Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Компетентностно-деятельностный подход в обучении будущего специалиста иностранному языку в неязыковом вузе»

В современных условиях вопросы обучения иностранным языкам звучат особенно остро. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам представляется нам одним из приоритетных направлений модернизации образования в целом, т.к. он в полной мере позволяет развивать личность учащегося.

Помощь в написании статьи

Разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход (КДП) предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей (комплексом компетенций), которые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности. Следовательно, можно сказать, что именно КДП является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения, с позиций которого будет осуществляться модернизации образования. Сущность КДП заключается в том, что в центре обучения находится сам студент, и, что на основе обновлённого содержания образования будет формироваться его компетентность (компетентности или комплекс компетенций), а процесс освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер. Соответственно, технологии обучения будут направлены на формирование у будущего специалиста способностей осуществлять различного вида деятельности, причем, в процессе осуществления деятельности студент будет осваивать всё новые компетентности.

Основы компетентностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Профессиональная компетентность формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельностный характер. Данное профессиональное качество динамично и, будучи однажды сформированным, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. В современных условиях, когда студенты ежедневно сталкиваются с большим количеством информации, необходимо снабдить их навыками обработки данной информации. Помочь в вопросе совершенствования образовательного процесса в этом направлении призван компетентностный подход.

В качестве основных аспектов рассматриваемого подхода (как следует из его названия) необходимо выделить деятельностный и компетентностный компоненты.

В 70-е годы ХХ века идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Тогда эта идея была весьма проста: нельзя ограничиваться в обучении основами наук и соответствующими методами обучения, необходимо развивать все уровни межличностных отношений. Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования и подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, формирование ключевых компетенций

(компетентностей), которые должны подготовить студентов к жизни в обществе.

Первоначально термин компетенция (от лат. competentis — быть способным) [1, с. 167] по Н. Хомскому обозначал систему внутренне присущих говорящему правил функционирования языка, точнее, его способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил.

Затем в зарубежной, а позднее и в отечественной методике обучения ИЯ появился термин «коммуникативная компетенция», смысл которого в том, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики, и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации. Другими словами, под коммуникативной компетенцией стали понимать «способность решать средствами иностранного языка актуальные задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» [6, с. 109]. Обучение иностранным языкам в соответствии с основными положениями КДП носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Деятельностная сущность компетентностно-деятельностного обучения иностранным языкам реализуется через «деятельностные» задания, приемы и упражнения.

Разработка компетентностного подхода к обучению иностранному языку, с помощью которого можно охарактеризовать результаты обучения на языке компетенций, является значимым условием понимания важности гуманитарных дисциплин в сфере высшего образования.

В данной статье автор разделяет точку зрения Тер-Авакян И.В. на особую значимость компетентностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

По словам Тер-Авакян И.В., «конечной целью языкового обучения в рамках компетентностного подхода должно стать развитие коммуникативных способностей студентов на основе формирования ряда компетентностных (деятельностных) умений в области коммуникации» [2, с. 3].

Тер-Авакян И.В. считает, что «основу этих умений в общем виде составляют:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

результаты усвоения учебной информации (знаний);

навыки мыслительной деятельности и их глубина (узнавание и распознавание, способность к анализу, синтезу, обобщениям, отделению существенных признаков от несущественных, широта переноса знаний);

активно реализуемая способность применять имеющиеся знания в ходе репродуктивной, реконструктивной или вариативной типов деятельности» [3, с. 3].

По мнению Тер-Авакян И.В., применительно к вопросу обучения иностранным языкам «эти умения дополняются: а) результатами усвоения базового минимума лингвистических знаний; б) способностью осуществлять коммуникативную деятельность в устной форме и письменной форме; в) навыком управлять процессом коммуникации, моделируя и модифицируя ее режимы и форматы с учетом собственных коммуникативных намерений, социально-психологических и профессиональных характеристик партнера по коммуникации, а также условий контекстуального и ситуативного характера» [4, с. 4].

В соответствии с точкой зрения Тер-Авакян И.В. «опора на системность оптимизирует процесс усвоения новой информации. В приложении к процессу языкового обучения, это проявляется в том, что студенты в ходе обучения могут:

приобрести целостное представление о природе и сущности языка как лингвистическом феномене и средстве коммуникации;

объединить языковые знания в единую, иерархически упорядоченную систему;

рассматривать языковые явления через призму их носителей (единиц языка и текста) с точки зрения выполнения ими определенных коммуникативных функций.

Сам факт овладения системой языковых знаний способствует… формированию общенаучного и обогащению мировоззренческого сознания; поддерживает развитие когнитивных и аналитических способностей и… способствует совершенствованию функциональной грамотности в области родного языка» [5, с. 4-5].

Исходя из содержания статьи, можно сделать следующие выводы:

компетентность – это деятельностная категория, которая проявляется только в определенной деятельности;

быть компетентным — означает быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания и опыт в той или иной ситуации;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

компетентность не сводится к знаниям или навыкам, она включает их в себя, так как последние и есть формы проявления компетентности на разных этапах её формирования;

значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность; непроявленная компетенция – не является компетенцией;

формирование компетентности — процесс, который в принципе никогда не заканчивается;

природа компетентности такова, что она может проявляться только при условии глубокой личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности;

значимым фактором формирования компетентности является образование.

Список литературы:

1.Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь / И.Х.Дворецкий. – 11-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2008. – 843с.

2.Тер-Авакян И.В. Компетентностная модель языкового обучения в техническом вузе. [электронный ресурс] – Режим доступа. – uploads/materials…

3.Тер-Авакян И.В. Компетентностная модель…. [электронный ресурс] – Режим доступа. – uploads/materials…

4.Тер-Авакян И.В. Компетентностная модель… [электронный ресурс] – Режим доступа. – uploads/materials…

5.Тер-Авакян И.В. Компетентностная модель… [электронный ресурс] – Режим доступа. – uploads/materials…

6.Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А.Н.Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. – 746с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

600

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке