Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Композиционная значимость интервалов структуры в восприятии и понимании текста»

Понимание текста – это процесс осмысления того содержания, которое представлено в тексте посредством конкретных языковых знаков. Понимание – процесс многоуровневый. Так, выделяют четыре уровня понимания текста, на которых происходит последовательное проникновение в замысел сообщения: от поверхностного понимания текста, когда устанавливаются основные смысловые связи между элементами текста до осознания композиционной структуры целого и уяснения всех не только поверхностных, но и глубинных связей между словами и предложениями, то есть уровня целостной структуры.

Восприятие тесно связано с процессами текстопорождения и во многом опирается на аналогичные механизмы. Основной характеристикой восприятия является осмысленность, то есть в результате взаимодействия реципиента и речевого сообщения последнее либо понимается, либо предстает перед читателем как неосмысленное, непонятое. Понимание при этом является результатом восприятия текста. Психологическая модель восприятия текста, таким образом, представляет собой поэтапный синтез смыслового содержания текста на базе перцептивного анализа текста. В результате этого анализа происходит удержание в памяти образов отдельных лексических единиц, а затем выделение семантически значимых слов и синтез всех компонентов в единое целое. Одной из отличительных особенностей восприятия текста является расположение значимой информации в различных местах текста. Проведенные психологами опыты по восприятию и удержанию в памяти различных групп слов и целых текстов показывают, что лучше всего реципиенты удерживают в памяти начало и конец текста, начало и конец списков слов. Это позволило обозначить этот феномен человеческого восприятия как «эффект края», или закон первого и последнего места. Понимание, таким образом, можно определить как сложный речемыслительный механизм, в котором актуализируются два компонента: во-первых, структура и информация воспринимаемого текста, следствием чего является формулировка темы.

Мысль о том, что восприятие текста зависит от его структуры, не раз высказывалась в литературе (А.А. Леонтьев, Ю.А. Сорокин, В.П. Белянин, Г.Г. Москальчук и др.). Важно отметить, что в процессе понимания текста значимым является слово как базовая единица, роль которой определяется «совокупностью его проецирующей, анализирующей, синтезирующей, прогностической, двойственной медитативной, двойственной контролирующей и других функций слова» [2, с. 157]. Для нас принципиально важной является специфика области понимания информации в тексте, то есть изучение и выявление в объекте таких особенностей, которые способствуют либо, наоборот, затрудняют его восприятие. Гипотеза исследования опирается на полученные ранее результаты, а именно, мы полагаем, что интервал, который мы квалифицируем как область высокой концентрации единиц значимой информации, выполняет управляющую функцию при понимании. То есть существенными в этом процессе являются не только качественные признаки текста (собственно единицы темы), но и их количественная распределенность по всему тексту. Текст был обработан согласно методике позиционных срезов, разработанной Г.Г. Москальчук [4; 5].

В основу позиционного членения текста легли идеи «золотого сечения» как пропорции оптимальности, существующей в природе. Позиционная структура текста отражает процесс становления его целостности. Позиция при этом служит средством измерения внутритекстового времени и фиксации поступления отдельных событий для читателя. Позиция – это теоретически установленная точка, определяемая числовой пропорцией. Описание целого через систему позиций, обладающих функциональной спецификой, исследование функционирования текста в конкретных местах (позициях) дает возможность получить максимум информации о характере процесса формирования текста в конкретный момент времени. На основании распределения повторов как элементов симметрии в тексте был найден гармонический центр (обозначен в тексте жирным подчеркиванием), соответствующий пропорции «золотого сечения» и определяемый коэффициентом 0,618 от размера целого. Под повтором понимается неоднократное воспроизведение в тексте смысла, выраженного разными единицами системы языка.

Таким же образом были уточнены границы традиционных композиционных частей текста: начало – 0,382 от объема целого, зачин и конец – 0,146, был найден гармонический центр начала текста (в тексте обозначен подчеркиванием) – пропорция 0,236. Абсолютно слабые позиции (далее – АСП 1и АСП 2) располагаются на равном расстоянии от ГЦ (в тексте обозначен двойным подчеркиванием) и определяются той же числовой пропорцией, что и ГЦн. Абсолютно слабые позиции (в тексте обозначены Ú и Ù) были выделены в структуре текста, исходя из падения частотности повторов в указанных точках, что позволило считать основной функцией данных позиций — делимитативную. Синхронное падение количества повторов на одинаковом расстоянии от ГЦ, таким образом, четко обозначило границы зоны середины текста.

Полученные позиции членят текст на пропорциональные отрезки — интервалы. Так, выделяются позиционные интервалы, обладающие объемом, производным от размера целого текста [5]:

С целью проверки гипотезы был проведен психолингвистический эксперимент, в котором приняли участие 105 испытуемых, получено 1506 реакций, включая заголовки, темы и значимые слова. Реципиентам предлагался целый текст без каких-либо искажений, заглавие и имя автора не указывалось. Приводилась следующая инструкция: «Определите, о чем предложенный текст, подберите заглавие». Установка предъявлялась в устной форме. С целью определить, какие слова помогают сформулировать тему текста и заглавие, в качестве задания следовало подчеркнуть наиболее значимые с этой точки зрения слова. Материалом для всей серии экспериментов послужило стихотворение А. Софронова «Колокольчик». Достоинства экспериментального материала состоят в том, что, во-первых, размер текста в пределах среднего объема текстов в выборке и является наиболее частотным размером исследуемых текстов. Во-вторых, для чистоты эксперимента важен также был тот факт, что текст не знаком читательской аудитории. Повторы выделены жирным шрифтом.

В тексте – 67 словоформ, предлоги не учитывались. Количество повторов в интервалах: зачин – 8, пред-ГЦн – 2, пост-ГЦн – 4, в пред-ГЦ – 6, пост-ГЦ – 9, конец – 5. Максимум повторов локализуется в пост-ГЦ, вторым по значимости выступает интервал зачина текста, в котором сосредоточены практически все элементы, которые затем рассеяны по тексту и повторяются в других интервалах структуры. В распределении повторов характерна тенденция равномерного роста, начиная от пред-ГЦн и включая пост-ГЦ. Плотность повторов в позиционных интервалах (то есть с учетом объема позиционного интервала): зачин – 0,8, пред-ГЦн – 0,4, пост-ГЦн – 0,5, пред-ГЦ – 0,313, пост-ГЦ – 0,5, конец – 0,4.  Наиболее концентрированным является интервал зачина текста. Количество повторяющихся единиц в нем меньше, чем в пост-ГЦ, однако объем этого участка равен 0,146.

То есть размер области локализации повторов меньше, следовательно, концентрация их выше. Кроме того, зона ГЦн также является областью повышенной концентрации повторов, именно здесь добавляются элементы, которые затем воспроизводятся тождественно или варьировано по тексту. После интервала пост-ГЦн новых антецедентов не вводится, в тексте повторяются элементы зачина и зоны ГЦн. Тенденции плотности элементов симметрии и асимметрии отражают четкую структуру текста. Характерна трехчастность построения стихотворения: зона начала (от зачина до пост-ГЦн), середина и конец. Именно специфика распределения повторяющихся и неповторяющихся единиц позиционно точно делит текст на композиционные зоны. Тема родины неявно возникает в первой строфе за счет противопоставления чужое далека – русский язык. Далее во второй части эта тема получает свою конкретизацию – это уже не просто тема родины, но и чувство тоски, ностальгии. В третьей строфе можно выделить тему любви к родине, вербализуемую в строках: Ах ты, родина наша, Россия / Сердцу милая ты сторона! В четвертой строфе образ родины не дан напрямую, он уже тесно связан с образом колокольчика. Здесь возникает тема преданности родине.

Согласно результатам эксперимента в каждой стихотворной строке были обозначены те или иные слова-стимулы для реакций. Рассмотрим опорные слова по строфам. В первой строфе ключевыми словами, с точки зрения информантов, являются Стокгольм, чужое, далека, однозвучно, гремит, колокольчик, на русском, языке. Указанные лексические единицы являются повторами, выделенными нами на этапе предварительного анализа, кроме словоформы языке, которую мы рассматриваем вместе со словом русском. Всего выделено восемь опорных слов. Во второй строфе испытуемые в качестве слов-стимулов отметили следующие: видятся, дали, степные, льется, песни, душевной, напев, родные, навеки, дети. Соотношение повторов и опорных слов 1:1, то есть пять тематических повторов, которые мы обозначили в результате анализа текста, и пять слов, выбранных информантами в качестве ключевых. Таким образом, во второй строфе десять ключевых слов.

Что касается третьей строфы экспериментального текста, то были получены следующие значимые слова: однозвучно, гремит, колокольчик, в степи, тишина, родина, наша, Россия, сердцу, милая, ты, сторона. Большую часть из всех указанных слов составляют повторы, всего выделено двенадцать слов, из них десять лексических единиц являются тематическими повторами. В четвертой строфе соотношение повторов и опорных слов таково: семь тематических повторов и четыре индивидуальных слова стимула, всего в последней строфе выделено одиннадцать опорных слов: ты, греми, колокольчик, печальный, в путь-дорогу, зови, в плаванье, дальнем, мы, твои.

Таким образом, получены следующие показатели распределения всех опорных слов по строфам текста: 8 – 10 – 13 – 12. В каждой строфе в среднем локализуется 10,75 слов-стимулов при среднем размере строфы 16,75 словоформы (количество слов в строфе соответственно (16 – 17 –17 – 17). Можно заметить, что симметрия проявляется и в композиционном строении текста (равнообъемность строф), и в определении слов в качестве ключевых в той или иной строфе (количественное равенство слов-стимулов). Кроме того, соотношение повторов из общего набора опорных слов-стимулов таково: 8 – 6 – 11 – 8. Меньше всего повторов во второй строфе, где, как мы отмечали на этапе предварительного анализа текста, переданы чувства и эмоции лирического героя, связанные с воспоминанием о родине, эта строфа является как бы промежуточной ступенью в классической трехчастной композиции текста: начало — середина – конец. Равное количество тематических повторов в первой и в последней строфах текста позволяют рассматривать это как проявление объемной симметрии текста, которая является мощным композиционным приемом, маркирующим зоны начала и конца и выделяющим середину текста, его кульминацию. При этом наиболее частотное в реакциях информантов слово колокольчик находится в первой, третьей и четвертой строфах.

Для определения места в тексте, на которое было получено максимальное количество реакций, суммируем показатели частотности каждого слова-стимула. Первая строфа – 204 реакции, вторая строфа –168, третья строфа – 479 реакций, четвертая строфа – 180 реакций. Таким образом, очевидно, что наиболее значимой в понимании экспериментального текста выступает третья строфа. Однако позиционная структура текста вскрывает более тонкие распределения опорных слов текста. Проследим далее распределение опорных слов-стимулов по позиционным интервалам структуры текста. Для этого также суммируем количество реакций на слово в пределах границ интервала. Итак, зачин – 108 реакций, пред-ГЦн – 72 реакции, пост-ГЦн – 98 реакций, пред-ГЦ – 148 реакций, пост-ГЦ – 473 реакции, конец – 130 реакций.

Наибольшее количество значимых для понимания текста слов локализуется в интервале пост-ГЦ. Довольно равномерное распределение в трех начальных интервалах текста, тенденция выравнивания количества слов-стимулов наблюдается в пред-ГЦ и интервале конца текста. Рассмотрим, какие лексические единицы расположены в каждом позиционном интервале. В зачине экспериментального текста размещается пять опорных слов, в пред-ГЦн – два слова-стимула: колокольчик – одна из главных ключевых единиц экспериментального текста и словоформа русском. В интервале пост-ГЦн локализуется семь опорных слов, из которых четыре повтора (дали, степные, песни, напев) и три опорных слова, выделенных реципиентами: видятся, льется, душевной. В пред-ГЦ семь слов выделены в качестве опорных при понимании текста, среди них пять повторов (родные, однозвучно, гремит, колокольчик, в степи), а также два слова-стимула, которые испытуемые выделили в качестве опорных (навеки, дети). В пост-ГЦ расположено четырнадцать слов, признанных реципиентами ключевыми, среди них наиболее частотные лексические единицы: родина, Россия, сторона, колокольчик. В интервале конца текста шесть слов-стимулов, пять из которых повторы. Очевидно, что именно в интервале пост-ГЦ локализуются максимум лексических единиц, которые способствуют восприятию текста, обеспечивая его понимание. Указанный интервал занимает часть третьей и четвертой строф.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Сопоставление результатов теоретического прогноза и результатов, полученных при анализе эксперимента, показывает, что тот позиционный интервал, который выступает областью максимальной концентрации элементов симметрии, инициирует процесс восприятия и понимания текста. Именно в этом интервале концентрируются те лексические единицы, которые способствуют осмыслению текста, причем из четырнадцати слов-стимулов для испытуемых восемь слов являются тематическими повторами. При определении темы текста идет ориентация на наиболее частотные, а, следовательно, на более значимые лексические единицы: родина, Россия, сторона, колокольчик. Синхронное соотнесение заглавия, темы и слов-стимулов показывает, что информанты опираются на наиболее частотные слова, слова-стимулы реализуются в самих формулировках тем и заглавий. Если в качестве темы текста указывается, что этот текст о родине, любви к родине, ностальгии и т.п., то заглавием служат такие номинации, как Родина, Россия, Колокольчик, Однозвучно гремит колокольчик, Милая Страна.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента установлено, что, во-первых, при определении темы текста и заглавия реципиенты ориентируются в большей степени на те единицы текста, которые мы считаем повторами. Во-вторых, управляющим параметром восприятия является различная концентрация этих единиц в тексте. В-третьих, позиционная структура текста выступает синхронизатором количественного распределения повторяющихся единиц и восприятия их неслучайной последовательности и локализации. Итак, теоретический прогноз о том, что максимальное количество повторов, т.е. область высокой концентрации элементов темы, является наиболее значимой при восприятии и понимании текста, в результате проведенного эксперимента подтвердился.

Список литературы:

Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М.: МГУ, 1988. — 120 с.
Залевская А.А. Текст и его понимание. Монография. — Тверь, Изд-во Твер. гос. ун-т, 2001. — 177 с.
Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. — Киев: Вища школа, 1979. — С. 18 – 29.
Москальчук Г.Г. Фразовый повтор в диалектной речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — М.: Изд-во Иркут. политех. ин-та, 1990. — 16 с.
Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста. — Барнаул, 1998. — 240 с.
Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.: Наука, 1985. — 168 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

444

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке