Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Начальный этап обучения игре на готово-выборном баяне»

В настоящее время интенсивное развитие инструментального исполнительства на баяне, создание оригинальных произведений большой сложности для баяна потребовали создание нового типа этого инструмента — готово-выборного баяна.

Помощь в написании статьи

Его характерной особенностью является наличие в левой клавиатуре двух звукорядов: готового с кварто-квинтовым расположением басов и готовыми аккордами, а так же выборного, который построен по принципу правой клавиатуры: его звуки расположены в хроматической последовательности на трёх рядах готовых аккордов. Выборный звукоряд звучит в унисон, без какого-либо удвоения. Только самые низкие звуки имеют октавное удвоение, что соответствует звучанию басов основного и вспомогательного рядов. Переключение звучания в левой клавиатуре с готового на выборный звукоряд и наоборот осуществляется с помощью специального механизма нажатием на рычаг переключение. Для обозначения готового и выборного звукоряда и их переключения выработана особая запись в нотном тексте. Так В — обозначает выборную клавиатуру, Г — басы и готовые аккорды, О — в некоторых изданиях, Б — басы основного и вспомогательного рядов при включении выборной механике. В современной педагогической и исполнительской практике получили распространение и признание несколько различных конструкций готово-выборных баянов:

«Россия» — конструкция баяна мастера В.А. Колчина. Производство Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры — от ми большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон выборной клавиатуры — от ми контроктавы до до-диез третьей октавы. Правая клавиатура имеет 12 тембровых регистров.

«Ясная Поляна» — конструкция баяна В.К. Овсянкина. Производство Тульской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от ми большой октавы до ля-диез четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры — от ми-бемоль контроктавы до си второй октавы.

«Рубин» — конструкция мастера Н.Ф. Самоделкина. Производство Кировской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от соль большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от фа контроктавы до фа второй октавы.

«Юпитер» — конструкция мастера Ю.К. Волковича. Производство Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры — от ми большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми контроктавы до ми третьей октавы. В правой клавиатуре существует 15 тембровых регистров.

«Тула 412» — производство Тульской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от соль большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми-бемоль контроктавы до ля-диез третьей октавы.

Необходимо отметить, что в конструкциях баянов «Ясная Поляна», «Тула 412», «Юпитер», «Россия» существует шестой ряд в левой клавиатуре, что способствовало появлению дополнительного ряда выборной клавиатуры дублирующего третий ряд основного выборного звукоряда [1, с. 6].

С появлением готово-выборного баяна значительно расширились его выразительные и технические возможности, а конструктивное сходство двух клавиатур дало возможность одновременно использовать различные виды техники. На выборной клавиатуре удобно в использовании гаммообразное движение, в том числе и хроматическое, короткие арпеджио, репетиционная техника в звучании созвучий и аккордов, интервалы: примы, терции, сексты, октавы в умеренном движении и небольшом диапазоне. Однако стоит учитывать то, что возможности левой руки ограниченны, её положение статично, ограничено в больших скачках, а также на выборной клавиатуре невозможна пяти пальцевая аппликатура как система. Поэтому многие виды техники, широко применяемые на правой клавиатуре не могут в той же мере использоваться при игре на выборной. К таким видам техники, которая представляет значительные трудности, следует отнести: терции, секстой октавы, исполняемые в подвижном темпе и в широком диапазоне, в подвижном и быстром темпах, различными штрихами, а также «скачки» связанные со значительным перемещением левой руки. Поэтому данные технические особенности выборной клавиатуры необходимо учитывать при подборе репертуара и переложении музыкальных произведений.

Положение левой руки при игре на выборной клавиатуре имеет свои особенности, главной из которых является иной принцип расположения по сравнению с правой: она как бы перевёрнута и если на правой клавиатуре низкие звуки в её верху, а высокие внизу, то на выборной клавиатуре всё с точностью наоборот. Эта особенность предопределяет специфику игры [2, с. 8].

Во-первых, кисть исполнителя предельно направлена со стороны левой линии мизинцем и безымянным пальцами внутрь клавиатуры, к меху. Такая позиция руки достигается с помощью более низкого, чем при игре на готовой левой клавиатуре положения локтевого сустава.

Во-вторых, на выборной клавиатуре пальцы левой руки по сравнению с готовой клавиатурой совершают более гибкие и разнообразные движения, которые связаны с исполнением гаммообразных аккордов и арпеджированных последовательностей. Каждому из этих основных видов техники соответствует определённое положение руки.

На начальном этапе освоения выборной клавиатуры следует усвоить два основных положения руки. В первой позиции естественное положение руки, которое подходит для исполнения хроматических гамм и других гаммообразных последовательностей. Первый палец и ребро ладони составляют опору руки во время игры. Вторая позиция предназначена для свободного исполнения арпеджио и аккордов. Здесь ладонь левой руки плотно не прижимается, а прилегает к ней свободно. Кисти и запястье расположены на одном уровне по отношению к клавиатуре.

Быстрая ориентация на левой клавиатуре у баянистов представляет на начальном этапе обучения значительную трудность, так как на инструменте исключена возможность визуального контроля над действиями левой руки (в отличии, например от пианистов). Тем не менее, уверенное и точное исполнение немыслимо без свободной ориентировки, которая связана с развитием интервального ощущения. В первую очередь необходимо научиться точно находить любую клавишу до извлечения звука. Существует несколько способов для выполнения поставленной цели:

Отмер от верхней или нижней части клавиатуры;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Отмер от басов основного и вспомогательных аккордов;

Использование разметки по октавам.

Расстояние между клавишами Ля бемоль-До-Ми-Соль основного звукоряда соответствует интервалу октавы выборной клавиатуры. Вместе с этим следует учитывать закономерность соотношения басов и выборной клавиатуры — повторение одинаковых нот в основном басовом и первом выборном рядах через каждые две клавиши.

Первоначальное знакомство с левой клавиатурой можно начинать при отсутствия выборного баяна. Для этого необходимо перевернуть инструмент и начать играть на правой клавиатуре левой рукой. Именно такое расположение будет на выборной клавиатуре. При первом знакомстве с новым типом клавиатуры целесообразно начать с изучения расположения клавиш и можно начать это делать с игры хроматической гаммы, которая способствует выработки устойчивого положения руки и быстрому освоению клавиатуры. В качестве упражнений можно использовать небольшие мелодические построения, которые основаны на движении 2, 3, 4 пальца по соответствующим рядам клавиатуры. Такие упражнения исполняются в умеренном темпе и обязательно с соблюдением указанной аппликатуры. При исполнении на legato следует следить за одинаковым нажимом пальцев на клавиши и плавным переходом от звука к звуку. Движение меха должно быть плавным, ровным, без толчков. Только после закрепления таких упражнений и выработке навыков игры необходимо переходить к исполнению музыкального произведения двумя руками. Основной цель этой работы необходимо определить развитие у учащихся координации движений правой и левой руки. Педагогу необходимо наметить план работы, который должен придерживаться принципа последовательности обучения с постепенным усложнением материала [3, с. 4].

Первый этап такой работы должен начинаться с разучивания пьес, в которых тематический материал проводится поочерёдно в партиях правой и левой рукой. В процессе работы над таким произведением у учащегося появляется возможность тщательно подготовить каждое мелодическое построение, уточнить аппликатуру, уяснить ритмический рисунок. Во время исполнения он может контролировать работу пальцев правой и левой руки и таким образом добиваться правильного и чёткого звучания. Задача педагога на данном этапе освоения инструмента заключается в том, чтобы помочь учащемуся добиться смыслового единства тематического материала музыкального произведения.

Вторым этапом освоения выборной клавиатуры является исполнение произведений, в которых музыкальный материал изложен в партиях обеих рук. Приступая к работе над пьесой, учащейся должен внимательно разобрать партию каждой руки, уяснить их ритмическое строение и уточнить аппликатуру. Вместе с этим необходимо выяснить темп и понять характер музыкального произведения. После предварительной подготовки пьеса исполняется двумя руками. Теперь задача учащегося состоит в том, чтобы добиться чёткой координации движения пальцев правой и левой руки. Педагог должен продолжить работу над развитием слухового контроля учащегося и контролирует выразительное исполнение произведения.

На третьем этапе освоения в программу включаются произведения в которых в партии левой руки существуют мелодические обороты арпеджированного характера и различные созвучия. Для дальнейшей свободы исполнения пьес с новым фактурным изложением учащемуся необходимо усвоить 2-ю позицию левой руки. Педагог познакомив учащегося с таким положением руки должен сравнить его с 1-ой позицией и на конкретном музыкальном материале выявить характерные особенности второй позиции.

Последним этапом освоения выборной клавиатуры является развитие координации пальцев при разнообразных приёмах звукоизвлечения. Теперь учащемуся предлагается произведение, в котором поставлены более сложные исполнительские задачи. Игру двумя руками следует начинать только после уточнения характера штрихов. Особенно внимательно следует прорабатывать штрихи в партии левой руки.

Таким образом, начальный этап игры на готово-выборном баяне является базовым для дальнейшего музыкального и технического развития музыканта и позволяется расширить репертуар и его исполнительские возможности. Поэтому педагогу необходимо уделять должное внимание обучению учеников своего класса навыкам игры на готово-выборном баяне в старших классах музыкальной школы.

Список литературы:

Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1977.

Сурков А., Плетнёв В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. М.: Музыка, 1977.

Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1978.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

414

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке