Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Музыкальный стиль в контексте современной научной парадигмы»

Опыт осмысления музыкального стиля насчитывает несколько столетий, однако объем и содержание данного понятия, функции обозначаемого им явления остаются недостаточно изученными, а потому — дискуссионными. Парадоксальность ситуации заклю­чается в том, что существует множество публикаций, где с тех или иных позиций рассматриваются этот феномен, и лишь единичные труды, посвященные собственно теоретическим и практи­ческим аспектам его изучения [5; 13—16; 18; 19; 21].

Понятие музыкальный стиль допускает множество интерпре­таций. В его определении возникают определенные трудности, что обусловлено рядом причин. Одна из них — терминологическая путаница, поскольку любое проявление стиля может истолковываться по-разному. Противоречивость суждений, многозначность терминов и синонимичность обозначений выступают помехой для точных определений, и свидетельствуют о неясности и неточности самого понятия. Другая причина кроется в разногласиях, касающихся периодизации музыкально-исторического процесса и типизации художественных явлений.

В истории науки существуют подобные случаи, когда в рамках одной и той же теории сосуществуют различные, но законные, с ее точки зрения, утверждения. Это говорит о глубоких недостатках этой теории, поэтому неудивительно, что обнаружение парадоксов стимулирует научную деятельность и приводит к ее перестройке. Таковы, например, парадоксы системных признаков — неудачи, связанные с объяснением соотношения целого и его части в биологии, которые способствуют переориентации на поиск новых подходов в контексте универсального эволюционизма.

Развитие знаний о музыкальном стиле происходит в рамках общепринятой парадигмы, и, как видится, трудности в определении его феномена заключаются в использовании традиционных подходов. Так, в качестве ведущего выступает формальный или описательно-оценочный подход, применяемый в большинстве работ, и предпола­гающий множественность высказываний по проблемам стиля. Используется, также, феноменологический подход, направленный на исследование сущностных проявлений музыкального стиля, но не претендующий на объяснение законов, которым они подчиня­ются. Наряду с ними, широкое распространение получают культурно-исторический и историко-стилистический подходы [5; 13; 19; 21], опирающиеся на принцип историзма и позволяющие рассматривать феномен стиля в контексте культуры и искусства. Известны, также, попытки применения системного [15; 22] и семиотического подходов [14].

Однако, несмотря на обширную историографию, интерес к феномену музыкального стиля не ослабевает. В конце XX— начале XXI столетий продолжают появляться все новые публикации — исследования, учебные пособия и программы учебных курсов, свидетельствующие о продвижении исследовательской мысли [4; 5; 9; 11; 13; 16—18; 21; 22; 25]. И это не случайно, поскольку исследовательские стратегии нуждаются в корректировке — об этом свидетельствует сам процесс продвижения исследовательской мысли, темп его постоянно ускоряется [4].

Современный этап развития науки опирается на синтез знаний — новую систему научных идеалов и норм, которые открывают иные грани познаваемой реальности и изменяют представления о мире и человеке. Эволюционно-синергетический подход оказывается удивительно эффективным в изучении систем самого различного происхождения, обладающих сходными процессами самоорганизации. С помощью синергетической модели выявляются особенности их динамики (нелинейность, неустойчивость, множественность путей развития), обусловленные как внешними, так и внутренними факторами. Такой подход позволяет в иных ракурсах взглянуть на известные явления и процессы культуры и искусства [1—3; 6—8; 10; 12; 20; 23; 24]. Он будет весьма плодотворным и в исследовании музыкального стиля.

Возможно, научные поиски приведут к возникновению стилевой концепции, синтезирующей различные, даже противоположные, точки зрения в контексте современной научной парадигмы. Ее теоретико-методологической базой может послужить опыт синергетических исследований в различных областях научных знаний (синергетика и новое мировидение, самоорганизация в природе и обществе, синергетический историзм, социальная самоорганизация, социально-культурная динамика, самоорганизация и информация, универсальный эволюционизм), что весьма своевременно.

В контексте современной научной парадигмы музыкальный стиль можно представить с новых позиций и в новом ракурсе, для чего потребуется:

1.Рассмотреть музыкальный стиль как сложную систему, включающую целостное множество иерархически соподчиненных стилей.

2.Выявить ее взаимодействие с системой более высокого уровня, каковой является система культуры и искусства, и охаракте­ризовать как открытую неравновесную нелинейную систему, обладающую эмерджентными свойствами.

3.Определить особенности функционирования этой системы в контексте культуры и искусства.

4.Приложить понятия порядок и хаос к системе музыкального стиля, стремящейся к самосохранению и адаптирующейся к окружа­ющей среде.

5.Оценить возможности динамической иерархичности — особенности взаимодействий ее иерархических уровней, в результате которых и зарождается новая система стиля.

6.Изучить стилевую динамику (цикличность, необратимость, нелинейность, альтернативность, определенная направленность, «ускорение») и сравнить с базовыми принципами синергетики и универсальными алгоритмами самоорганизующихся систем.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

7.Построить эволюционные модели: Древо музыкального стиля, Система музыкального стиля, Эволюция системы музыкального стиля, Музыкальный стиль как самоорганизующаяся целостность; Музыкально-стилевая система.

8.На основе полученных данных представить музыкальный стиль самоорганизующейся системой, стремящейся к достижению информационного максимума, а его историческое развитие — синергетическим процессом.

9.Сформулировать положение о музыкальном стиле как о самоорганизующейся целостности.

Благодаря эволюционно-синергетическому подходу появится возможность адекватно оценить значение каждого музыкального стиля, будь то главенствующий или второстепенный стиль, в соответствии с особыми стилистическими приемами, свойственными творческой личности, и шире — художественной школе, направлению и музыкально-стилевой эпохе. Полученные результаты смогут стать теоретико-методологическими ориентирами для дальнейшей разра­ботки концепции музыкального стиля, согласующейся с современ­ными научными представлениями.

Список литературы:

Бранский В.П. Искусство и философия. — Калининград: Янтарный сказ, 1999.

Буданов В.Г. Методологические принципы синергетики // Новое в синергетике. — М.: Наука, 2007. — с. 311—330.

Волошинов А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 213—246.

Грушко Г.И. Музыкальный стиль в истории европейской культуры: эволюционно-синергетический подход. — Воронеж: Кварта, 2012.

Девуцкий В.Э. Стилистический курс гармонии. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.

Дриккер А.С. Принцип информационного ускорения и цикличность в художественной культуре // Информационный подход в эмпирической эстетике. — Таганрог: ТГРУ, 1998. — С. 57—65.

Евин И.А. Синергетика искусства. — М.: Лада, 1993.

Елинер Н.Г. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах. — СПб.: ИД «Петрополис», 2005.

Епишин А.В. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. — СПб.: Композитор, 2006.

Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ИД «Петрополис», 1996.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков. — М.: МГК, 1996.

Кобляков А.А. Синергетика и творчество // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 305—325.

Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М.: Советский композитор, 1990.

Медушевскй В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Cоветская музыка. 1979. — № 3. — С. 30–—39.

Михайлов М.К. Стиль в музыке. — Л.: Музыка, 1981.

Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. — М.: Классика — XXI век, 2008.

Ручьевкая Е.А. Классическая музыкальная форма. — СПб.: Композитор, 1998.

Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973.

Синергетическая философия истории / под ред. В.П. Бранского. — Рязань: «Копи-Принт», 2009.

Слонимская Р.Н. Анализ гармонических стилей. Тезисы лекций и конспект исторического обзора гармонических стилей. — СПб.: Ун-т Культуры и искусств, 2001.

Титова Е.В. Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений Моцарта). Дисс … канд. иск. — Л.: ЛОЛГК, 1990.

Устюгова Е.Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля. — СПб.: Изд. СПб. ун-та, 2006.

Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. — М.: Наука, 2004.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Чернобривец П.А. Программа учебного курса «Стилистическая гармония (классицизм — романтизм)». — СПб.: СПб. ГК, 2009.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

518

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке