Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Музыкальное исполнение в условиях процесса коммуникативной связи: автор – (произведение) – исполнитель – слушатель»

В современной западной культуре музыка мыслится, прежде всего, как интерпретационное искусство. В его основе лежит идея «коммуникационного треугольника», предполагающая определенную систему «разделения труда», при которой «композиторы создают музыкальные произведения и фиксируют их в партитуре, а на этом основании исполнители интерпретируют … в назидание и удовольствие слушателей» [2, с. 693].

Этот глубоко укоренившийся взгляд возвышает и прославляет романтическое вдохновение композитора, которого считают истинным и единственным «создателем оригинальных музыкальных творений» [2, с. 693]. В результате долгое время считалось, что музыка — есть полный свод музыкальных произведений, которые возникли в воображении композиторов и зафиксированы ими в нотации [4]. В результате фигура композитора выдвинулась в музыкальной жизни общества на первый план и стала рассматриваться как главная движущая сила в развитии музыкального искусства.

Простейший исторический анализ форм существования музыки в человеческом обществе показывает, что далеко не всегда и не во всех культурах музыка бытует в форме музыкальных произведений. Более того, появление самого понятия «музыкальное произведение» (то есть композиций, зафиксированных в более или менее точной нотации) стало обычным явлением сравнительно недавно — в XVI веке [6]; на протяжении значительно более протяженной части истории мировой музыки не существовало никаких формы фиксации продуктов музыкального творчества. Музыка многочисленных культур (преимущественно восточных), а также образцы так называемого народного творчества (фольклора) в большинстве случаев и в наши дни бытуют преимущественно (или даже исключительно) в рамках устной традиции.

Одним из наиболее значительных достижений в области современного музыкального искусства следует считать недавнее довольно решительное смещение акцента с фигуры композитора и произведения в сторону исполнительской практики, которая блестяще продемонстрировала, «насколько, по крайней мере в предклассической музыке, эта [концепция разделение труда — В. Ф.] далека от точности, а во многих случаях просто ложна» [2, с. 693].

Американский исследователь Кристофер Смолл ввел даже специальное понятие «musicking», обозначающее основную форму бытования мировой музыки. «Музыка — не статический объект, а разносторонний процесс…  Музыка…не есть предмет или собрание вещей, но деятельность, в которой мы участвуем, — заявляет К. Смолл» [12, с. 50]. «Такой вещи, как музыка — не существует. Музыка — это деятельность, это то, что люди делают. «Музыка» — это …. действие, в котором участвует каждый человек … Музыкальное исполнение, составляет musicking—т.е.комплекс взаимосвязанных действий, потому что все они оказывают влияние на то, что исполняется» [12, с. 50]. К. Смолл поясняет: «Musicking» охватывает все и любые формы участия в музыкальном исполнении, — будь оно активным или пассивным, сочувствующим или антипатическим, конструктивным или разрушительным, интересным или скучным [12, 9]. В результате исполнение музыки сегодня рассматривается как наиболее важная и естественная форма существования музыки.

Исследования исполнительской практики разных культур и эпох позволили выявить более сложную и тонкую картину взаимоотношений исполнителя и композитора. Теперь мы с уверенностью можем говорить о двух задачах исполнителя, который действует не только в качестве «переводчика» нотного текста в реальное звучание, но и создателя на основе анализа своей особой, глубоко личной концепцию исполняемого произведения, что соответствует функции композитора.

Концепция исполнителя как интерпретатора (переводчика) появилась сравнительно недавно. Её история тесно связана с эволюцией музыкальной нотации, развитие которой шло по линии все более точной и детальной фиксации авторской идеи и всех её элементов.

Историки установили, что на протяжении многих веков различные аспекты музыкального произведения не нотировались либо потому, что композитор принимал на себя роль исполнителя и тонкая, детальная расшифровка исполнения для него была излишней, либо потому, что композитор управлял исполнением, например, в качестве дирижера или руководителя музыкального коллектива. К тому же система используемой нотации или технологий, доступных для воспроизведения музыкальных произведений, была недостаточно разработана, с тем, чтобы можно было детально и всесторонне записать с помощью нотного письма, а затем и  адекватно осуществить расшифровку нотированной музыки.

Одной из задач исследования исполнительской практики является выяснение ненотируемых аспектов текста (именуемых в зарубежном музыковедении —performanceconventions). Хотя тенденция к усложнению системы нотации наблюдалась во все «письменные» времена, со времени Бетховена композиторы все больше и больше принимали на себя ответственность за создание точной интерпретации своих произведений. Однако, всегда будет существовать необходимость в проведении исследований исполнительской практики из-за изначально ограниченного характера любого типа нотной записи.

Один из важных дискуссионных вопросов исполнительства касается перевода нотного текста в реальное звучание. Подобно тому, как ораторское искусство есть в первую очередь искусство словесное, а не литературное, так и музыкальное произведение не есть ноты, записанные композитором, а звуки, которые слышит публика.

В свое время замечательный музыкант и теоретик Иоганн Кванц (1697—1773) рассматривал музыкальный «текст» набор «знаков», с помощью которых воплощаются идеи и аргументы композитора и которые исполнитель (подобно оратору) использует для решения основной своей коммуникативной задачи — наилучшим образом передать содержащиеся в музыке аффекты. Причем, Кванц не был одинок в своих воззрениях на роль исполнителя; взгляд этот разделяли многие музыканты эпохи барокко и раннего классицизма. На протяжении нескольких столетий музыкальные теоретики основывали исполнение музыки на законах риторики, а потому предполагали, что в каждом случае музыкальное исполнение приобретает особые качества в зависимости от того, в каком месте оно совершается, в какое время и для какой аудитории оно предназначено. Только в условиях конкретного контекста или ситуации исполнитель (оратор) должен судить о том, как лучше всего использовать «ноты» композитора для создания своей трактовки, которая могла включать в себя некоторые изменения или дополнения (от самых незначительных до весьма существенных).

Анализируя функцию исполнителя как композитора Дэвид Фуллер отмечает: «В XVII и XVIII веках без сотрудничества композитора и исполнителя музыка просто не могла существовать. Она либо импровизировалась, либо сочинялась непосредственно,…а потому принадлежала в большей степени исполнителю, чем когда-либо после и, возможно, раньше этого времени.

Большая часть музыки целых эпох обозначалась лишь контуром и не фиксировалась полностью… Исполнитель в чем-то был подобен ребенку, в руки которого попала книжка-раскраска, и эти эскизы, в свою очередь, превращались в произведения искусства» [5, с. 117].

Перечисляя основные сложности, с которыми встречаются исполнители ранней музыки, в попытках добиться аутентичного исполнения, Д. Фуллер выделяет три области, особенно тесно связанные с проблемами нотации (или с её отсутствием):

1.исполнение генерал-баса, который он рассматривает как находящийся на границе между нотированной и ненотированной музыкой;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.орнаментика;

3.ритм (в частности, ритмические альтерации).

Если первичная мотивация композитора есть самовыражение (как это имело место уже в романтической музыке), то, возможно, существовала не менее существенная потребность исполнителя действовать в качестве композитора. Не случайно возникла необходимость именовать исполнителя «композитором композитора» (термин Л.Е. Гаккеля).

Если основным мотивом исполнительской деятельности является коммуникация, что отчетливо выражалось в западноевропейской практике семнадцатого — восемнадцатого столетий, то совершенно понятен интерес музыкантов к пониманию законов риторики и стремлению ликвидировать разрыв исполнителя со слушателем, научиться поддерживать контакт с конкретной аудиторией с учетом обстоятельств времени и места.

Особо важно было найти верные соотношения между нотным текстом и реальным его звучанием. В конце XIX века американский музыковед Альфред Джон Гудрих, касаясь проблемы дешифровки нотации подчеркивал, что «мы читаем ноты, а слушаем тоны» [7, с. 26]. На многочисленных примерах А. Д. Гудрих продемонстрировал, как в зависимости от контекста изменяется реальное звучания записанной музыки.

Согласно теории Манфреда Кляйнса (разработана в 1989—1990 гг.) сохранение западноевропейской музыки на протяжении столетий произошло благодаря изобретению нотации. Но это замечательное достижение имеет свою цену. Западная музыка стала представлять два одновременных равноуровневых потока: 1) нотируемую  структуру, основанную на повторной иерархической структуре пульса и 2) ненотируемую микроструктуру, представляющую музыку вразвитии, эмоционально значащую «историю» музыки. Вот и встает вопрос: что же составляет сущность музыки — нотный текст или его звучание, которое существует только в процессе исполнения?

Собственно нотированная музыка составляет всего лишь скелет музыкальной мысли, для «возвращения к жизни» которого должна использоваться тонкая микроструктура. Если пульс первого потока рождает ожидания равномерного повторения, то второй поток разворачивает движение музыки, привносит в него разнообразные изменения, динамические контрасты, тезис и антитезис. К тому же второй поток порождает так называемые сентические (sentic) формы психологической реакции [1].

Нотированная структура, не полностью удовлетворяет запросам четкой логики композиции и потому представляет (и обеспечивает) широкое поле возможностей. Как правило, она предполагает множество вариантов реализации с несколько измененным смысловым значением. В пределах некоторой области значений, которую композитор указывает словесно (например, conamabilita, dolce, furioso, energico, con brio, mesto) исполнитель стремится найти убедительную меру предписанного характера, настроения, эмоционального состояния.

В определении качеств музыки и её психологических свойств М. Кляйнс различает в западноевропейской музыке два вида точностив исполнении, соответствующие соответственно структуре и микроструктуре нотного текста. Первый вид — игра всех нот абсолютно точно, как они нотированы. Для компьютера это не только возможно, но считается само собой разумеющимся фактом. В этом случае возникает эффект подобный словам и предложениям, произносимым монотонноинеестественно. Такое исполнение способно только разочаровать [3].

Второй вид точности  как бы «исправляет» напечатанный нотный текст (запись) с помощью микроструктурных преобразований, придавая музыке живое, дышащее звучание. В этом случае исполняемое произведение способно приобрести дополнительно эстетическую ценность, поскольку может выявить и придать пьесе большую или меньшую художественную значимость. «Второй поток» придает исполнению жизнь, энергетику, дыхание, выразительность. Подобная позиция отражена в позиции многих музыкантов-исполнителей; она нашла отражение и в названии книги Ганса Лэмпла «Превращение нот в музыку» [10], в которой рассматривается варианты «оживления» нотного текста, а также определяются методы и формы фиксации в тексте «художественных» отклонений. Эмоции, выражающиеся в речи и в музыке, прежде всего, возникают благодаря этим отклонениям (альтерациям) [8; 13].

Возвращаясь к коммуникационной системе: композитор — исполнитель — слушатель, необходимо отметить, что изменение соотношений между элементами этой системы, начавшиеся приблизительно с середины ХХ столетия, явились проявлением глобальных тенденций, проявившихся в гуманитарном мышлении мирового сообщества.

Существенные изменения в социальных науках привели к возникновению «новых» наук: («новая история», «новое музыковедение», «новая риторика» и т. п.), которые сложились под влиянием двух фундаментальных тенденций эпохи глобализации: «расщепление» и «расширение».

Под «расщеплением» (термин Ю. Лотмана) понимается расширение поля гуманитарного знания, тенденция постоянного увеличения количества продуктов культуры. Это ведет к тому, что удовлетворение, к примеру, эстетических  потребностей человека может осуществляться все более и более многочисленными и разнообразными способами. Аналогичные процессы наблюдаются, к примеру, в области музыкальной педагогики, которая в ходе исторического развития, обогащаясь новыми знаниями, дробится на всё новые сферы, отрасли и направления.

Не менее мощно действует и другая тенденция к «объединению» (термин заимствован из физики), особенно характерная для самых разных наук. Подобно тому, как фундаментальная физика стремится выработать на основе множества противоречивых теорий некие общие правила и законы мироздания, так и другие гуманитарные науки, основываясь на противоречивых современных данных, стремятся выработать некоторые обобщающие принципы и методы.

В жизни люди музицируют, исполняют и слушают музыку практически повсюду: в концертных залах и пригородных гостиных, в ванных и на политических собраниях, в универсамах и церквях, в магазинах и храмах, в ночных клубах, дискотеках и дворцах, на стадионах и подъемниках — всюду, где возникает действие, которое можно классифицировать, как исполнение, и которое формирует музыкальный опыт людей. Не может существовать никакой иной музыки кроме исполнения, живого или в записи. Не случайно, по меткому замечанию Беннетт Реймер, «природа и ценность музыкального воспитания определены не природой и ценностью музыки, а исключительно музыкальной практикой» [11, с. 233].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В диссертации финской исследовательницы Саны Карттунен «Музыка в культурном познании» справедливо отмечается: «Все музыкальные традиции связаны с культурными концепциями, касающимися сущности музыки, которые в свою очередь привязаны к общим нормам и ценностям общества или группы, и, в целом, к социально выстроенной культурной действительности» [9, 8]. Это утверждение справедливо, поскольку специфика понимания музыки в разных культурах имеет существенные различия, а человек, создающий, исполняющий и слушающий музыку, живет в конкретном социуме, и, находясь в культурном взаимодействии с окружающей его средой и определенными обстоятельствами, неминуемо мыслит, чувствует и действует в рамках сложившихся традиций.

Появление додекафонии, сонористики, алеаторики, авангардной (экспериментальной), альтернативной, конкретной и компьютерной музыки сопровождалось постоянным обновлением музыкального языка, что привело к отторжению массового слушателя от серьезной музыки. Вот почему начавшийся в ХХ веке бум воскрешения музыки прошлого, возникновение даже целого течения в музыке — неоклассицизма, возрастание роли религиозной музыки и увлечение народной музыкой явились естественными формами художественно-эстетической реакции и «успокоения сердца» адептов серьезного музыкального искусства. Однако разрыв между серьезной музыкой и «музыкой большинства» сегодня остается слишком большим. По наблюдениям социологов, лишь 2—3% населения понимают сегодня серьезную музыку, что очень беспокоит педагогов, Ведь сама по себе «святая к музыке любовь», особенно распространенная в молодежной среде, далеко не всегда выступает как благо. Музыка не сводится к звукам; ее влияние на человека осуществляется через ассоциативный художественно-эмоциональный ряд, который стоит за звуками. К несчастью, сегодня «расщепление» культуры приводит к явному преобладанию несерьезного развлекательного «искусства», ведет к потере гуманистических ориентиров в искусстве, мировоззрении, стиле жизни. К сожалению, угождение вкусам эстетически необразованной публики стало сегодня нормой. Между тем средства массовой информации — пресса, телевидение и радио — идут по пути угождения неразвитым вкусам населения, усиливая процесс культурного одичания.

Бытующие на Земле «музыки» несмотря на общий физический материал (звуки природы человеческого голоса, музыкальных инструментов) представляются бесконечно разнообразными и несхожими. Более того, то, что для представителей одной культуры является музыкой, в других культурах считается «не музыкой». Пение Корана в мечети европеец уверенно отнесёт к «музыкальному искусству», хотя для мусульманина оно музыкой не является. Для Г. Берлиоза, например, пение китайцев в традиционной опере, где все женские амплуа исполняются мужчинами, поющими высокими фальцетными голосами, представлялось невыносимым («хуже кошачьего воя»).

Существующее многообразие видов музыки в европейской культуре также порождает многообразие вкусов и пристрастий среди музыкальных адептов. Для одних только классическая музыка является «музыкой», а такая как авангардная или рок-музыка — «не музыка».

Любопытно, что в языках многих неевропейских культур вообще нет слова, которое можно было бы перевести как «музыка». Нет этого термина или его аналогов в языках большинства племен Океании, Северной Америки и Африки (народности: тив, йоруба, игбо, эфик, биром, хауса, айдом, эггон, ярава и др.). Музыка традиционно не выделяется здесь из других сфер жизни, а музыкальное действо, как правило, неотделимо от ритуалов, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам и проч. В культурах древних и средневековых городов Азии, в придворных традициях Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, исламизированных народов Ближнего и Среднего Востока, обладающих высоким уровнем профессионализма, представления о музыке обнаруживают синкретическую природу и не выделяется так, как в системе европейской культуры.

Не удивительно, что под влиянием важнейших факторов сегодняшней социальной жизни (развитие демократических тенденций в обществе; более близкое и детальное знакомство европейцев с так называемыми восточными (неевропейскими) музыкальными культурами; взгляд на музыку как важный вид человеческой деятельности; дальнейшее развитие психологических исследований) меняется общая картина музыкальной жизни общества и меняются акценты в структуре коммуникативного процесса музыкального исполнительства. Иначе говоря, эстетика, принципы и методы музыкального исполнения сегодня принимают самые многообразные формы. Не существует исполнения абсолютно «правильного», удовлетворяющего вкусам и традициям всех людей (слушателей), а ведь именно они есть важнейшая составляющая часть коммуникативного процесса любого исполнения.

Список литературы:

1.        Фролкин В. А. Выражение эмоций через контакт с инструментом // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: Материалы второй международной Интернет-конференции, Екатербург, декабрь 2009 г. / ГОУ ВПО «Урал. Гос. пед. ун-тет». — Екатеринбург, 2010. — С. 91—93.

2.        Burstyn, Shai. In quest of the period ear // Early Music 25.4 (1997): 693—701.

3.        Clynes, Manfred. Microstructural Musical Linguistics: Composers’ pulses are liked best by the best musicians // Cognition. International Journal of Cognitive Science 55 (1995). — p. 269—310.

4.        Dalhaus, Carl. Grundlagen der Musikgeschichte. — Köln, 1977.

5.        Fuller, David. «The performer as composer». Ch. 6 in Performance Practice: Music after 1600, Howard Mayer Brown and Stanley Sadie, eds. London: Macmillan, 1989. 117—146.

6.        Goehr, Lydia. The Imaginary Museum of Musical Works. An Essay in the Philosophy of Music. 2003.

7.        Goodrich A.J. Complete Musical Analysis. — Cincinati-N.Y. — Chicago, 1889.

8.        Juslin P.N., & Laukka, P. (2003). Communication of emotions in vocal expression and music performance: Different channels, same code? // Psychological Bulletin, 129, 770—814;

9.        Kartunnen S. MusicinCulturalCognition. UniverstiyofJyväskylä, 1992.

10.     Lampl, Hans. Turning Notes into Music: An Introduction to Musical Interpretation. Lanham, MD: Scarecrow Press, 1996.

11.     Reimer B. (1994) Can we understand music of foreign cultures? // Proceeding of the 21st World Conference on the International Society of Music Education, vol, 31.

12.     Small, Christopher (1987) Musicking. The Meanings of Performing and Listening. Hanover; Wesleyan University Press.

13.     Scherer K.R. (1995). Expression of emotion in voice and music. Journal of Voice, 9, 235—248.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

738

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке