Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Муниципальный земельный контроль как фактор рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан»

Актуальность темы обусловлена экономическим, социальным и экологическим значением использования и охраны земель сельско­хозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, ведения сельского хозяйства.

Одним из направлений устранения кризисных явлений в сельскохозяйственной отрасли является создание наиболее оптималь­ных правовых условий использования земель, на базе которых могло бы развиваться сельское хозяйство. Развитие этой отрасли как приори­тетная цель современного экономического развития позволяет решать не только проблемы увеличения объема производства продовольст­венной продукции, но и решения проблемы занятости населения, и, что особенно важно, могло быть одним из путей выхода России на мировой уровень.

Земли сельскохозяйственного назначения — это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей [2, ст. ст. 201, 706].

В составе земель сельскохозяйственного назначениявыделяются различные виды земель в зависимости от их роли всельском хозяйстве:

сельскохозяйственные угодья;

земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями

земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земли от воздействия неблагоприятных природных; антропогенных и техногенных явлений;

земли, занятые водоемами;

земли, занятые постройками и сооружениями, используе­мыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохо­зяйственной продукции.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят 13 видов земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья(участки земли с определенным сельскохозяйственным использованием), которые в зависимости от их природных свойств, экономической целесообраз­ности использования подразделяются на: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями и др.

В Российской Федерации в 1990—1991 годах в системе земель­ных отношений была начата земельная реформа, в результате которой произошли радикальные изменения, коренным образом изменившие социальную структуру земельных собственников. В процессе ее транс­формации в стране появилось 43 миллиона земельных собственников и землевладельцев, которым передан более 130 миллионов га земли.

В ходе реформирования земельных отношений сформировалось принципиально новое земельное законодательство, созданы правовые основы платного землепользования, арендных отношений, рыночного оборота земель, их оценки и мониторинга, государственного земельно­го кадастра и землеустройства. В аграрном секторе начала формиро­ваться относительная устойчивая ориентация на различные формы земельной собственности, система сельскохозяйственного землеполь­зования и землевладения.

Конец XIX века начало XX века сельскохозяйственные земли использовались в основном крупными кооперативными и государст­венными хозяйствами. В ходе реформирования земельных и аграрных отношений колхозы, совхозы и другие сельхозструктуры были реорга­низованы и на их базе создана целая система коммерческих и неком­мерческих юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственное производство.

По данным государственного учета земель, земельный фонд в Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года соста­вил 14 294,7 тыс. га, из них: земли сельскохозяйственного назначения — 7696,3 тыс. га (53,8 %).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

На сегодняшний день земли сельскохозяйственного назначения имеют низкую инвестиционную привлекательность. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более пол­ном правовом обеспечении, учитывающем различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.

Так в соответствии с земельным законодательством постанов­лениями администраций муниципальных районов Республики Башкор­тостан 350145 гражданам республики предоставлено в общую собст­венность 2277,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 1 июня 2011 года право собственности на земли общей площадью 1778,6 тыс. га в установленном порядке зарегистрировали 277127 человек (79,1 %).

Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предостав­ленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что, в свою очередь, не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений в части уплаты земельного налога.

По состоянию на 1 июля 2011 года количество невостребованных земельных долей составляет 29283, их общая площадь — 196745 га. В то же время органами местного самоуправления работа по регистрации в судебном порядке права муниципальной собственности на них не проводится.

В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут — институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.

Также в качестве проблемы можно выделить платность земле­пользования. Более треть всех земель были преданы на условиях арен­ды (арендодателем выступали органы местного самоуправления). Остальные земли до настоящего времени пользуются на праве пользования.

Причинами сложившегося положения, явились два фактора: органы местного самоуправления не охотно заключали договоры аренды из-за боязни утраты права исключительного распоряжения землей. При этом законодательство в 1990-х г.г. позволяло оформлять пользование государственной землей; сельскохозяйственные пред­приятия не заключали договоры аренды из-за боязни произвольного изменения ставок арендной платы на землю (право изменять ставки налога органы местного самоуправления имели ограниченное).

Изменившееся законодательство резко сузило применение права пользования землей и требует переоформления его для хозяйствую­щих субъектов на правах аренды или приобретения в собственность. Но эти требования законодательства находятся в противоречии с инте­ресами соответствующих государственных и муниципальных органов.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что ставки арендной платы, как правило, пусть и незначительно, но выше ставок земель­ного налога. А это означает, что бюджеты недополучают доходы от использования государственных и муниципальных земель.

Так мною был сделан сравнительный анализ поступления арендной платы за землю в Республике Башкортостан с соседствую­щей Республикой Татарстан, Оренбургской и Челябинской областями. Сумма поступлений в Республике Башкортостан на 1 января 2011 года (3520815 тыс. рублей) в 2,4 раза больше суммы поступлений от аренды земли в Республике Татарстан (1485706 тыс. рублей), в 3,3 раза больше поступлений от аренды земли в Оренбургской области (1080631 тыс. рублей) и в 1,7 раза больше аналогичного показателя в Челябинской области (2016912 тыс. рублей).

А что касается показателя суммы земельного налога, поступив­шей в бюджеты муниципальных образований республики (1122274 тыс. рублей), значительно отстает от показателей сравнивае­мых субъектов: в 3,5 раза от показателя Республики Татарстан (3894883 тыс. рублей), в 1,3 раза — от Оренбургской области (1428846 тыс. рублей) и в 3 раза — от Челябинской области (3356046 тыс. рублей) [1, п. 2].

Приведенный анализ свидетельствует о том, что в республике низок процент земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Следствием этого являются недостаточная развитость рынка земли на территории республики и предоставление льгот по земельному налогу в виде полного освобождения значительному количеству юридических лиц.

Учитывая, что максимальные размеры ставок земельного налога определены Налоговым кодексом Российской Федерации, причинами низкого показателя поступлений земельного налога могут являться также низкая кадастровая стоимость земель и несвоевременная актуализация показателей кадастровой стоимости.

Список литературы:

Концепция развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012—2016 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.11.2011 г. № 396.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101 — ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 201; 2003. № 11. Ст.706

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

438

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке