Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Кризис сознания русской интеллигенции (по М.О. Гершензону «творческое самосознание»)»

Статья М.О. Гершензона «Творческое самосознание» посвящена проблеме духовного становления человека. «Духовное» в человеке включает три составляющих: сознание (автор употребляет это слово в узком смысле, как способность к логическому мышлению), чувства, и волю.

Сознание и воля противоположны друг другу: сознание (рассудок), действует по строгим правилам логики, а воля по своей природе стихийна. Духовный рост человека обеспечивается органическим единством всех трех способностей. В центре внимания автора статьи находится русская интеллигенция второй половины XIX-начала XXвеков, в которой автор усматривает нарушение единства чувственно-волевой и рассудочно-разумной сфер души, что делает невозможным естественное, органическое развитие личности.

В России очень большую силу имеет общественное мнение, а на протяжении трех четвертей XIX в. оно постулировало верховенство общественных вопросов и общественной пользы над индивидуальными. Этим М.О. Гершензон объясняет тот факт, что думать о своей личности, для русского интеллигента, стало признаком эгоизма, непристойностью. «Русский интеллигент — это, прежде всего, человек, с юных лет живущий вне себя, в буквальном смысле слова, т. е. признающий единственно достойным объектом своего интереса и участия нечто лежащее вне его личности – народ, общество, государство», — пишет М.О. Гершензон [1, с. 509]. Но жить в точном соответствии принципу служения могут только единицы. Общественное мнение признает его в качестве истины, а понимая трудность следования этому принципу, оправдывает неспособность большинства к его реализации. Это приводит к негативному результату в обществе: поскольку большинство не может делать в соответствии с высшим идеалом, а только хуже, то более полезным оказывается ничегонеделание. Таким образом, получает оправдание полное бездействие.

Русский человек находится всегда снаружи и именно из-за этого он становится больным субъективно: происходит раскол внутреннего мира человека на подлинное «я» и сознание (способность к рациональному мышлению).

М. Гершензон вводит два общих закона сознания:

1.  Характер деятельности нашего сознания (т. е. ее ритм, напряжение и окраска) всецело обусловливается врожденной психофизической организацией личности. Первый закон говорит о природной обусловленности характера сознания;

2.  Направлениеи емкость сознания на известном уровне в значительной мере автономны. Второй закон говорит о зависимости сознания от внешних влияний: от условий воспитания, от контактов. Т. е. индивидуальное сознание человека обладает автономностью.

Кроме того, каждое индивидуальное сознание, направленное на постижение мира, отделяется от личности и стремится к высшему обобщению всечеловеческого опыта, к истинно-сущему. Если сознанию открывается существование этой абсолютной (Божественной) истины, то ум уже не может от нее освободиться. Истина, открывшаяся сознанию человека, есть Бог в человеке, т. е. сознательное космическое самоопределение человека» [1, с. 511].

Человеку необходимо помнить, что истина может сделать человека святым только в том случае, если ты живешь по истине. Ведь знание истины и жизнь по ней — разные вещи. Знание истины — это функция сознания. Жизнь по истине — функция центральной воли.

Автономность сознания от воли — великое благо и великая опасность. Положительная сторона заключается в том, что человеческое сознание имеет свойство воспринимать Божественную истину; отрицательная сторона — существует опасность конфронтации логического сознания и чувственной личности. Когда индивидуальное сознание и личность (как единство рассудка, чувства и воли) разделены, наступают последствия:

1.  Сознание перестает руководить волею, бросает ее, так сказать, на произвол ее страстей;

2.  Сознание, не контролируемое на каждом шагу той непогрешимой целесообразностью, средоточием которой является в нас воля, начинает блуждать вкривь и вкось, теряет перспективу, ударяется в односторонности, впадает в величайшие ошибки.

Индивидуальное сознание как форма выражения Божественного сознания не подвержено иллюзиям, а вот субъективное (личное) сознание часто находится в ложном состоянии, в связи с исканиями, если отворачивается от субъекта (личности).

Каждый человек уникален по-своему, но в каждом человеке есть чувственно-волевое ядро, которое характеризуется слиянием обычной работы сознания с характером личного дела, самосознанием личности, только в таком условии работа сознания будет органической (правильной). Основная задача человека — это «стать человеком»: осознавать свою личность в мире и отношение к миру. Если сознание находится в активной фазе, то оно начинает осмысливать и искать единства в мире. Мир — это «единство собственной личности» [1, с. 514]. Так же сознание может охватывать некоторые стороны воли человека, истинно воспитывая саму волю.

Человеческое самосознание и самовоспитание существует не по человеческому желанию, а по Божественной идее, иными словами, это закон. Однако для русского интеллигента характерно развращение его духовной жизни историческими событиями, стереотипами общества и личностными иллюзиями.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Во второй половине XIX в. русская интеллигенция приобрела массовый характер. Она стала работать на внешние общественные ориентиры, когда необходимо было смотреть внутрь. В связи с такой нисходящей тенденцией, человек расколол собственное сознание и загнал его в угол, место жизни заняла иллюзия жизни личности. Свойства иллюзии жизни человека проявляются в том, что человек заполняет себя истинами, но истинами не только необходимыми для него, но и бессмысленными.

Гершензон М.О. подчеркивает, что, конечно, существовали люди, которые несли через себя собственное сознание и работали на внутреннее строение себя. Это, например, П.Я. Чаадаев, славянофилы, Ф.М. Достоевский. Но человек из массовой интеллигенции (революционер) не замечал и отвергал ценность личного самосознания, тем самым становился носителем бессмысленности и отсутствия воли. Именно этим обусловлена ненависть гениальных личностей к интеллигенции и размышления думающих людей об отсутствии личностного начала в России. Еще со школьных годов человек закостеневал и останавливал собственное развитие самосознания в единстве с чувственностью. Только тот человек, который субъективно преодолевал трудности и совершал внутри себя духовные победы, мог быть яркой и сильной личностью; личностью, которая ведет за собой массовое сознание. Интеллигенция, которая носила свойства массы, имела такие характерные черты, как «тупая косность своего радикализма и фанатическая нетерпимость» [1, с. 520].

Социальная революция проявила рассогласование сознания (логического мышления) и воли в личности интеллигента. Распад личности является болезненным состоянием человека, характеризующийся неврастенией, желчностью, угрюмостью, беспокойным лицом, искаженным какой-то тайной неудовлетворенностью [1, с. 524]. М.О. Гершензон говорит, что именно это состояние стало основным для массы, «свежий человек» захлебывается в нашей среде.

Таким образом, русский интеллигент (т. е. человек, который стремился отдать жизнь народу), был задавлен не только политической структурой, но и собственным внутренним состоянием. Революция могла лишь дать политическую свободу (свободу самоопределения и правовую обеспеченность), но не внутреннюю свободу и душевное здоровье. Политическая свобода для русского интеллигента — это всего лишь «теплица», в которой можно надеяться на выздоровление, но ни в коем образе не приобретение этого здоровья.

«Чувство личной болезненности было так остро, что помутило мысль. Интеллигентский разброд после революции был психологической реакцией личности, а не поворотом общественного сознания; гипноз общественности, под которым столько лет жила интеллигенция, вдруг исчез, и личность очутилась на свободе» [1, с. 525]. Вопрос кроется в том, нужна ли так сильно была эта свобода интеллигенции? По мнению М. Гершензона, удача и неудача революции носят единую природу, которая не давала интеллигенту ни жизни, ни свободы, ни здоровья, — направленность сознания исключительно вовне.

Ущербность интеллигенции не помещала ей встать во главе общества. На вооружение была взята политическая вера, а она снимала моральный долг с индивида. Но вера требует героя, победителя, освободителя! Подвиг под силу единицам, они жертвуют жизнями, а остаются действовать те, кто не дорос до подвига — приходит время интеллигентской толпы. Толпа становится создателем платонического исповедания — обмана, который может усмирять человека в церкви, в вере. Для спокойствия совести было достаточно признавать себя верующим и порой участвовать в церковных обрядах. Личность перестала брать на себя ответственность и нести внутренние смятения и переживания за свои поступки, вся ответственность перекладывалась исключительно на самодержавие. Такая вера стала наилучшей для массы, она несла в себе все то, что так требовалось человеку массы, а именно умственную и нравственную лень!

Сегодняшний день (Гершензон пишет в 1909-ом году) это время низвержения идеалов прошлого и отсутствия авторитетов в общественном сознании. Главной задачей человека становится: самостоятельно искать смысл своей жизни и поступков, нести на себе ответственность за все свои деяния и мысли так же самостоятельно. Но прошлое никогда не будет носить характер законченного, это страница жизни, которую человек будет переворачивать назад и заново рефлексировать. Когда общество будет извергаться болью, страданием и негодованием, оно вновь начнет верить в прошлое и поддаваться его вере. И каждый раз после общественного припадка будет его разрядка, его успокоение и смирение. Только лишь прошлые умы останутся неизменно верными старому режиму и его идеям. Молодое поколение еще очень долго не захочет возлагать свою ответственность на государя и неизвестно, когда вновь вспыхнет общественный идеал и какой формы он будет. Сейчас перед новым поколением стоят лишь разнообразность и разобщенность, которые дают возможность совершать собственный выбор, выбирать направление будущего. Теперь, когда человек свободен в своем выборе, он становится собственной личностью; личностью, которая несет свободно-сознательную ответственность за свои деяния. М.О. Гершензон глубоко убежден в том, что человеческая сущность приобретает очертания и становится той личностью, которая направлена внутрь себя и развивает себя внутри, а не бросается без оглядки в полымя общественной революции. Только новая личность сможет построить новый фундамент для общества, и сделает она это более плавно, чем расколотая личность прошлого. Для становления новой личности значим весь опыт прошлого, поэтому ничто не должно быть забыто, отрефлексированы как отрицательные, так и положительные стороны (служение идее, воспитание воли) интеллигенции. Важно помнить о кризисе интеллигенции, поскольку только память помогает человеку вести себя по правильному пути, не подавлять обществу личность и личности не пренебрегать обществом. Посыл М.О. Гершензона не теряет актуальности и сегодня, когда личность находится под непрестанным воздействием СМИ, стремящихся контролировать ценностную сферу личности.

Для формирования личности и для развития самосознания необходимо общество. В свою очередь, общество в своей основе имеет развитие личности. Личность, отмечает М.О. Гершензон, это бездна, полная антиномий. Прежде чем преобразовывать внешний мир, личность должна обращаться вовнутрь в попытке понять собственные антиномии. Эгоцентричность — атрибут личности. Сознание и чувственная природа личности находятся в непрерывной борьбе, именно их минутное уравновешение, когда сознание устремляется внутрь личности и реально перестраивает волю, дает гармонический рост всего человека. Критерием истины для человека является и должна быть собственная личность. Преобразование личности есть преобразование всемирной плоти и бесповоротный космический акт.

Список литературы:

Гершензон М.О. Творческое самосознание // Манифесты русского идеализма. М.: Астрель, 2009. — С. 509—529.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

676

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке