Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Музыкальные образы серебряного века (на примере творчества Б.Л. Пастернака)»

Серебряный век русской культуры — уникальное явление. Это время, отмеченное активными художественными и духовными поисками, стремлением к синтезу искусств. Музыка в этот период превращается в особую философско-эстетическую категорию, которая объединяет культуру и природу, самосознание эпохи начала ХХ века и требует разностороннего и подробного изучения. Особенно интересно эти процессы наблюдать на примере творческой судьбы одного из ярких представителей Серебряного века — Бориса Леонидовича Пастернака.

Помощь в написании статьи

Философ Валентин Фердинандович Асмус писал о Б.Л. Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, а единым языком искусства» [Цит. по: 6], верно подметив многомерность пастернаковского таланта, перенасыщенность его творчества смыслами и образами, интонационными контрастами.

На сегодняшний момент существует не так много исследований [2, 4, 5, 6], в которых предпринималась бы попытка проследить эволюцию творчества Б.Л. Пастернака в контексте музыкального начала. Наша работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел, что и составляет ее актуальность.

Цель исследования — рассмотреть в культурно-историческом контексте эпохи особенности пастернаковских музыкальных образов.

В процессе работы нами решались следующие задачи:

1. показать влияние музыки на становление личности Б.Л. Пастернака, в связи, с чем отразить биографические данные, связанные с музыкальной стороной жизни его семьи;

2. определить роль А.Н. Скрябина в творческом выборе Бориса Пастернака;

3. проанализировать музыкальные образы в его лирике.

Объектом исследования стали сохранившиеся музыкальные произведения Б.Л. Пастернака, сборники стихов «Близнец в тучах» (1914 г.), «Сестра моя — жизнь» (1917 г.), «Темы и вариации» (1916—1922 гг.), «На ранних поездах» (1936—1944 гг.), «Третья симфония» А.Н. Скрябина.

Предмет исследования — музыкальные образы в пастернаковском творчестве.

Методы и приемы исследования: биографический, системно-семантический, метод ассоциативного эксперимента.

В этой своей статье мы рассмотрим музыкальные образы, возникающие в стихах поэта.

Одна из главных черт пастернаковской натуры заключается в том, что он слышимое воспринимал как видимое, а звучащее как пространственное. На протяжении всей жизни Б. Пастернак не просто озвучивает, но как бы «омузыкаливает» действительность, виртуозно импровизирует ею. Примером этому служит программное «Импровизация» (1915 г.).

«Каскад» метафор-ассоциаций (стая клавиш; хлопанье крыльев, плеск и клекот; крикливые клювы; гортани запруд и т. п.) заставляет читателя задуматься, о чем это стихотворение: о музыке, извлекаемой из клавиш рояля? о птицах? о ночном пруде и шуме воды? Как эти три мотива связаны? Видимо, исходная тема здесь — игра на рояле, но слышим мы и крики птиц, и шум волн. Все произведение «пропитано» внутренней образностью — «образом души поэта» (термин А.Н. Васильевой).

Склонность к музыкальной импровизации объясняет убежденность поэта в том, что «…чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» («Февраль. Достать чернил и плакать…»).

Композиторское умение Б. Пастернака в звуке передавать и внешний, и внутренний мир приводит у него к тому, что подчас звучание, а не привычное значение слов определяют у поэта отбор этих образов:

ОТРоСТки ливня ГРяЗнуТ в ГРоЗДьях

И Долго, Долго, До ЗаРи

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

КРОПают с КРОвель свой аКРОСТих,

ПуСКая в Рифму ПуЗыРи.

(«Поэзия», 1922).

«Музыкальная» метафора становится стилевой доминантой, «органикой» стихотворения «Пианисту понятно швырянье ветошниц…». Музыка здесь уподоблена и шуршанию ветоши (швырянье ветошниц, таскавшись, вешает, вешалка) и грозовому дождю (военную карту грозы расстелив), как летний ливень она гремит и освежает (дрожащими лапами ливня гремя).

В стихотворениях начальной поры пастернаковского творчества прослеживается и вера поэта в созидательную силу музыки: («Когда за лиры лабиринт…»), и вера во всемогущество времени, способного уничтожить мечту, как недолговечный сон, разрушить слышимую лирическим героем музыку, ее гармонию («Сон»).

С помощью музыкальных «примет» поэт дает свое определение поэзии:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

(«Определение поэзии»).

Очень часто в своих зрелых стихах поэт обращается к боготворимому им Шопену, и тогда накал его поэзии становится, поистине, полифоническим:

Гремит Шопен, из окон грянув,

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

А снизу, под его эффект,

Прямя подсвечники каштанов,

На звезды смотрит прошлый век…

Возможно, Борис Леонидович даже импровизирует словесные созвучья, как музыку:

Снаружи вьюга мечется

И все заносит в лоск,

Засыпана газетчица,

И заметен киоск.

Или:

Так играл над землей молодою

Одаренный один режиссер,

Что носился как дух над водою

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И ребро сокрушенное тер.

В пастернаковских стихах часто для большей выразительности используются инверсии, сравнительные обороты с использованием музыкальных терминов: арфой шумит ураган, страх фистулой голосил от потуг. На сопоставлениях во многом построено стихотворение без названия из книги «Второе рождение» («Окно, пюпитр и, как овраги эхом…»). Здесь и вещный мир, и природа озвучиваются с помощью музыкальной терминологии. Музыка нужна Б. Пастернаку и тогда, когда ему нужно найти образный эквивалент высшей степени совершенства («Красавица моя, вся стать…»).

Таким образом, звуковой строй создает единство поэта и вселенной, восстанавливает целостность бытия, становясь образным выражением единства разрозненных предметов и явлений, внешнего мира и лирического героя.

Список литературы:

Баевский В.С. Пастернак. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 112 с.

Быков Д. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2005. — 896 с.

Магомедова Д.М. Лекции по русской культуре конца ХIХ-начала ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 2005. — 67 с.

Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pasternak.niv.ru/ pasternak/bio/ pasternak-e-b/biografiya. htm

Платек Я. Верьте музыке. М.: Советский композитор, 1989. — 352 с.

Растопчина Н. Пастернак, музыка, Шопен // Чайка. 2004. 7 мая.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

518

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке