Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Классификация селькупских музыкальных инструментов»

Селькупы — один из небольших аборигенных этносов Сибири, проживающий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в Красноярском крае и в Томской области [ком. 1]. Климатические и природные условия определяли своеобразие кочевого образа жизни селькупов, а основным видом деятельности на протяжении многих лет являлось оленеводство. Однако по резуль­татам исследований томского этнографа Г.И. Пелих известно о владении селькупами искусством земледелия и обработки метала [2].

Музыкальная этнография эпизодически обращалась к творчеству северных народов, в том числе и селькупов. Уже в XIX веке учёные — путешественники и миссионеры писали об угасании «инородческих племён» и отмечали, что в данном процессе угасания коренного населения большую роль играла ассимиляция северных народов с пришлым русским населением. Это откладывало отпечаток на быте, образе жизни и культуре народа в целом. При таком интенсивно исчезающем состояние этноса особое значение приобретает исследо­вание их музыкальной культуры и, в частности, фиксация сохранившихся народных музыкальных инструментов.

Музыкальная культура малочисленных народов Севера практически не изучена, поэтому сведений о национальных музыкаль­ных инструментах селькупов, очень мало. Это работыроссийских исследователей A.M. Айзенштадта, И.А. Богданова, Т.Ю. Дорожковой, Ю.И. Шейкина, О.Э. Добжанской а так же финских ученых А. Вяйзянена и Я. Ниеми. По сохранившимся обрывочным материалам в периодс XVIIIпо XX в. на территории расселения селькупов, можно судить о достаточно широком наборе селькупских музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты северных народов часто изготав­ливались из природного материала — хорошо высушенного дерева, волоса, травы, жил, кости, листьев. Изготовление инструментов не требует особого мастерства и не занимает много времени.На музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, где они выполняли функцию шаманской атрибутики, хотя само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось, как дар, посланным сверху, и способность вступать в связь с духами, что было характерно только избранникам духов. По сохранившимся сведениям известно, что инструмент, изготовленный самим исполнителем, имел волшеб­ную силу [3, с. 499].

В числе селькупских музыкальных инструментов наиболее часто встречаются разновидности идиофонический варган, из аэрофонов — природные тростники. Наиболее интересны щипковые варианты хордофонов, искусно изготовленные в виде лодки и птицы. По мнению специалистов по этноорганологии, наличие струнных инструментов, говорит о некогда развитой музыкальной культуре народа [2, с. 123]. К сожалению, на сегодняшний день вышеперечисленные музыкальные орудия практически не встречаются в повседневной культуре селькупов и их можно найти в немногочисленных музеях и описаниях.

Следует отметить, что в силу специфики исторического развития было неизбежное заимствование культурных традиций соседних племен: хантов, ненцев, северных и западных эвенков и тесно контактирующих с селькупами кетов. Это во многом определяет сходство их культур и музыкальных инструментов.

В данной статье сделана попытка обобщить известные сведения о селькупских музыкальных инструментах.

В основу систематизации, которые приведены ниже в виде таблиц, были положены основные принципы структурной классифи­кации Э. Хорнбостеля и К. Закса [4].

Таблица 1.

Селькупские народные музыкальные инструменты. Идиофоны

Таблица 2.

Мембранофоны

Таблица 3.

Хордофоны

Таблица 4.

Аэрофоны

Данные таблицы пополняется новыми названиями инструментов, что позволяет говорить о широком наборе селькупских музыкальных инструментов.

Комментарии:

1.По переписи 2002 года их насчитывается не многим более 4249 человек (из них на территории Тюменской обл. проживают —1857 человек в Ямало-Ненецком АО — 1797 человек, в Томской области — 1787 человек, в Красноярском крае — 412 человек).

2.«Народы, занимающие северные окраины Сибири и ведущие большей части кочевую жизнь» [1. c. 3].

3.Инструменты, отмеченные знаком * (звездочка), вводятся в научный оборот впервые.

Список литературы:

Добрякова А.Ф. Природа и Люди России // Остяки. М.С., Курнинъ и К, 1901. — 32 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Пелих Г.И. Селькупы: в сибирской тайге умирает народ // Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 1997. — С. 122—129.

Соколова З.П. Фольклор как исторический источник // Ханты и Манси: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2009. —С. 488—503.

Хорнбостель Э. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Ред. — сост. Мациевский И.В. М.: Сов. композитор, 1987. — Ч. 1. — С. 229—261.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

500

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке