Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Местное самоуправление как элемент системы управления государством»

Местные органы власти включены в общеуправленческий механизм государства, деятельность которого направлена на решение задач, стоящих перед обществом и государством в целом.

Многие ученые-правоведы, определяя роль местного самоуправления в механизме публичного управления, дают толкование понятию «местное самоуправление», наделяя его схожими характеристиками. Например, А. И. Черкасов местное самоуправление определяет как «часть единой публичной администрации, децентрализованный и организационно обособленный элемент государственного механизма, выступающий в качестве административной организации по оказанию услуг населению в соответствии с общенациональными стандартами и общим политическим курсом центрального правительства» [9, с. 112]. Н. С. Бондарь полагает, что «муниципалитеты — это относительно децентрализованный элемент организации государства, включающий широкие начала демократии не в противовес государству, а, наоборот, являясь его продолжением в территориальных общностях» [1, c.202].

Проводя комплексный анализ научных взглядов, мы можем выявить следующие характеристики местного самоуправления как элемента единой системы управления государством.

Во-первых, местное самоуправление – элемент децентрализации. Французский юрист Ж. Ведель отмечает, что децентрализация состоит в передаче прав на принятие решений органам, которые не находятся в иерархическом подчинении центральным органам власти и которые зачастую избираются заинтересованными гражданами. Он также говорит о необходимости децентрализации, обосновывая это тем, что, во-первых, децентрализованное управление является гораздо менее тяжеловесным и более практичным, чем централизованное управление; во-вторых, децентрализация имеет достоинства демократического характера, который более реален в местных масштабах, нежели в общенациональном [2, с. 36-37]. При этом степень децентрализации власти в демократическом государстве должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, т.е. на местном уровне «власти» должно быть столько, сколько её необходимо для жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения [1, с. 203].

Во-вторых, местное управление является частью государственного механизма. Это проявляется в следующих их общих чертах:

а)Общность территориального пространства. Государство несет ответственность перед территориальными сообществами, его составляющими, обеспечивая территориальную целостность, экономическое и правовое единство страны. С. Ю. Кабашов отмечает: «Любое муниципальное образование – это не замкнутое пространство…. Следовательно, оно не может функционировать без общих «правил игры», устанавливаемых государством» [4, с. 95].

б)Общий род функций. Практически невозможно провести абсолютную границу между функциями государственного управления и местного самоуправления. Ведь местные органы власти осуществляют как сугубо местные функции, так и полномочия, вытекающие из централизованного управления [5, с. 460-461]. А. А. Уваров также замечает: «…как публичная власть местное самоуправление учреждено для решения тех дел, которыми ранее занимались государственные органы, но это не означает, что эти дела перестали считаться государственными: они по-прежнему находятся в сфере интересов и политики государства» [8, . 15]. Анализируя положения Европейской Хартии также можно сделать вывод о том, что предметы ведения местного самоуправления считаются таковыми в связи с «действительной способностью» органов местного самоуправления ведать определенными делами и исходя из интересов целесообразности, а не потому, что они свойственны исключительно местному самоуправлению [3, ст. 4].

в)Общность целей и задач. Органы государственной и муниципальной власти призваны решать публично значимые, т. е. общественные, дела, оказывая воздействие на общественные процессы, отношения, деятельность людей; осуществлять управленческую деятельность по упорядочению общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в целом.

В-третьих, местное самоуправление как элемент демократического режима. Этот признак проявляется в том, что: а) местная власть наиболее приближена к населению, ежедневно соприкасается с ним; б) удовлетворяет их потребности, выполняет функции обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения, несет бремя не только политической и юридической ответственности, но и моральной; в) население местных сообществ имеет право участвовать в управлении общественными делами как непосредственно, так и через систему представительства.

Безусловно, местное самоуправление — это одна из необходимых основ демократического строя государства. Демократия как власть народа произрастает из местного самоуправления, а не наоборот. Демократия невозможна без местного самоуправления, которое обеспечивает наиболее приближенное к народу управление, тогда как местное самоуправление может развиваться в государстве без демократического режима. Например, царскую Россию, в которой было достаточно развитое местное самоуправление, трудно назвать «демократическим государством» [6, с. 4]. Переход к подлинно эффективному местному самоуправлению возможен только в результате достижения обществом и государством определенного социального уровня развития. Следовательно, с одной стороны, местное самоуправление всегда является показателем уровня развития общества и государства, с другой стороны, сила, влияние и эффективность деятельности местного самоуправления является своеобразным барометром демократизма конкретного государства. В связи с этим демократическое государство основано, прежде всего, на способности населения осознать и принять статус обладателя права на самоуправление.

Поскольку местное самоуправление обладает не только государственной природой, но и общественной, то во взаимоотношениях с государством большое значение имеет такая характеристика, как обособленность.

Обособленность местного самоуправления от государственной власти предполагает три составляющих:

1.Самостоятельность, которая состоит в следующем: а) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем различных форм прямого волеизъявления в пределах полномочий, предоставляемых государством; б) недопустимость вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления в части решения вопросов местного значения и отмены актов местного самоуправления без решения суда; в) население разрабатывает и принимает устав муниципального образования; г) финансово-экономическая самостоятельность.

2.Организационная обособленность означает, что вопросы определения структуры органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления и осуществления местного самоуправления местное сообщество решает самостоятельно без участия государственных органов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3.Автономность предполагает наличие у местных органов самоуправления самостоятельности по решению местных вопросов, т.е. собственной компетенции, и свободы действий по осуществлению собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении.

Так, американский исследователь Роджер Уэльс считает наиболее важной характеристикой местного управления определенный элемент автономии, или самоуправления [10, р. 3]. Н. С. Бондарь придерживается такой же позиции: «Если местное самоуправление жестко «встроено» в государственную управленческую систему, теряет автономность, то можно говорить о ликвидации самоуправления…» [1, с. 203]. Естественно, стоит вопрос о степени предоставляемой автономии — полная автономия может распылить нацию [10, р. 3]. Мы согласимся с Роджером Уэльсом в том, что абсолютная самостоятельность местного самоуправления затруднит функционирование государства как единого целого, будет препятствовать реализации общенациональных проектов, создаст почву для самоуправства и всякого рода злоупотреблений. Поэтому применительно к местному самоуправлению, нам необходимо говорить об относительной самостоятельности, а не абсолютной. В пользу такой позиции выступает и С. Г. Соловьев: «вычленение института муниципальной власти в качестве самостоятельного публично-властного правового института не свидетельствует об абсолютной самостоятельности данного правового образования от института государственной власти» [7, с. 38].

Список литературы:

1.Бондарь Н. С. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для студентов вузов (2-ое изд., перераб. и доп.) / Под ред. Н. С. Бондаря. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2006. — 559 с.

2.Евдокимов В. Б. Местные органы в системе публичного управления зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – М.: ИЗиСП, 2005, Вып. 3. — С. 30-38.

3.Европейская хартия местного самоуправления (ETS № 122). Принята в Страсбурге 15. 10. 1985 г.; вступила в силу для России 01. 09. 1998 г.// Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. № 36. Ст. 4466.

4.Кабашов С. Ю. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений/ С. Ю. Кабашов, И. Р. Гимаев, С. Н. Лаврентьев. – Уфа: Гилем, 2006. — 285 с.

5.Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие для вузов / Под общей ред. В. В. Еремяна.– М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. — 752 с.

6.Саначев И. Д. Сравнительный анализ моделей местного самоуправления в России, США и Западной Европе: Дис._…док. юрид. наук / И. Д. Саначев. – Владивосток, 2005. — 342 с.

7.Соловьев С. Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. – Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 328 с.

8.Уваров А. А. Местное самоуправление в России: краткий учебный курс (3-е изд. перераб.). – М.: Норма, 2008. — 320 с.

9.Черкасов А. И. Местное управление и самоуправление: конституционные модели // Сравнительное конституционное право. — М.: Манускрипт, 1996. — 673 с.

10.Roger H. Wells. American Local Government. — McGrаw-Hill, 1939.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1964

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке