Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Музыка как особая форма познания мироздания в философии древнего востока»

АННОТАЦИЯ. Музыка является особой формой познания мироздания. В таком качестве она фигурировала в философии Древнего Востока. Музыка была основой мистических духовных практик, направленных на самосовершенствование человека и установление его связей с высшей сущностью.

Помощь в написании статьи

ABSTRACT

The music is a special form of knowledge about world. In this capacity it featured in philosophy of Ancient East. Music was a fundamental spiritual practice, aimed to self-perfection and contact with high substance.

Ключевые слова: музыка; философия; мистицизм; духовные практики.

Keywords: music; philosophy; mystics; spiritual practice.

В качестве особой формы философского познания мироздания музыка приобрела исключительное значение в философии древнего Востока. Истоком мистического отношения к музыке, вероятно, стал тот факт, что музыка с древних времен использовалась как один из способов защиты человека от грозящих ему опасностей. Ни один из магических обрядов не обходился без музыки, что впоследствии оказало существенное влияние на формирование мистического концепта этого вида искусства.Музыка в философии древнего Востока являлась областью знания, о котором невозможно было говорить словами. Поэтому она рассматривалась как эзотерическое знание, в сущность которого были посвящены лишь немногие избранные. Стоит вспомнить о том, что именно Древний Восток стал колыбелью теории, которая позднее оформилась в учении Пифагора как «гармония сфер». Согласно ей, космос наполнен звучанием, издаваемым планетами, каждой из которых соответствует свой звук. Они образуют те «хоры стройные планет», отголосок знания, о которых дошел до нашего времени. По представлениям древних мыслителей, принципиальное отличие космической музыки — Musica Mundana — от земной состояло в том, что она была лишена отяжеляющей чувственной основы. Освобожденная от приземляющей физической стороны звука, она воспаряет к высшему миру, являясь знаком этого мира, поэтому услышать ее как обычную, земную музыку, невозможно. Она постигается не слухом, не чувственно, как земная музыка, а умом, всей духовной сущностью человека. Услышав эту музыку, постигнув ее с помощью умосозерцания, человек приобщался к миру божественного, и, следовательно, к тайному знанию. Это знание, глубоко тревожащее душу человека и преображающее его сущность. Глубокий смысл такой позиции отражал мнение, согласно которому суть приобщения к тайному знанию состояла в умении слиться с божеством. Так, в учении веданты познание глубин собственной сущности открывает возможность слияния с Брахманом, в результате чего человек находит гармонию бытия.

Музыка, в силу ее удаленности от земных страстей и мелочной суеты, становилась для древних мыслителей уникальной формой получения знания без посредства слов. Мышление, выражаемое через музыку, было свободно от всего случайного и ненужного. Музыка, вследствие этого, воспринималась как редкий дар богов, с помощью которого человек устанавливал контакт с Вселенной. Восточное мироощущение недаром ставило музыку выше остальных видов искусства. Собственно, в практике восточной философской мысли музыка и не считалась искусством развлечения. Она всегда значила нечто большее, становясь проводником «материи мысли» [1, с. 12]. Позднее подобная позиция утвердилась в философии Платона, а затем и неоплатоников, для которых музыка занимала промежуточное место между земным и небесным бытием, играя роль своеобразного канала, посредством которого в земной жизни воплощается высшая сущность. Открытая Пифагором математическая закономерность бытия музыки была подхвачена Платоном, считавшим воплощенное в музыке число проводником высшей идеи.Мистическая роль музыки заключалась в том, что она позволяла устанавливать контакт с высшим существом путем проникновения в собственный внутренний мир. Древнее обращение с музыкой удивительным образом сочетало в себе выход за пределы земного бытия, в просторы космоса, и углубление в собственную внутреннюю сущность. Она становилась той точкой, в которой пересекались макрокосмос и микрокосмос. Обращение к музыке делало человека существом, приближенным к божеству именно по той причине, что в ней скрывалась неизреченная тайна. Это был, по сути, параллельный путь открытия мира, который, в сочетании с логическим знанием, давал полную картину универсума. Сущность мира, считали древнеиндийские мыслители, открывается, главным образом, через особые духовно-мистические практики, составной частью которых была музыка. Логически-рациональное знание, объективное по своей природе, позволяет открыть истину как нечто одинаковое для всех. Духовно-мистический путь, носящий сугубо субъективный характер, открывает истину, уникальную для каждого человека. Найти свою истину, открыть свой неповторимый путь ее познания, почувствовать себя уникальной частицей творящей вселенной — это дает духовно-мистическая практика. Рационально-логическое знание — это знание для многих, знание, которое открывается через духовно-мистические практики — только для избранных. Свое открытие человек не может выразить словесно, то есть не в состоянии поделиться им с другими.Духовная практика предусматривала и коллективные медитации. Но суть и ценность музыки состояли в том, что истина, открываясь всем, в то же время предназначалась каждому отдельно, в той мере, насколько человек духовно подготовлен к этому. Словесная форма выражения знания — внешняя форма, а мистическая — внутренняя. В ней заложено то, что бессильно выразить любое, даже самое выразительное слово.Мистическое познание направлено на выявление таких сторон действительности, которые открываются не всем, не сразу, и не полностью. В познании сохраняется тайна, которая влечет к себе ищущего. Открытие такого уровня представляет собой бесчисленные ступени движения к истине, причем такое, при котором важен каждый шаг. Открывая себя, человек открывает сущность универсума, воплощенного в нем как океан в капле морской воды. Устанавливая связь между отдельным человеком и универсумом, мистическая практика приучает ищущего истину к мысли, что в нем заключен целый мир.

Музыка позволяла в духовной практике выходить за границы привычного и понятного, раздвигала горизонт видения мира, приближала человека к области трансцендентного. Особая ценность музыки состояла всегда в том, что это приближение было бесконечным. Искатель истины мог непрерывно и постоянно двигаться по пути ее познания, бесконечность движения обеспечивалась неисчерпаемостью музыки. Недаром в Индии до сих пор музыка считается лучшим средством постижения высших миров. Современный индийский исследователь Ч. Дева характеризует музыку как одну из наилучших форм искусства, используемых для медитирования и поклонения богам [2, с. 45]. Уже с древнейших времен музыку рассматривали как аналог бытия — простого и ясного, в котором человек живет, и, в то же время, сложного и непостижимого. Бытие раскрывается перед человеком в течение всей его жизни. Музыка тоже раскрывается постепенно, по мере вслушивания в нее. Музыка открыта, явленна, к ней может прикоснуться любой, кто желает ее услышать. Но при этом она сокрыта и таинственна.Таким образом, на Востоке сформировалась не только культура слова, обладающая четкостью и определенностью понятий, но и культура звука, несущая в себе многозначность и разнонаправленность смыслов. Музыка сопоставима с живым словом в отношении естественности и непосредственности переживания бытия. Музыка, лишенная, по сравнению с другими видами искусства, материально фиксированного результата творческой работы, обладает силой непосредственного эмоционального воздействия, значимость которого в полной мере раскрывается, однако, позже, в результате работы памяти.Индийская философия трактует звук как высшее мировое начало Нада-Брахман. Звук как физическое явление перерастает свое чисто акустическое значение и становится воплощением иного. Физические, внешние характеристики звука скрывают его онтологическую сущность как мощного импульса творения. Звук требует вдумчивого отношения к себе, внимательного вслушивания, проникновения в его глубины. Магия звука открывает неисчерпаемые бездны мироздания, устанавливая незримую связь между внутренним миром человека и онтологическим основанием бытия. Такая «вертикальная координата» делает человека сопричастным творению, включает его в ритм всего сущего. Обучение музыке в древневосточных культурных традициях носило особенный характер, отражавший философскую направленность понимания искусства. В музицировании ценилось мастерство, и ему, разумеется, обучали, но виртуозность как таковая не играла существенной роли при этом. Владение инструментом должно было стать эффективным путем постижение сущности музыки, а через это — и сущности мироздания. Л.П. Зарубина отмечает «непрерывность и бесконечность» [3, с. 15] как важнейший творческий принцип, который должен был быть усвоен учеником. В этом находит выражение отношение к исполнительству не как к ремеслу, но как к тщательно разработанной духовной практике. Понять и проникнуться музыкой человек способен только в том случае, если он постоянно работает над своим внутренним миром. Не только слушание музыки, работа над овладением инструментом, но и бесконечные философские размышления — вот что составляло сущность обучения. Научиться играть на инструменте — это только первый этап движения к искусству музыки. Все следующие связаны были с умением открывать в музыке новые миры.Философия Востока требовала от человека участия всего его существа в процессе познания. Способность человека не только рационалистически мыслить, но и чувственно переживать духовное открытие придавали истине универсальное звучание. Видеть и слышать истину во всех проявлениях мироздания казалось для древнеиндийских мыслителей проявлением божественной сущности человека.

Список литературы:

1. Вильданов У.С., Вильданова Г.Б., Загитова Л.Ч. Оккультно-трансцендентальная природа звука и музыки в бытии человека. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. — 304 с.

2. Дева Ч. Индийская музыка. М.: Музыка, 1980. — 270 с.

3. Зарубина Л.П. Философия музыки. Челябинск: издательство ЧГАКИ, 2002. — 250 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

608

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке