его мнению, глобальное, личностное Я (Self) нужно рассматривать как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее (I) и Я – как объект (Me). Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я – сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я – как объект). По мысли Джеймса, Я-как-объект – это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

Ученые Ч. Кули и Дж. Мид (приверженцы символического интеракционизма) расширили содержание Я–концепции личности в аспекте социального взаимодействия и ввели категорию «зеркального Я», включающее представление индивида о том, как его оценивают другие.

Р. Бернс, объединив предыдущие идеи, предложил собственную модель Я-концепции, включающую когнитивную (или образ Я), эмоционально-оценочную (самооценка) и поведенческую составляющие.

В данной концепции Р. Бернс и философы-экзистенциалисты едины во взглядах на природу человеческой сущности, способности человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.

Развивая позицию Р. Бернса, психологи (А.В. Бояринцева, М.Е. Колесникова, И. С. Кон, Ю.М. Орлов, М. Розенберг, Дж. Стейнс и др.) под Я-концепцией стали понимать совокупность всех представлений личности о себе, сопряженную  с их оценкой.

С точки зрения феноменологического направления (К. Роджерс) под Я-концепцией стали понимать – систему самовосприятий. Отличительной особенностью Я–концепции в теории К. Роджерса является сохранность «Я» в качестве целостной системы, гештальта, несмотря на изменение «Я» в результате получения человеком нового опыта. Иначе говоря, речь идет о наличие стержневого компонента в структуре Я – концепции, который служит основой для становления и развития основных черт личности, это то, что отличает одного человека от других, ему подобных.

В рамках психосоциального подхода (Э. Эриксон) Я-концепция – это своеобразная Эго-идентичность. Эго-идентичность, по словам Э. Эриксона, — это динамический процесс, и он никогда не достигает завершенности, так как неадекватность «Я» и идентичности «Я» человека толкает его к поиску новой идентичности. Таким образом, основная цель становления Я-концепции по Э. Эриксону заключается в достижении оптимальной Эго-идентичности.

Согласно психологической теории личности С. Л. Рубинштейна «Я» человека может выступать и как субъект деятельности, и как носитель определенного внешнего облика, и как совокупность психических свойств личности. Иначе говоря, речь идет о личности в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

В свою очередь, согласно концепции рефлексивного сознания (В.И. Слободчиков) Я-концепция – это результат процесса самосознания и самопознания. Самопознание, как указывается в исследованиях В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, может осуществляться в разных формах (в анализе результатов собственной деятельности, при осознании отношения других к себе, в самонаблюдении своих состояний и переживаний и т. п.)

Таким образом, анализ психологических концепций позволяет нам констатировать, что зарубежные психологи рассматривают исследуемый феномен как совокупность представлений о себе, как процесс самоактуализации и определяют его как «Я-концепция»; отечественные психологи определяют его как «образ Я» и рассматривают в контексте изучения самосознания.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Вместе с тем,несмотря на многообразие подходов, в целом авторы едины в том, что процесс познания и становления «Я» личности осуществляется под влиянием различных факторов (социальное окружение, предметный мир и интерес к себе как к субъекту деятельности). Человек, включаясь в процесс деятельности и общения, выступает как познающий и преобразующий мир и себя субъект. Также ученые сходятся в выделении трех основных составляющих в структуре Я-концепции личности: когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой или деятельностной.

Проведенный теоретический анализ существующих научных трудов, осмысляющих феноменологию Я-концепции, позволил нам дать следующее определение исследуемого феномена: Я-концепция – это интегральное образование психики, сложная, переживаемая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и к внешнему миру, природой Я-концепции является оценивающая деятельность сознания. Я-концепция связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. С ней согласуются чувства и эмоции, поступки и поведение, психологическое здоровье, действия и ожидания, успех в практической деятельности личности.

Как мы ранее отметили, проблема становления Я-концепции актуальна для разных областей научных знаний, в том числе и для педагогики музыкального образования, которая реализуется в системе дополнительного образования детей (ДОД).

