Ключевые слова: республиканский научно-исследовательский конкурс МАН школьников, юные исследователи, система критериев оценки работ, оптимальная стратегия развития исследовательских способностей обучающихся.
В Республике Башкортостан активно работает отделение Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего».
С 2006 года в ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан в рамках этой работы проводится ежегодный республиканский научно-исследовательский конкурс Малой академии наук школьников.
Конкурсы исследовательских работ, в которых юные исследователи участвуют из года в год, могут во многом способствовать реализации оптимальной стратегии развития начинающих ученых. Для этого необходимо, чтобы оценка работ стимулировала обучающихся и их научных руководителей придерживаться оптимальной стратегии развития. Чтобы добиться этого, необходимо выполнение следующих условий:
- система критериев оценки работ должна быть четко определенной и заранее известной всем участникам;
- результаты оценки работ по каждому из критериев должны быть также известны всем заинтересованным лицам;
- система критериев должна носить скользящий характер, т. е. изменяться в зависимости от возраста участника, сохраняя при этом возможность сопоставления участников различного возраста между собой;
- система критериев должна давать преимущество тем участникам, работы которых в наибольшей степени отвечают оптимальной стратегии развития исследовательских способностей.
Для представления структуры основных функций исследовательской деятельности обучающегося и определения уровня его квалификации исследователя нами разработан перечень критериев оценок работ участников заочного и очного этапов Республиканского научно- исследовательского конкурса МАН школьников, используемых в нашей педагогической практике.
Для оценки работ участников заочного этапа используются следующие критерии: тип работы (реферативная или исследовательская работа); использование известных результатов и научных фактов (автор использовал известные данные; уникальные научные данные); полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых (использован материал школьного курса; использованы специализированные издания; использованы уникальные литературные источники); использование знаний вне школьной программы (в работе использованы знания школьной программы; интересы школьника вышли за рамки школьной программы); степень новизны полученных результатов (доказан уже установленный факт или получены новые данные); качество исследования (результаты работы могут быть доложены на студенческой конференции; на взрослой конференции в связи с доказательством нового положения; результаты уникальны и могут быть опубликованы в научной печати); практическая значимость (работа может быть использована в учебных целях; работа уже используется в своем учебном учреждении, в нескольких учебных учреждениях, вне учебной организации); структура работы: введение, постановка задачи, решение, выводы (в работе плохо просматривается структура; отсутствуют один или несколько основных разделов; работа структурирована, прекрасно оформлена); оригинальность подхода (традиционная тематика; работа строится вокруг новых идей; в работе доказываются новые идеи); владение автором научным и специальным аппаратом (автор владеет базовым аппаратом; использованы общенаучные и специальные термины; показано владение специальным аппаратом); качество оформления работы (работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, неграмотно; работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно; работа оформлена изобретательно, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания работы).
Для проведения очного этапа конкурса разработаны следующие критерии и оценки работ участников: содержание и форма изложения исследовательской работы (структура работы: введение, анализ литературы, постановка и проведение исследования, заключение, выводы, приложения; новизна исследования, актуальность работы, практическая и теоретическая значимость; постановка гипотезы, цели, задач; оригинальность изложения; убедительность, обоснованность использования фактов, аргументов; точность, краткость изложения); наглядность (презентация (мультимедиа); фотоматериалы; плакаты на бумажном носителе (схемы, чертежи, таблицы, графики); раздаточный материал); форма выступления (речь (громкость, доступность, внятное произношение, темп, интонация, направленность речи); отношение к аудитории (благоприятное, успешный контакт)); форма ответов на вопросы в ходе дискуссии (точность, полнота ответов, умение приводить убедительные аргументы, обоснованность, умение использовать цитаты из работы, ссылки на текст).
Таким образом, четко определенные и известные всем участникам конкурса исследовательских работ критерии оценки качества учебных достижений будут способствовать оптимальному развитию исследовательских способностей обучающихся.