Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Методические рекомендации в помощь учащимся подготовка к техническому зачету учащихся нефортепианных отделений колледжа искусств»

Для успешного исполнения музыкального произведения необходимы безукоризненные технические навыки. Именно для этого важно обладать хорошей техникой, так как часто художественное развитие юного музыканта опережает техническое.

Основная цель технического развития — обеспечение условий, при которых и будут достигнуты необходимые музыкальные задачи при исполнении музыкального произведения. В фортепианной литературе встречаются самые разнообразные виды изложения музыкальной ткани: мелодии одноголосные или аккордового склада, аккомпанементы типа альбертиевых басов и более широкие, романтические, гаммообразные и арпеджированные построения, двойные ноты, трели, скачки. Всем этим элементам соответствуют различные приёмы фортепианной игры.

Фортепианный приём — это игровое движение, при помощи которого наиболее простым и удобным способом преодолеваются специфические фактурные трудности, при этом нужно добиваться художественного, звукового результата. Это связано с разумным разделением работы различных групп мышц, участвующих в игре (пальцев, кисти, предплечья, плеча).

Работа над техническим развитием учащихся нефортепианных отделений проводится на соответствующем уровне владения инструментом каждого студента с учётом индивидуальности. Учитывая различную степень подготовленности учащихся, работа должна строиться, тем не менее, над поиском ощущения лёгкости и независимости пальцев, свободой аппарата, интонированием мелодии, отрывком которой является гамма или арпеджио, над ритмической и звуковой ровностью гаммообразных последований, над выстраиванием динамических центров.

Как много звуковых задач, кроме той, что сыграть гамму быстро и громко! Здесь недостаточно чистой беглости, а вот законы звуковедения, интонирования, фразировки здесь в такой же степени, как и в пьесах с художественным содержанием. Ведь гаммы, упражнения — это не абстрактные наборы звуковых последований, а отрывки мелодий, пассажей, аккордовых последовательностей, используемых в различных произведениях, применяемые в соответствии с законами музыкального развития. Только при таком подходе к технике исполнения будет достигнуто выразительное исполнение.

При подготовке к техническому зачёту учащихся нефортепианных отделений следует учитывать специфику данного предмета и подходить к нему с профессионализмом, если хотите добиться каких-нибудь результатов.

Например, учащимся ДХО и ОТМ рекомендуется систематическое и последовательное изучение гамм, аккордов и арпеджио, так как скурпулёзное и методичное освоение элементов фортепианной техники, определённых приёмов игры на инструменте, штрихов, динамических оттенков, различных ритмических фигур, сочетаний тембров и различной окраски звука даёт возможность широкого выбора репертуара, исполнения музыки различных стилей и направлений. Например, освоение быстрых гаммообразных пассажей с хорошей артикуляцией (произношением) даёт возможность исполнения более сложных этюдов, например, после освоения этюдов Черни под редакцией Гермера, можно переходить к работе над этюдами Черни ор.299, а затем к ор.740, к некоторым этюдам Крамера с так называемой «мелкой техникой» и др.

После освоения игры аккордов с хорошей «весовой игрой» (т. е. использования веса руки) можно также переходить к более сложным этюдам Крамера, октавным этюдам Мошковского и др. с так называемой «крупной техникой» (аккорды, октавы, скачки, броски).

Известно, что активные, сильные пальцы являются основой для всего многообразия техники. Пальцевая, точнее «мелкая техника» является самым трудоёмким видом. Как же работать над развитием силы и независимости пальцев? Существует один принцип всякой физической тренировки: упражнения, имеющие своей целью развитие тех или других мышц, должны заключаться в том, что эти мышцы нагружаются работой. Следовательно, чтобы укреплять пальцы, нужно работать пальцами.

Таким образом, техника — это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, а всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания.

Далее — назначение технического аппарата — подчиняться исполнительской воле (автоматически), а назначение музыкальной воли — управлять исполнительским процессом, иными словами, ваши руки должны играть не сами по себе, а исполнять вашу музыкальную волю.

Например, при разучивании 11-ти видов арпеджио рекомендуется сначала освоить строение аккордов, из которых состоит данный вид в пределах одной октавы одной рукой, затем двумя руками, затем разложить на арпеджио, играть медленно на две октавы, затем на три, на четыре октавы. Разучивать отдельно соединения разных видов арпеджио сначала в медленном темпе, затем в среднем, добиваясь связных, плавных переходов и в то же время качественного чёткого звучания, лишь затем переходить к быстрому темпу. Рекомендуется по мере освоения 11-ти видов арпеджио играть в ритмическом варианте «на четыре», а не «на три» для плавного соединения ритма трезвучий и септаккордов.

Для учащихся ОНИ, ОСИ, ВО, РНХ те же рекомендации, лишь учитывается индивидуальный уровень подготовленности учащихся, следовательно, гаммы, аккорды, арпеджио и этюды можно играть в более замедленных (учебных) темпах, а для учащихся без подготовки допускается занижение требований, например, игра гамм, аккордов и арпеджио на две октавы, игра трезвучных аккордов, игра отдельными руками, доскональное изучение одной-двух гамм и так называемый «эскизный» охват других, если учащийся не справляется с заданным объёмом.

И несколько полезных советов учащимся:

1.         Внимательно прочитай название пьесы или этюда (если оно имеется) — это откроет характер произведения, который в свою очередь определит характер звука.

2.         Прочитай темп, авторские ремарки, помогающие раскрыть замысел композитора — динамические оттенки, агогические отклонения (замедления, ускорения темпа), смену тональностей, сопоставление лада (мажор-минор), разберись в форме музыкального произведения, в заключительных построениях (кадансах), определи наиболее яркий и выразительный отрывок произведения (кульминацию), соответственно линию развития и спада, определи части, из которых состоит этюд или произведение (фразы, предложения, периоды) и разучивай осмысленно каждую из них, затем выстраивай в единое целое.

3.         Помни, что занятия должны быть системой, так как она является ступенькой к профессионализму.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

4.         Развитие общей музыкальности очень важно для успешной работы над техникой.

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы:

1.        Гофман И. Об искусстве фортепианной игры. Издание 6-е. Классика XXI века. Москва, 1998 г.

2.        Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. Издание 3-е. Фигаро-центр. 2003 г.

3.        Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие — М.: Музыка, 1982 г.

4.        Макуренкова Е. О педагогике Листовой. Издание 2-е. М.:Музыка. Москва, 1991 г.

5.        Нейгауз Г. Об искусстве Фортепианной игры. Издание 6-е. Классика XXI века. Москва, 1998 г.

6.        Тимакин Е. Воспитание пианиста. Издание 2-е. Москва. Советский композитор. 1989 г.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

409

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке