Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу об отражении мифопоэтических мотивов и образов в эвенкийских сказках (на примере сказки «Монгун»)»

Эвенки – один из малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на большую территориальную разбросанность и наличие в языке наречий и говоров у эвенков повсеместно сохраняется языковая среда, продолжает существовать и фольклор, обладающий большим разнообразием жанров.

Как отмечает Е.Ф. Афанасьева, «знакомясь с фольклором эвенкийского народа, можно лучше представить себе их жизнь, быт, обычаи, традиции, их взаимоотношения внутри рода, а также взаимоотношения с другими соплеменниками» [1, С. 3].

Наиболее значительным из всех жанров эвенкийского фольклора, по мнению В.В. Беликова, является сказка – нимнгакан. Он говорит, что «именно сказкам, живому, быстро изменяющемуся, порой чуть ли не «репортажному» жанру было под силу поднять целые пласты живого эпоса» [2, С.8].

Исследователь А.Н. Мыреева из всех жанров эвенкийского фольклора выделяет «эпическое героическое сказание, известное в языке восточных эвенков под термином нимнгакан. Этот термин характерен почти для всех тунгусо-маньчжурских народов и употребляется главным образом в значении «сказка»» [3].

В сказках отображены древнейшие периоды жизни эвенков, их материальная культура, элементы духовной культуры. С удивительной красотой описываются эвенкийские родные земли, дикая, суровая природа с ее несметными богатствами. Именно благодаря таким описаниям в сказках показана глубокая взаимосвязь человека с природой и животными, их естественное состояние души, «отражены общечеловеческие понятия: добро и зло, правда и неправда, радость и зависть. В сказках всегда побеждает правда, торжествует добро, побежденными остаются все человеческие пороки» [1, С.3-4].

Эвенкийские героические сказания вобрали в себя многие мифопоэтические мотивы и образы. Рассмотрим это на примере эвенкийской сказки «Монгун».

Заглавный герой – Монгун, чья жизнь описана с самого рождения, — олицетворяет характер настоящего эвенка, обладающего такими чертами характера, как сила, храбрость, ловкость, справедливость, отзывчивость, уважительное отношение к себе, близким, родным и народу в целом. Данный персонаж олицетворяет героическое и нравственно-этическое начало.С образом главного героя связаны мифопоэтические мотивы рождения, инициации, утраты/обретения семьи/дома; мотив поиска правды.

Монгун – золотой сын — счастье, обещанное мужу-богачу старшей любимой женой. Его рождение сопровождается рядом ритуальных действий: построение для матери отдельного чума (образ чума олицетворяет начало творения и утверждения космического порядка), заворачивание новорожденного в шкуру (по эвенкийским обычаям родившегося ребенка обтирали мягкой шкуркой и заворачивали в одеяльце), подмена ребенка щенком (чтобы ребенок рос здоровым, в новую колыбель клали сначала щенка, ребенка при этом не называли по имени). Далее младенец-Монгун проходит ряд испытаний-инициаций: попадает в озеро – замкнутое сакральное пространство, в котором происходит формирование его личности, взросление и приобщение к родовому опыту. Здесь особый интерес представляет образ тайменя. Таймень в шаманской мифологии считается одним из носителей шаманской души в водной стихии, этот образ воздействует на общественную жизнь человека, позволяет формировать представления и взгляды людей на природу. В сказке таймень выполняет функцию героя-помощника.

Только достигнув определенного возраста, Монгун встречается с матерью. Он уже становится полноправным членом племени, о чем свидетельствует умение использовать охотничьи принадлежности. Но на этом процесс инициации еще не закончен. Герой должен проверить свои силы и, «когда он вырос до спины оленя», отправляется «правдуискать, злу мстить»[4].Долгий путь приводит юношу в чум отца. При этом, чтобы не быть узнанным, он накрывается берестой. В религиозных верованиях и обрядах эвенков береста играла большую роль. Она противостояла злым подземным духам, недоброжелательным шаманам и их духам, была охранительницей семьи, святынь рода.

Сын, узнав отца, рассказывает сказку (а по сути, историю своей жизни). Правда открылась, зло наказано.

Наряду с главным персонажем в сказке представлены образы трех жен. Каждая из них воплощает в себе идеал эвенкийской женщины: любимая, красивая и молодая. Первая жена, любимая, несет в себе образ матери, хранительницы очага, продолжающей род человеческий. Она олицетворяет в сказке добро, справедливость и правду. Последние две жены, «злючки», олицетворяют зло, смерть, ненависть, обман и зависть.

Сразу после рождения Монгуна первые две жены из-за ненависти путем обмана отобрали у матери ребенка и выбросили в озеро, где он попадает под опеку тайменя. Повзрослев, мальчик смог доказать правду, проучив ненавистниц.

Неслучайна организация сказочного пространства. Его можно представить в виде следующих оппозиций: чум – тайга; чум – озеро; чум – дом; вода – суша (песок).

Лес, водное пространство мыслились магической границей между мирами, рубежом между бренным и вечным, смертью и бессмертием. Попадая в мировые воды, лес, человек перерождается, то есть качественно преображается. Сакральное сказочное пространство становится местом, где проверяются убеждения и взгляды героев на соответствие общечеловеческой норме.Монгун и его мать, столкнувшись с препятствиями, не пали духом, не ожесточились, а мужественно преодолели их и получили награду, воссоединившись и обретя новый дом вместо старого «лесного» чума.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Чум по представлениям эвенков мыслился заполненным водами, символизировавшими первозданное состояние вселенной. Вообще чум отражает мифологическое представление о трехчастной вселенной (верхний, средний и нижний миры). Образ дома, символизирующий приобретение душевного покоя, счастья, семейной гармонии. Дом является замкнутым пространством, границей между мирами, рубежом между бренным и вечным, смертью и бессмертием. Традиционно дом представляется как цивилизованное, освоенное и потому безопасное место.

Мифопоэтическое начало лежит и в образе огня, благодаря которому отвергнутая мать Монгуна сумела выжить в суровых таежных условиях. По верованиям эвенков, огонь обладает сверхъестественной силой изгонять злых духов. Огонь выступает как хозяин и глава семьи или рода, хранителя человеческих душ.

В тунгусо-маньчжурских мифологиях огонь считался «главной домашней святыней. Он обладал силой изгонять злых духов, им очищали жилище, охотничье снаряжение, перед камланием — шаманские атрибуты, он способствовал благополучию, хозяйственной деятельности, удачной охоте, здоровью оленей, предупреждал о предстоящих событиях треском горящих дров, вспышек от пламени, отколовшимся угольком, полетом искр.

Почитание огня выражалось в многочисленных запретах: нельзя бросать в очаг острые предметы или рубить дрова близко от костра, чтобы не поранить духа, проливать кровь, воду в огонь, плевать, класть кости животных, рыбы и др. При этом эвенки приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды. Охотники в тайге угощали духа огня, прося послать зверя, поскольку от него успех зависел не меньше, чем от духа-хозяина охоты. Считалось, что дух-хозяин огня идет впереди и, если поймает душу зверя, тот станет добычей охотника» [5].

Таким образом, в эвенкийских сказках мы находим отражение религиозных верований и представлений о мире, материальной и духовной культуре, общественном сознании, традиционном укладе жизни эвенков.

Список литературы:

Афанасьева Е. Ф. Эвенкийская литература: учеб. хрестоматия. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. – 172с.

Беликов В. В. Биракан. Книга для внеклассного чтения в эвенкийской школе. Улан – Удэ: Бэлиг, 1995. – 120с.

Мыреева А.Н. Последний сказитель эвенкийского народа. http://www.sivir.ru (дата обращения 06.04.2012)

Эвенкийские сказки. Монгун. http://www.vknigge.ru (дата обращения 06.04.2012)

Эвенкия: Культура. Персонажи мифологии эвенков. http://evenk.ru (дата обращения 06.04.2012)

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

477

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке