Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Местные налоги и сборы 2016 в России»

Аннотация. Местные налоги играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их органы местного самоуправления могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально-экономического развития. В статье особое внимание уделяется каждому местному налогу, а также различным изменениям, которые произошли с ними в 2016 году.

Ключевые слова: Местные налоги, органы местного самоуправления, земельный налог, торговый сбор, налог на имущество физических лиц.

В 2016 году российское налоговое законодательство испытало некоторые изменения, которые безусловно не могли обойти стороной местные налоги, устанавливаемые региональными властями и обеспечивающие развитие определенной территории.

Произошло увеличение количества, а также поменялся порядок уплаты, расчета и декларирования. В целом функция местных налогов осталась неизменной.

Определением местных налогов и сборов является формирование региональных и муниципальных бюджетов средствами, в дальнейшем израсходованные на социальные нужды.

Местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления в пределах тех значений, которые устанавливает Налоговый кодекс страны.

Все местные налоги, которые устанавливают ОМСУ, направляются исключительно в местные бюджеты.

К местным налогам относятся:

  • земельный;
  • на имущество физических лиц;
  • торговый сбор;

Земельный налог является одним из главных источников пополнения местных бюджетов и используется для решения вопросов местного значения. Неуплата налога приводит к бюджетному дефициту и лишает органы местного самоуправления принимать решения жизненно важных проблем.

Базой для расчета налога будет кадастровая стоимость участка. Ее определение производится в соответствии с нормами Земельного законодательства. На эту величину влияет довольно много факторов, от площади участка, до средней рыночной цены по региону.

Для оптимизации взимания земельного налога следует проводить мероприятия по созданию эффективной оценке земель и постановке их на кадастровый учет, по ликвидации недоимок по земельному налогу, что существенно пополнит доходную часть бюджетов муниципальных образований. Так как многие земли до сих пор остаются неиспользованными, стоит максимально вовлечь земельные ресурсы в экономический оборот и стимулировать инвестиционную деятельность на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Граждане, имеющие в собственности недвижимость, также платят за это право налог, но не земельный, а на имущество. В 2015 году именно по этому налогу вступили в действие поправки.

Максимальный размер ставки может составлять от 0,1 до 2 % в зависимости от объекта. Местные власти могут увеличить ее, но не более чем в три раза.

Главные новшества, вступившие в силу с 2015 года, касаются базы налогообложения.

Вместо инвентаризационной стоимости будет использоваться кадастровая, как наиболее близкая к рыночной цене недвижимости. Переход на новую систему будет происходить постепенно, и завершиться к 2020 г.

Регионы, в которых расчет будет производиться именно по кадастровой стоимости, размер ставки налога следующий:

Таблица 1. Ставка налога по кадастровой стоимости 

В этих же муниципальных образованиях, в которых еще используется расчет налога по инвентаризационной стоимости, используется коэффициент-дефлятор, с учетом которого определяется суммарная стоимость объектов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таблица 2. Ставка налога по инвентаризационной стоимости

 Этот платеж, уплачиваемый в обязательном порядке, взимается на территории отдельных муниципальных образований с индивидуальных предпринимателей и предприятий, которые занимаются торговлей.

Налог взимается напрямую с объекта торговой деятельности или с размера торговой площади. Он выражается в номинальной сумме (в рублях) и не должен превосходить крайнюю сумму платежа, уплачиваемую в обязательном порядке, который установлен по части отдельного муниципального образования.

Следовательно, на территории РФ в 2016 году взимается только 3 местных налога, вводимые в пределах отдельных муниципальных образования по заключению местных властей.

Если сравнить налоговую политику России и заграничных стран, можно определить, что региональная налоговая политика России имеет перечень недостатков, к которым относятся:

  1. Лимитированный список местных налогов.
  2. Отсутствие значительных для бюджета региона местных налогов.
  3. Прибыль от местных налогов не превышает расходов на их администрирование.
  4. Низкая заинтересованность органов местной власти в формировании благоприятного инвестиционного климата в регионе.
  5. Доходы местных бюджетов сильно не влияют пополняемость местных бюджетов, поэтому местные власти не заинтересованы в работе над реализацией налогового потенциала.
  6. Отсутствие законодательно установленных механизмов у местных органов власти по введению на своей территории собственных налогов и сборов.
  7. Непродуманное предоставление налоговых льгот, повышающее налоговую нагрузку предприятия и предпринимателей.

Разобравшись в недостатках, можно предложить методы, которые способствуют пополнению бюджета:

1. Введение налога на недвижимость взамен налога на имущество физических лиц и земельного налога, с учетом оценки недвижимости по рыночной стоимости и начисления этого налога по показателю 100% в доходы местных бюджетов.

2. Для увеличения эффективности функционирующей региональной налоговой политики рационально было бы обогатить перечень фискально значимых местных налогов и сборов за счет перевода некоторых общегосударственных налогов и сборов в разряд местных.

3. Необходимо так же предоставить право местной власти самостоятельно определять, из числа установленных законом, перечень местных налогов и сборов, которые будут эффективнее на определенной территории, и отказываться от тех, которые не имеют соответствующей базы налогообложения.

Также органы местного самоуправления должны иметь реальные полномочиями по определению и изменению кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости.

Данные полномочия позволят обеспечить органам местного самоуправления более эффективно формировать местные бюджеты.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 № 146-ФЗ
2. Избышева И. В. Анализ структуры задолженности по земельному налогу в Омской области за 2008-2010 гг./ И. В. Избышева, Е. В. Иванова//Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации.2012
3. Местные налоги в 2016 году – Полный экспертный анализ URL: http://yurface.ru/ (дата обращения 26.09.2016)
4. Консолидированный бюджет Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов. URL: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения 23.09.2016).
5. Анализ зарубежного опыта взимания налогов. URL: http://www.rusnauka.com/ (дата обращения
15.09.2016).
6. Сергиенко Н. С. Новые технологии управления бюджетными средствами// Ценности и интересы современного общества экономика и управление. 2014. с. 343-345
7. Е. В. Иванова, Д. Н. Дюсембина, 2016

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

998

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке