Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Критерии концептуального дизайна одежды»

Концептуальное направление в сфере дизайна одежды выделилось во второй половине ХХ века и на сегодняшний день — это одно из перспективных явлений в дизайне костюма.

Помощь в написании статьи

На протяжении нескольких десятилетий к себе привлекает внимание одежда, в которой заключены не только утилитарная и эстетическая функции, но и глубокий внутренний смысл, выходящий на первый план. Одежда становится больше, чем просто одеждой. Образцы концептуального дизайна одежды становятся объектами особого внимания на ряде международных выставок, что доказывает актуальность и заинтересованность в концептуальной одежде.

В концептуальном дизайне важным аспектом является концепция. Концепция – это главный замысел, руководящая идея, система взглядов и смысловая направленность целей и задач проектирования. Концепция обуславливает ценностно-смысловое содержание проекта. Концептуальность в дизайне – это разработка значимой идеи, а также методов и подходов, применяемых в проектировании того или иного продукта, составляющие которого связанны между собой и вытекают один из другого. Через концептуальный дизайн автор выражает свое мировоззрение, затрагивая важные проблемы человека, развития проектной культуры и общества в целом. Дизайнер не только говорит о проблемах, но и предлагает пути их решения [2, с. 147].

Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что концептуальный дизайн одежды не является таковым, если в его основе отсутствует концепция — т. е. замысел, основная идея, которая составляет, в сущности, главную часть всего проекта. В концептуальном направлении главная идея является первостепенной. Для ее реализации дизайнер экспериментирует с методами и средствами художественной выразительности, характерными, зачастую, и для различных форм искусства [3; 5].

Дизайнеров в сфере проектирования одежды, отвечающих общим принципам концептуального дизайна, можно подразделить на две группы. Обе группы создают целостные проекты, предназначенные для потребителя и соответствующие его потребностям, но потребностям разным. В первую группу входят дизайнеры, создающие исключительно функциональные и рациональные продукты дизайна, где важным пунктом является утилитарный аспект одежды, соответствующий нуждам потребителя. Для второй группы дизайнеров-концептуалистов важно именно духовно-семантическое значение вещи, созерцание которой, помогает человеку разрешить его внутренние проблемы, противоречия и вопросы, что необходимо для потребителя. У таких дизайнеров концептуальный дизайн в одежде тесно связан с искусством, является взаимодействием между одеждой, модой и искусством. В данном случае искусство — безграничный источник творческого вдохновения, который не зажат в экономические и технологические рамки. Нью-йоркский художник М. Перез считает, что «искусство нужно моде, так как оно намного свободнее от рамок, не ограничено размерами и сезонами и поэтому служит идеальным творческим вдохновением» [6, с. 242].

Дизайнеры — концептуалисты, ориентированные на искусство, зачастую пренебрегают экономическим фактором, отказываясь от коммерческой грани дизайна и моды при создании коллекций одежды. Несмотря на это, отказ от правил модного рынка может обернуться инвестицией в торговую марку и, следовательно, привлечь большой интерес со стороны прессы, инвесторов и потребителей. К примеру, такие марки, как Comme des Garcons и Maison Martin Margiela, вопреки своей авангардной эстетике, не уступают по прибыли маркам, представляющим традиционную одежду в понимании модной индустрии [8, с. 139].

Описание: C:UsersIrbisDownloadsдесертconcept illustrationMcQueentumblr_m6ynuzoEh81rv0nkao9_1280.jpg

Рисунок 1. А. МакКуин. Платье «Highland Rape», 1995—96 г

В концептуальном дизайне одежды наблюдается перенос внимания с утилитарно-функционального назначения одежды на ее эстетическое, философское, художественное содержание, а также и на ее духовную ценность. В некоторых случаях дизайнеры, ориентированные на искусство отказываются от функциональности в целом, к примеру, при создании концептуальных арт-объектов, доказывая, что одежда может являться объектом созерцания. Дизайнер А. МакКуин считал, что одежда должна вызывать сильные эмоции, не оставляя зрителя безучастным, а мода — это не только пайетки и кружева, а социальное явление, которое должно напоминать, что кроме «Высокой моды» в мире существуют голод, кровь и нищета [7] (Рисунок 1). Таким образом, дизайнеры-концептуалисты не ограничены в источниках вдохновения.

Одна из причин обращения дизайнеров к концептуальной форме проектирования заключается в попытке самоидентификации и саморефлексии. Дизайнер одежды, создавая костюм, транслирует свое личностное видение окружающего мира, свои взгляды, ощущения и ассоциации, связанные с главной идей проектирования. Также концептуальная одежда может отвечать и желанию потребителя в саморефлексии. Концептуальная мода – это искусство создавать оригинальное и индивидуальное, выявлять уникальность человека. Большая часть потребителей ищет возможность выразить свой внутренний мир и обратить внимание на свою индивидуальность посредством одежды. Дизайнеры-концептуалисты, экспериментируя в области моделирования одежды, воплощают специфичные и самобытные идеи, которые могут помочь человеку раскрыть свое внутреннее я.

Описание: C:UsersIrbisDownloadsдесертconcept illustrationHC73458134.jpg

Рисунок 2. Х. Чалаян. Светодиодное платье, 2008 г.

Дизайнеры концептуальной одежды стремятся к экспериментам и инновациям, применяют новейшие технологии, нетрадиционные материалы и техники. Как уже было сказано выше, дизайнеры-концептуалисты ищут творческой свободы, которая дает возможность двигаться вперед, искать новые идеи, экспериментировать. К примеру, дизайнер-концептуалист Х. Чалаян применяет современные технологии, сотрудничая с компанией Swarovski. В проектировании коллекции 2008 г. он использует вшитые в ткань светодиоды, реагирующие на электрические импульсы, которые воспроизводят тот или иной оттенок в зависимости от движений человека (Рисунок 2). Для Х. Чалаяна важно увеличить функцио­нальный аспект одежды, его интересует ее будущее развитие и возможность интерактивного отношения между человеком и одеждой [8]. С нестандартными материалами работают и русские дизайнеры, как например,

М. Шароева в коллекции «СтраницыСтранницы» 2011 г. Сотрудничая с компаний O-design, она использовала обои шведской фабрики Eco-Borastapeter в создании одежды категории «прет-а-порте» (Рисунок 3).

Описание: C:UsersIrbisDesktop800x800x85_5194237b12f2a145033c34c4c9840ec2.jpg

Рисунок 3. М. Шароева. «СтраницыСтранницы», 2011 г.

В тоже время, на примере Х. Чалаяна, стоит отметить, что дизайнеры-концептуалисты могут развивать одну и ту же идею на протяжении нескольких сезонов, в отличие от других представителей модной индустрии, которые согласно требованию моды предлагают потребителю регулярно новые идеи. Несколько сезонов подряд Х. Чалаян намеренно демонстрировал подобные друг другу концепции и конструкции. Повторяющейся темой его проектирования явилось механически управляемое платье из литой пластмассы, сконструированное с помощью авиатехнологий и составленное из панелей, которые двигались, подчиняясь дистанционному управлению (Рисунок 4).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Описание: C:UsersIrbisDownloadsдесертconcept illustrationHCvirginia_duran_blog_airplanedress.jpg

Рисунок 4. Х. Чалаян. Платье « Airplane», 2000—2006 гг.

Возобновление этого приема Х. Чалаяном отражает желание автора как можно глубже исследовать и развить этот концепт, вопреки нормам индустрии моды [1, с. 82]. Развитие концепции может происходить как на семантическом уровне, уходя вглубь смыслового значения идеи, так и в переносе идеи из одной сферы проектирования одежды в другую. В частности, Х. Чалаян не остановился на развитии идеи трансформации только в виде арт-объектов, но продолжил применять ее в создании одежды «прет-а-порте». К примеру, некоторые модели из коллекции 2013 г. мгновенно преобразовываются от одного движения руки (Рисунок 5). Таким образом, стоит отметить, что концептуальный дизайн охватывает разные сферы проектирования модной одежды: «прет-а-порте», «высокая мода», арт-объекты.

Описание: C:UsersIrbisDesktopgf.jpg

Рисунок 5. Х. Чалаян. Осень-зима 2013 г.

Описание: C:UsersIrbisDesktoprt.jpg

Рисунок 6. «Viktor & Rolf». «Russian doll», 1999 г.

Важной частью концептуалистов в области дизайна одежды является не только проектирование, но и процесс демонстрации коллекции, именуемый перформансом, в котором заключается финальная презентация самой концепции. Глубокое значение имеет не только одежда, но и образ модели, ее жесты, движения, музыка, декорации, свет — зрелищная и театральная составляющая основной идеи. К примеру, на показе бренда «Viktor & Rolf» в 1999 г. вся коллекция демонстрировалась на одной-единственной модели, находящейся на круглой вращающейся мини — платформе. На протяжении всего шоу дизайнеры одевали на модель все новые и новые предметы коллекции по принципу матрешки (Рисунок 6). Главная тема коллекции — это процесс облачения тела, чему было подчинено участие самих дизайнеров и что оттеснило на второй план демонстрируемый продукт [4, с. 39].

Исходя из всего выше сказанного, можно составить перечень критериев концептуально дизайна одежды:

1. Основой концептуального дизайна одежды является концепция — основная идея.

2. В концепции заключено единство замысла. Существует взаимосвязь всех процессов, компонентов и элементов проектирования.

3. Перенос акцента с утилитарно-функционального назначения одежды на ее эстетическое и смысловое содержание. Важны философская составляющая и духовная ценность, проектируемой одежды.

4. Дизайнер-концептуалист использует проектирование одежды как способ самоидентификации и саморефлексии. Возможен процесс ответной самоидентификации потребителя в концептуальной одежде.

5. Процесс демонстрации концепта путем перформанса.

6. Дизайнеры-концептуалисты не ограничены в источниках вдохновения, экспериментируют, применяют инновационные технологии в проектировании и реализации своих идей.

7. Возможно развитие одной концепции в коллекциях одежды на протяжении нескольких сезонов.

8. Концептуальный дизайн охватывает разные сферы проектирования модной одежды: «высокая мода», арт-объекты, прет-а-порте.

Также выделены дополнительные критерии концептуального дизайна одежды, относящиеся к дизайнерам, ориентируемым на художественную составляющую одежды:

1. Взаимодействие моды и искусства в концептуальном дизайне одежды.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2. Возможен отказ от функциональности одежды в целом.

3. Возможен отказ от коммерческой составляющей, отказ от следования требованиям рынка и условиям модной индустрии.

Список литературы:

1.Брэдли К. Хусейн Чалаян. Мода и технология / К. Брэдли // Теория моды. Одежда, тело, культура. — 2009. — № 11. — с. 344

2.Быстрова Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне: учебное пособие / Т.Ю. Быстрова. 2-е изд., стереотип. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2009. — 159 с.

3.Гройс Б. Концептуализм — последнее авангардное движение // Художественный журнал «Moscow art magazine». — 2008. — № 70. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://xz.gif.ru/numbers/70/grois/ (дата обращения: 03. 05.2013).

4.Дагган Дж.Г. Величайшие шоу мира: взгляд на современные показы мод в их связи с искусством перформанса / Д.Г. Дагган // Теория моды. Одежда, тело, культура. — 2006. — № 2. — с. 368

5.Левитт С. Параграфы о концептуальном искусстве // Художественный журнал «Moscow art magazine». — 2008. — № 69. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/ (дата обращения: 03. 05.2013).

6.Плешкова И.С. Влияние идей концептуализма на творчество модельера / И. С. Плешкова // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 3. — с. 278

7.Подосельник Я. Alexander McQueen: «Красота — в сердце смотрящего» // Интернет-журнал о fashion индустрии, моде и стиле. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lookatfashion.ru/alexander-mcqueen-krasota-v-serdce-smotryashhego/ (дата обращения: 10. 12.2013).

8.Свендсен Л. Философия моды / Пер. с норв. А. Шипунова. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 256 с.

9.Хачатурьян М. Чалаян — антрополог / М. Хачатурьян // Теория моды. Одежда, тело, культура. — 2011. — № 22. — с. 345 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nlobooks.ru/node/2361/ (дата обращения: 06. 10.2013).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

891

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке