Рассматривая гражданскую позицию как интегративное качество личности, отвечающее за моральные убеждения, общечеловеческие ценности и общественно важные поступки, проявляющиеся по отношению к государству, другим людям, к самому себе, мы констатируем, что она формируется, преобразуется, развивается на протяжении всей жизни человека в семье, школе, во время профессионального обучения, трудовой деятельности. Однако первостепенные основы позитивной гражданской позиции закладываются вместе с формированием мировоззрения, моральных и ценностных установок, взаимоотношений с окружающим миром, самоопределением.
Таким образом, для достижения наилучшего результата процесс формирования и становления гражданской позиции целесообразно начинать с наиболее ранних лет, однако на каждом этапе развития ребенка необходим специфический воспитательный подход, обусловленный как индивидуально-личностными и возрастными особенностями детей, так и отличительными характеристиками воспитательной среды.
Изучая проблему становления гражданской позиции в воспитательной системе школы, мы заключаем, что сенситивным периодом ее становления (возникновения, образование) является младший подростковый возраст.
Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, подростковый возраст охватывает промежуток от 10—11 до 14—15 лет [4]. Этот возрастной период ученые также определяют как средний школьный возраст. Необходимо признать, что характеристика нижней и верхней границ возрастного отрезка имеет существенные различия, поэтому исследователи выделяются младший и старший подростковый возраст.
В контексте нашего исследования имеет значение характеристика младшего подросткового возраста, поскольку процесс становления гражданской позиции опирается на специфику данного возраста. Итак, определяя возрастные границы, мы может условно говорить, что младшие подростки — это дети в возрасте 10—13 лет.
Следует отметить, что в целом подростковый возраст часто называют «переходным», «трудным», «критическим» [5], указывая на сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
Это вызвано изменением социальной ситуации развития, которое опосредовано внешними и внутренними предпосылками. Квнешним исследователи относят: изменения характера учебной деятельности (многопредметность, теоретизированность, абстрактность); разнообразие требований со стороны взрослых, что провоцирует необходимость формирования собственной позиции; приобщение к общественно-полезному труду; изменение положения ребенка, связанное с расширением социальных связей. К внутренним, относятся биологические изменения, связанные с физиологической перестройкой гормональной, кровеносной, костно-мышечных систем, вызывающих повышенную возбудимость, утомляемость, раздражительность [7].
Среди интересов младшего подростка ученые выделяют четыре доминанты: интерес к собственной личности (эгоцентрическая доминанта), установка подростка на обширные, большие масштабы (доминанта дали); интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета (доминанта усилия); интерес к неизвестному, рискованному, к героизму (доминанта романтики) [7].
Так, в младшем подростковом возрасте ведущей деятельность становится социально-значимая деятельность, которая реализуется через учение, по мнению Л.И. Божович, общение согласно Д.Б. Эльконину, общественно-полезный труд, по мнению Д.И. Фельдштейна.
По утверждению Л.И. Божович, знания в данный период становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность [1].
В общении ведущим мотивом становится стремление найти свое место среди сверстников. В общении как деятельности ребенок усваивает социальные нормы, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
В поисках утверждения своей новой позиции младший подросток стремится совершать общественно-значимые дела, с целью получить признание других людей, почувствовать себя членом общества. Именно в этой сфере он может реализовать свою потребность в самостоятельности, в признании со стороны взрослых, может проявить свою индивидуальность.
Все это оказывает прямое влияние на становление гражданской позиции, ее компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-практического.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Психологи отмечают, что центральные психические новообразования касаются в данном возрастном периоде всех сторон развития личности, а именно, изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере [2]. Так мы можем отметить появление наиболее важных из них: абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.
В данном возрасте начинается формирование абстрактно-логических форм мышления, что закладывает основы морально-нравственного отношения к другим и себе. Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации, что меняет взгляды на себя и окружающую действительность. Младший подросток стремится понять самого себя, осознать свои права и обязанности, приобщиться к миру взрослых.
Кризис младшего подросткового возраста также связан с поиском своего места в малой социальной группе сверстников, с целью получения их признания. Психологическая задача данного возраста — установление межличностных отношений в группе сверстников, где преобладает стихийно-групповое и интимно-личностное общение. Группа сверстников в данный период выступает «зеркалом», дает подростку возможность обратной связи, с помощью которой он строит представление о себе. Общение младших подростков фокусируется вокруг процессов учения и поведения, лидерское положение среди сверстников занимает тот, кто олицетворяет положительный образ, а именно лучше учится и правильно себя ведет.
Однако, несмотря на то, что преобладающим является общение со сверстниками, также значимы отношения с родителями и другими авторитетными взрослыми, в эмоциональной поддержке которых нуждается младший подросток наравне с потребностью в независимости.
Важно отметить, что подростковый возраст — это возраст «пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности» [6, с. 56]. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большое значение для подростка имеют благоприятные ситуации, создаваемые педагогами: одобрение при правильном ответе ученика или старании; подчеркивание самого незначительного успеха, похвала и другие.
Учащихся тяготеют строго регламентируемые требования, в противовес этому будут прекрасно работать правила принятые в коллективе, которые хорошо осознаются ими и выступают как моральные принципы. Именно поэтому значительная часть времени должна посвящаться разъяснению моральных норм и правил, формированию нравственных взглядов и убеждений.
Вступая в подростковый возраст, человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны и весьма неустойчивы [7]. Ребята активны, проявляют самостоятельность и готовность овладеть интересующей областью знания, им присуща большая доля инициативы, так как им хочется действовать, а не созерцать. Таким образом, одна из важнейших задач педагогов состоит в том, что бы организовать педагогическое пространство, дающего ребенку возможность для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира.
Подчеркнем, что основным аспектом воздействия на младших подростков становится работа, связанная с формированием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей [3]. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и вызывают их интерес. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений.
Все особенности этого возрастного периода выступают благоприятными предпосылками для формирования гражданственности, становления гражданской позиции младшего подростка.
Мы, видим, что переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, нового типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения [2].
Так, подводя итог, отмечаем, что данный возрастной период характеризуется качественными изменениями в физиологическом, психическом, социальном мире ребенка и требует особого подхода со стороны взрослых (педагогов, администрации и родителей).
Таким образом, мы можем заключить, что младший подростковый возраст является благоприятным периодом для закладывания основ гражданского самосознания, гражданской ответственности и гражданской активности личности. Именно в младшем подростковом возрасте с помощью специально разработанных педагогических условий в воспитательной системе школы необходимо и целесообразно осуществлять целенаправленную педагогическую работу по становлению гражданской позиции личности.
Список литературы:
Божович Л.И. Психология подростка: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.
Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ.пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
Краковский А.П. О подростках: содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. — М.: Педагогика, 1970. — 272 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. / Перевод с нем. Г.И. Лойдиной. — М.: «Мир», 1994. — 319 с.
Центр психологической поддержки [Электронный ресурс] URL: http://psiholog.zo1272.edusite.ru/p129 (дата обращения: 20.08.2012 г.)