В учреждениях ДОД, по сравнению с системой общего образования, создаются наиболее благоприятные условия для развития и становления Я-концепции личности ребенка, поскольку для учащегося открываются дополнительные возможности: свобода выбора совместно с педагогом образовательной области, профиля, определение во всем разнообразии интересующих именно его видов и направлений деятельности, соответствующих выбору индивидуальной траектории образования и развития, по которой ребенок может продвигаться в приемлемом для него темпе, обеспечивающей для него комфортную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего общения.

Иначе говоря, система дополнительного образования детей – это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а среда, созданная им самим, вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности. Данное обстоятельство находит проявление в совокупности функций дополнительного образования, в частности, необходимых для эффективного становления Я-концепции, функций самоактуализации личности ребенка, то есть воплощения собственных индивидуальных творческих интересов, саморазвития, личностного роста в социально и культурно значимых сферах жизнедеятельности общества.

Известно, что в системе ДОД в центре образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности через раскрытие собственного «Я» ребенка, становление его уникальной Я-концепции. В данном контексте приобщение детей к искусству происходит преимущественно в детских музыкальных школах (ДМШ) и в детских школах искусств (ДШИ), которые предполагают наряду с узкоспециализированным и широкое, общекультурное развитие детей. Не случайно в учебные планы этих учреждений включены разнообразные предметы: теоретические (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки) и музыкально-исполнительские (музыкальный инструмент, предмет по выбору, музицирование (индивидуальное, групповое), хор, ансамбль, оркестр, ритмика, вокал и др.). Взаимодействуя друг с другом, данные дисциплины способствуют максимально гармоничному развитию личности ребёнка в целом, а в частности – данные дисциплины при помощи специфических средств  помогают учащемуся состояться как творческой личности.

Тем не менее, не умоляя значимости теоретических дисциплин, на наш взгляд, наиболее продуктивными возможностями, в аспекте становления Я-концепции учащегося, обладают дисциплины, в основе которых лежит исполнительская деятельность, то есть это инструментальные и вокальные, сольные и групповые исполнительские дисциплины. Поскольку, проникая в диалектику понимания связи художественного образа музыкального произведения и его воплощения в собственной творческой исполнительской деятельности, учащийся приобретает новый личностно значимый для него смысл. Учащийся-музыкант переживает и воссоздает в разных формах свою причастность к миру музыки, как пространству и среде своего развития, и в то же время духовно и практически творит пространство своего творческого «Я» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушинский, В.В. Давывдов и другие).

Исполнительская деятельность детально исследована как в психологии  (Л.Л. Бочкарев, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин) в аспекте развития творческих способностей личности, так и в искусствоведении (А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, Б.Е. Милич, С.И. Савшинский) с позиции становления музыкально-художественного замысла произведения в исполнении.

Характеризуя специфику музыкального исполнительства, педагог-музыкант В.Л. Живов отмечает, что исполнительский процесс включает в себя два основных, связанных между собой, компонента: постижение сути произведения (восприятие) и передачу его (воспроизведение). Причем, по мнению исследователя, это не просто компоненты исполнительского процесса, а его последовательные этапы, каждый из которых, в свою очередь, включает относительно самостоятельные разделы: освоение и присвоение музыкального произведения.

Тем самым исполнительская деятельность, в отличие от других видов музыкальной деятельности, создает особые условия для того, чтобы учащиеся могли погрузиться в интонационную сферу разучиваемого и исполняемого ими произведения, поэкспериментировать с наиболее характерными, значимыми для него интонациями, открыть в них новые выразительные возможности, которые высвечиваются при различных интерпретациях.

На наш взгляд инструментальное исполнительство, по сравнению с другими видами исполнительской деятельности, обладает наибольшими продуктивными педагогическими возможностями как в плане раскрытия природы исполнительства, творческого интерпретационного процесса, так и для выявления и развития творческих потенций учащихся в качестве основы самовыражения в музыкальном искусстве, саморазвития и становления творческого «Я» личности. Поскольку, именно в процессе инструментально-исполнительской деятельности действует важная закономерность психологического порядка, согласно которой «лучший способ понять и освоить явление — это воссоздать, воспроизвести его» (С.И.Савшинский) [13, с. 158]. Игра на музыкальном инструменте, подчеркивает Г.М.Цыпин, щедро обогащает учащихся личным, собственноручно добытым опытом. При этом непосредственное соприкосновение с музыкальным материалом помогает увязывать отвлеченно-абстрактное с музыкально-конкретным, систему представлений и понятий с реальными звуковыми образами и тем самым подводит необходимую базу для различных музыкально-мыслительных операций, способствует их успешному протеканию.

Следовательно, игра на инструменте позволяет учащемуся ощутить себя человеком-творцом, пробуждая в нем художника, способного чувствовать и ценить подлинные шедевры музыкального искусства, воплощать свое видение красоты в разнообразных музыкально-творческих проявлениях, используя достаточно разнообразный круг музыкальных интонаций, широкие скачки, сопоставление регистров и т.д. Кроме того, в процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов.

Ранее мы  проанализировали научные подходы к пониманию феномена Я-концепции, при этом мы отталкивались от взглядов Р. Бернса на природу Я-концепции как способности человека творить самого себя и мир других людей. В этой связи Я-концепция представляет собой совокупность таких компонентов как: когнитивный, эмоционально-оценочный и деятельностно-творческий. Выделенные структурные компоненты находятся в тесной интегративной связи между собой. Рассмотрим данные компоненты в связи со спецификой их проявления у учащегося-музыканта.

1. Когнитивный компонент Я-концепции включает в себя знания учащегося-музыканта о самом себе, которые представляют собой совокупность различных представлений о себе или «Образ Я» (по Р. Бернсу), наполненный тремя модальностями: Я-реальное (представления, связанные с тем, каков на самом деле учащийся, он воспринимает свои актуальные способности (в частности музыкальные, исполнительские) и возможности, собственные личностные качества, свой актуальный статус); Я-зеркальное (представления о том, как его видят другие); Я-идеальное (представления о том, каким бы он хотел быть, ориентируясь на моральные нормы).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Также в когнитивный компонент входят знания, связанные с той предметной областью, которую осваивает учащийся, в частности, мы рассматриваем знание самой музыки и знания о музыке. Все знания индивида тесно переплетаются и взаимообогащаются, так само музыкальное произведение становится важным источником получаемых знаний о себе.

Иначе говоря, составляющие когнитивного компонента Я-концепции учащегося-музыканта определяют познаваемое ядро личности, которое осознается, анализируется, оценивается и подвергается изменениям в процессе инструментально-исполнительской деятельности.

2. Эмоционально-оценочный компонент связан с оценкой учащегося-музыканта самого себя, своих возможностей, потребностей, личностных качеств, идеалов, ценностей, то есть тех содержательных характеристик, которые включает когнитивный компонент Я-концепции. Также в эмоционально-оценочный компонент входит эмоциональное отношение учащегося к музыкальной деятельности, в частности, к инструментально-исполнительской, которое выражается в двух аспектах. Первый связан с определением места музыки в жизни учащегося, второй представляет собой отношение учащегося к различным граням инструментально-исполнительской деятельности: исполнительскому процессу, к исполняемому музыкального произведению, к сцене и концертным выступлениям и т.д.

Сложившаяся система самооценок образует в целом ценностное отношение личности учащегося к самой себе и своей музыкальной деятельности.  Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними эмоций и переживаний.

3. Деятельностно-творческий компонент включает в себя потребности (в первую очередь, духовные, музыкальные), музыкально-творческие умения, которые позволяют ребенку успешно осуществлять продуктивную инструментально-исполнительскую деятельность, проявляя при этом самостоятельность и активность.

Общепризнано, что мощной движущей силой человеческой деятельности, стремления к саморазвитию являются потребности. Е. П. Ильин определяет потребность как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием» [6, с. 235]. Духовные потребности человека, в частности музыкальные, обращены к ценностной сфере психики индивида как регулятору его социальной жизнедеятельности. Средства музыки выступают в качестве средств общения, познания (как социального познания – т.е. как культуры, взаимообмена идеями, ценностями и т.д., так и самопознания), и в этом аспекте выполняют функцию «наполнения» музыкально-перцептивной и музыкально-исполнительской деятельности учащегося социальным, духовно-жизненным и личностным смыслом. Именно потому, что музыкально-выразительные средства выступают в качестве средств, носителей социального и личностно значимого содержания, они и формируют музыкальную деятельность как деятельность, т.е. как жизненный процесс индивида, направленный, прежде всего реальными жизненными мотивами на собственное саморазвитие и становление.

Кроме того, базовой духовной потребностью учащегося-музыканта и удовлетворяющейся практически во всех видах деятельности является потребность в самореализации личности (по мнению авторов Н.И. Шевандрина, М.Е. Волынка).

В ходе удовлетворения потребности учащегося-музыканта в самореализации в музыкально-исполнительской деятельности происходит трансформация данной потребности. И она (потребность) становится самодеятельностью. Реализация музыкальных способностей учащегося превращается в творческое самовыполнение, а творчество становится способом деятельности. Таким образом, самореализация учащегося в музыкально-исполнительской деятельности характеризуется самодеятельным характером осуществления и творческими результатами.

Следующая составляющая деятельностно-творческого компонента – это музыкально-творческие умения. Как вид специфических творческих умений, они  представляют собой совокупность операций и действий субъекта, результатом осуществления которых является не только создание нового музыкального произведения, но и исполнительское мастерство, в котором отражается новое видение в применении музыкальных знаний в инструментально-исполнительской деятельности. Сформированность музыкальных умений обеспечивает учащемуся-музыканту самореализацию собственного творческого «Я», более высокую мотивацию личностных достижений, творческую продуктивность.

Таким образом, деятельностно-творческий компонент активизирует действие когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов в процессе принятия решений, управления своим поведением, реализации себя в собственной музыкальной творческой деятельности, а также в аспекте ответственности за свой выбор.

Иначе говоря, деятельностно-творческий компонент выступает в качестве синтезирующего звена, носит универсальный характер и является «сущностной формой связи» (С.П. Иванов) учащегося-музыканта с миром искусства.

Подытоживая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

1. Я-концепция личности все чаще становится предметом изучения в психолого-педагогических исследованиях, поскольку отражает внутреннее, экзистенциальное ядро личности; элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех личности в практической деятельности.

2. Проведенный теоретический анализ показал, что Я-концепция – это интегральное образование психики, сложная, переживаемая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и к внешнему миру, природой Я-концепции является оценивающая деятельность сознания. Я-концепция связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3. Я-концепция учащегося-музыканта представляет собой единство когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностно-творческого компонентов. В качестве сущностных характеристик компонентов Я-концепции учащихся-музыкантов будут выступать:знания учащегося-музыканта о самом себе, знание самой музыки и знания о музыке, иными словами общая музыкальная грамотность, самооценка учащегося-музыканта, эмоциональное отношение учащегося к музыкальной инструментально-исполнительской деятельности, музыкальные потребности, музыкально-творческие умения.

4. Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностно-творческого компонентов Я-концепции учащихся-музыкантов обусловлено спецификой инструментально-исполнительской деятельности и потенциалом инструментально-исполнительских дисциплин в ДМШ, в которых заложены благоприятные и эффективные условия для становления и развития Я-концепции личности учащегося-музыканта.

Список литературы:

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М.: 1999. — 224 с.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 352 с.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д.:  2000. — 351 с.

Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. № 2. — С. 17-30.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. – 448с.

Каган М.С. Художественно-творческий процесс – произведение искусства – художественное восприятие // Эстетика как философская наука. СПб.: 1997. — С. 283–304.

Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. — 240 с.

Милич Б.ЕВоспитание ученика-пианиста. М.: Кифара, 2002. — 182 с.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Классика-XXI1999. — 232 с.

Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся [Текст] / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2006. — С. 263-269.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: 2000. — 432 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интер-пракс, 1994. – 372 с.

Цыпин Г.М.Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

416

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке