Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Метафизика всеединства В.С. Соловьева: аксиологический аспект»

Всеединство — центральная категория философии В.С. Соловьева. Он следующим образом сформулировал суть теории всеединства: всеединство по самому понятию своему требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и  всем, между целым и частями, между общим и единичным.

Помощь в написании статьи

К.В. Фараджев отмечает, что тема всеединства — одна из наиболее значимых не только в творчестве В.С. Соловьева, но и — впоследствии — во всей русской религиозной философии. Он также пишет: «Идея всеединства подразумевает, во-первых, неизбывную взаимосвязь того, что явлено на свет, во-вторых, взаимопроникновенность Абсолюта и действительности, которая окружает человека» [7, с. 83].

В.С. Соловьев различает два вида всеединства: истинное или положительное и ложное. Истинное всеединство, по определению философа, «…такое, такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет или усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» [1, с. 13]. Когда всеединство трактуется как  бытийный принцип, оно  становится отвлеченным началом, именно в этом случае оно есть отрицательное всеединство  или же «чистое бытие, равное чистому ничто… принцип, с которым нельзя ничего начать и из которого ничего нельзя вывести» [цит. По 8, с. 48]. В противополож­ность ему положительное всеединство есть сущность Абсолютного как Всеединого Сущего. Догмат троичности становится для В.С. Соловьева ориентиром для усмотрения троичности в самых разных областях и предметах. Так, в отношении всеединства, можно сказать, что оно имеет три модуса или образа — Благо, Истина, Красота: «если в нравственной области (для воли) всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной (для ума) оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединства… в области материального бытия есть абсолютная красота» [цит. по 8, с. 49].

Очевидно, что в основе понятия «положительное всеединство» лежит имплицитный для русской религиозной культуры феномен соборности, который предполагает такое единство всех воцерковленных людей и духовных сил, включая и самого Бога, при котором усиливаются все позитивные качества каждой входящей в это единство личности за счет присущего всем соборного сознания. Дух этого сознания и оплодотворяет творчество каждой личности, каждого художника, входящего в тело церкви, в лоно христианской культуры.

Правомерно ли рассматривать теоретико-ценностные воззрения В.С. Соловьева, если в годы его жизни и творчества слово «ценность» в русской философской мысли еще не получило статуса аксиологической категории? Л.Н. Столович в одной из своих работ отвечает на этот вопрос положительно, ибо  «именно в трудах Вл. Соловьева оно начинало обретать этот статус. А самое главное — великий русский философ исследует этические, эстетические и собственно философские проблемы по существу в теоретико-ценностном аспекте» [6, с. 39].

В своей докторской диссертации  «Критика отвлеченных начал» В.С. Соловьев ставит вопрос об оценочном отношении и ценностном значении всех видов человеческой деятельности, которые помимо их внешней закономерности, одинаковой для всех, имеют также и внутреннее значение согласно той оценке, которую мы делаем. Рассмотрим этические и эстетические ценности в философии всеединства В.С. Соловьева.

В работе «Оправдание добра» философ так формулирует начало нравственности: «В совершенном внутреннем согласии с высшею волею, признавая за всеми другими безусловное значение, или ценность, поскольку в них есть образ и подобие Божие, принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божия в мире» [4, Т.2, с. 261]. Говоря об этической составляющей в отношении человека, философ отмечает, что благоговение, сострадание и самообладание (аскеза) — таковы нравственные черты нормального, духовно здорового человека. Эти три добродетели неотделимы друг от друга, они дополняют одна другую и лишь в совокупности образуют нормальный нравственный характер. Взятые отдельно, они приводят к нездоровой односторонности.

Истинная нравственность, по словам В.С. Соловьева, не там, где человек поступает по своим желаниям, а там, где эти желания возвышенны, где они совпадают с велениями Бога.

Принципы всеединства как пути к идеальной полноте бытия и соборности, как высшего типа творческого сознания, стали теми глубинными основами, на которых базировалось эстетическое сознание почти всех представителей русской религиозной философии XX в. (П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова и др.), несмотря на различие в понимании отдельных эстетических положений и на разную степень высвеченности у них тех или иных эстетических проблем. Другой значимой для эстетического сознания Серебряного века мифологемой стали проходящие через все творчество Соловьева образ и концепция Софии Премудрости Божией.

Понятие Софии, являющееся по формулировке А.Ф. Лосева «философско-поэтическим символом», стало олицетворением аксиологического триединства во всем его блеске и очаровании. Ценностный смысл Софии — как конкретного выражения соловьевской концепции всеединства в философско-художественном образе «Вечной Женственности» и мировой Премудрости, символа единения Истины, Добра и Красоты — как идеала и нормы должного мира отмечал и Е.Н. Трубецкой.

Одной из центральных проблем в философии В.С. Соловьева является аксиологическая по своей сути проблема взаимоотношений Добра, Истины, Красоты. Философ настаивает на единстве и даже тождестве «аксиологической троицы». По его словам, «истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть тоже добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение — уже во всем есть конец и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир» [цит. По 6, с. 44].

В центре собственно эстетических взглядов Соловьева стояли две классические проблемы: красоты и искусства. То абсолютное и идеальное, что для разума является истиной, для воли является добром, для чувства — красотой. Красота разлита в природе, неслучайно и одну из своих работ В.С. Соловьев называет «Красота в природе». Основой этой природной красоты, по мнению философа, является мир, вселенная в их согласии, гармонии, ладе. Эта идее воплощается и в звездном небе, и в законе всемирного тяготения, и в просторе океана, и в восходе солнца. Красота природы — это одухотворенная материя, тварная София, мировое всеединство, гармония и любовь.

Человек не только созерцает красоту природную, уже данную, он стремиться и сам творить ее. Это творчество, воплощающее идеи в образы, одухотворяющее материю, называется искусством.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В статье «Общий смысл искусства» философ видит задачу искусства «не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой…» [2, т. 2, с. 348]. Основная установка у Соловьева в вопросах эстетики может быть охарактеризована, как теургическая. Уже в «Философский началах…» Соловьев связывает художественное творчество с мистикой, так как его цель есть «общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности» [3, с. 73]. Анализ конкретного художественного творчества, образцов настоящего в его понимании искусства приводит Соловьева к убеждению в высокой эстетической значимости искусства в универсуме. Искусство облекает красотой человеческие отношения, воплощая в своих образах истинный смысл человеческой жизни, и этим продолжает природный процесс по воплощению идеи. Однако изначальный хаос наиболее активно прорывается именно в сфере органической жизни в форме разрушений, смерти, а в человеческом обществе еще и в форме зла. Поэтому, убежден русский философ, человек, наделенный сознанием, должен не просто пассивно отображать в своем искусстве действительность, но и активно воздействовать на природу в направлении ее преображения. Красота искусства, таким образом, является реальным «переходом и связующим звеном между красотою природы и красотою будущей жизни», а само искусство предстает «вдохновенным проро­чеством» [5, с. 245].

Под «свободной теургией», или «цельным творчеством» грядущей жизни, Соловьев понимал новое органическое «расчлененное» единство основных ступеней (степеней) творческой сферы: мистики, изящных художеств и технических художеств, направленное на созидание преображенной жизни, объединение, осознанное и свободное, в отличие от первобытной теургии, когда обе низшие «степени» еще не были выделены из мистики, т.е. не имели самостоятельности. Свободная теургия — один из главных феноменов двигателей грядущего положительного всеединства, реализации идеального социокосмического единства на основе сознательного высшего объединения внутренне самостоятельных и самодостаточных элементов творческой сферы. Цель этого единения сугубо мистическая и определяется высшей ступенью творчества — мистикой: «общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности». «Истинное искусство» и «истинная техника», не утрачивая в этом единстве своей самостоятельности, служат этой цели.

Итак, Соловьев видит смысл нового этапа искусства (как высшей ступени человеческой жизни и деятельности) в творческих (преобразовательно-преображающих) взаимоотношениях человека, природы и Бога. Высшая цель искусства — теургия, т. е. претворение физической действительности в идеальную, преображенную телесность.

В.С. Соловьев считал, что искусство своими средствами должно служить общей жизненной цели человечества. Такой «жизненной целью» видел задачу мистического преображения мира, решение которой зависит и от художника, способного обрасти в своем творчестве поистине пророческое вдохновение.

Список литературы:

1.        Бычков В.В. Вл. Соловьев и эстетическое сознание Серебряного века // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева / [Отв. ред. А.А. Тахо—Годи; Сост. Е.А. Тахо—Годи]; Научн. совет «История мировой культуры». – М.: Наука, 2005. — 631с. — С. 11—29.

2.        Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Ростов — на Дону: Феникс, 1999.

3.        История русской философии. Учеб. для вузов./ Ред. кол. М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. — 639 с.

4.        Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988.

5.        Соловьёв В.С. Сочинение в 2-х книгах / Ред.  и сост. А.В. Гульга, А.Ф. Лосев — М.: Прогресс, 1990. Кн.2. — 452 с.

6.        Столович Л.Н. Теоретико-ценностные воззрения Вл. Соловьева // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева / [Отв. ред. А.А. Тахо—Годи; Сост. Е.А. Тахо—Годи]; Научн. совет «История мировой культуры». — М.: Наука, 2005. — С. 33—46. — 631 с.

7.        Фараджев К.В. Русская религиозная философия. М.: Весь мир, 2002. — 208 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

8.        Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. — 448 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

748

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке