Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Национальный брендинг России и имидж СКФО: особенности формирования и взаимовлияния»

АННОТАЦИЯ. Политические, экономические, социальные и культурные характеристики являются важнейшими факторами формирования национального бренда России. Особую роль играют: специфика отношений власти и общества, особенности взаимодействия государства и бизнеса, знания, уровень развития культуры, искусства, образования, туризма, стандарты качества жизни, особенности управления и маркетинга.

Помощь в написании статьи

В данной статье можно ознакомиться с анализом роли национального брендинга России в формировании имиджа СКФО.

ABSTRACT

Political, economic, social and cultural characteristics are the most important factors of formation of a national brand in Russia. Play a special role: the specificity of the relations of power and society, especially the interaction between government and business, the knowledge, the development of culture, art, education, tourism, the standards of quality of life, especially the management and marketing. This article can be found with the analysis of the role of nation branding in the formation of Russian image of North Caucasian Federal District.

Ключевые слова: государство; национальный брендинг; туризм; культура; политика; имидж; мультикультурный образ.

Keywords: state; nation branding; tourism; culture; politics; image; image of multicultural.

На современном этапе общественные представления о международных отношениях и процессах, происходящих в мире, в значительной мере формируются средствами массовой информации. Имидж любого государства, его регионов, городов сейчас играет гораздо более важную роль, чем десять лет назад, а государства нуждаются в положительных и узнаваемых брендах. Имидж страны является конкурентным преимуществом любого государства, в то время, как брендинг страны определяет стратегию развития этого преимущества и видения того, куда страна может двигаться. Нужно отметить, что на государственном уровне Российская Федерация уделяет большое внимание продвижению позитивного имиджа страны. Например, для проведения информационно-пропагандистских кампаний, призванных значительно улучшить имидж России в странах Азии, Европы и Северной Америки, создан информационный телеканал “Russia Today”. Так же, Российское правительство привлекло инвестбанк Goldman Sachs для изучения возможностей роста инвестиционной привлекательности страны. Созданы рабочие группы по улучшению имиджа России в других странах. С этой целью был учрежден Институт демократии и сотрудничества с представительствами в Нью-Йорке и Париже. В Лондоне создан фонд «Позитивная Россия», главная цель которого — формирование положительного имиджа России в Великобритании. Россия активно участвует в международных конференциях, так в конце февраля 2014 года делегация нашей страны приняла участие в конференции по улучшению инвестиционного имиджа России в Германии «Растущий рынок. Модернизация. Средний бизнес». Однако, повышенными затратами на PR-кампании улучшить образ страны невозможно. Об этом свидетельствуют следующие данные. Например, индекс Doing Business Всемирного банка — рейтинг экономик, позволяющий оценить имидж страны по следующим показателям: легкость ведения бизнеса, регистрации предприятий, получения разрешения на строительство, подключения к системе электроснабжение, регистрации собственности, кредитования, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение и исполнение контрактов, разрешение неплатежеспособности, ставит Россию по этим показателям на 92 место [10]. Соглано индексам, Global Competitiveness Index 2013—2014 Всемирного экономического форума — у России 64 место [11], Corruption Perceptions Index (Transparency International) — 127 позиция РФ [9]. Данные индексы позволяют объективно оценивать российскую реальность в сфере инвестиций и коррупции, которая серьезно ухудшает имидж России.

Существует шесть основных сфер активации кампании по национальному брендингу и улучшению имиджа, они представлены «шестиугольнике Анхольта»: туризм, политика, население, инвесторы, экспортные бренды, культура [5]. Результаты максимальны только тогда, когда все вершины шестиугольника подчиняются единой продуманной стратегии. Важно, что национальный брендинг способствует устранению стереотипов о стране благодаря постоянным коммуникациям и спланированному воздействию на целевую аудиторию.

В формировании образа любой страны чрезвычайно важную роль играет социальный и особенно национальный менталитет, так же на сложившийся в западном мировоззрении образ России во многих случаях влияют именно особенности западного менталитета. Например, американский исследователь русской интеллектуальной и политической истории Мартин Малиа в своем труде “Russia under Western Eyes: From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum” утверждал, что западноевропейское общество традиционно «демонизировало или, напротив, идеализировало Россию» не столько из-за ее реальной роли в Европе, сколько из-за собственных страхов или же собственных ожиданий, рождаемых в европейском обществе собственными внутренними проблемами, которые выражаются, в том числе и в проявлении «русофобии» [2].

Известный британский политолог и историк Анатоль Ливен обращает внимание на то, что «наиболее тревожным аспектом западной русофобии» является способность слишком многих западных журналистов «поступиться собственными профессиональными принципами соблюдения объективности». Американский политолог Андрей Цыганков, утверждает, что подавляющее большинство американских СМИ и представителей политической элиты не желают понимать российские реалии. «Постоянно муссируются темы якобы нарастающих тенденций к авторитарному правлению и империализму в отношении ближайших соседей, таких как Грузия и Украина, коррупции, продолжающейся нестабильности в Чечне и на всем Северном Кавказе, сотрудничества России с антизападными режимами» [6].

Венгерский медиаспециалист, автор многочисленных работ по русской культуре Акош Силади утверждает, что у простых людей в Европе нет русофобии, несмотря на то, что негативный образ России намеренно формируется СМИ, так как, с точки зрения коммерции, рядовому потребителю «интересна только Россия скандалов, катастроф и войн» [4].

Следует отметить еще одну тенденцию, что интерес к России, у обычных граждан в Западной Европе и США обостряется в связи с конкретными событиями международной и российской жизни. Об этом свидетельствует и то, что после статьи Владимира Путина в газете The New York Times по сирийскому вопросу у 80 % американцев улучшилось отношение к России. Одна из ведущих политических аналитиков про-республиканского телеканала “Fox News”, не выражавшего особых симпатий к России, сказала, что Владимир Путин с его инициативой может претендовать на Нобелевскую премию Мира [3].

Зимние Олимпийские игры-2014 в Сочи стали грандиозным событием, которое привлекло внимание мировой общественности и помогло поломать многие сформировавшиеся стереотипы о России, такие как: «Россия — небезопасная страна», «в России холодно», «в России плохо», «россияне — негостеприимный народ», «россияне не хотят жить в России», «Россия — страна-неудачница» и т. д., несмотря на нелестные и критичные высказывания зарубежных СМИ. Например, американское издание The Los Angeles Times отметило, что перед играми ходило множество скандальных заявлений о недоделках в отелях, угрозе терроризма, законе о запрете гомосексуализма и многого другого, несмотря на это, Россия достойно провела Игры, предоставила потрясающие спортивные объекты и должную атмосферу.

Олимпиада поменяла мнение мировой общественности, показала, что позиции Российской Федерации в мире усиливаются, продемонстрировав экономический, политический и дипломатический потенциал России на международной арене. Так же, она показала, что для создания полноценной и успешной коммуникативной стратегии и национального брендинга России чрезвычайно важны попытки создания региональных брендов.

Для Северо-Кавказского федерального округа эта проблема весьма актуальна. Регион является многотысячелетним устойчивым геополитическим образованием, содержащим уникальный этнический состав, культурные и исторические особенности и природно-климатических условия. Именно, через Северный Кавказ из-за рубежа на территорию России проникают экстремистские настроения, и по обстановке в регионе можно судить об успехах и сложностях развития нашей страны [7].

О едином бренде Северо-Кавказского федерального округа говорилось в стратегии развития Северного Кавказа до 2025 года, основное внимание будет уделено туристической индустрии, сельскому хозяйству, миграции и инвестиционной привлекательности регионов округа.

В регионе существует ряд известных туристических брендов — Кавказские Минеральные воды, Ессентуки, Домбай, Эльбрус, Архыз, Теберда, однако нет единого бренда, который бы был узнаваем и представлял Северо-Кавказский федеральный округ.

На наш взгляд, в Северо-Кавказском регионе необходимо создание системы историко-культурных и этнологических брендов. Именно их продвижение в общероссийском масштабе имеет информационную значимость, в плане нивелирования негативного имиджа кавказского региона, сложившегося в последние десятилетия и создания ему мультикультурного позитивного образа.

Нужно отметить, что СКФО имеет с одной стороны, весьма негативный имидж. Многие жители России, не говоря уже об иностранцах, воспринимают наш регион, как регион с высокойпреступностью и коррупцией, повышенной опасностью, терроризмом.С другой стороны — слабовыраженный имидж. Это проявляется в том, что потенциальные потребители почти ничего не знают о возможностях, предоставляемых им нашим регионом. Причины существования слабовыраженного имиджа региона — отсутствие необходимой информации и рекламы, слабое позиционирование конкурентных преимуществ территории на рынке, недооценка необходимости её грамотного продвижения, неумение или нежелание привлекать внимание к возможностям региона, а также отсутствие коммуникации, которая не должна прекращаться.

В Северо-Кавказском федеральном округе благодаря уникальности и разнообразию природно-климатических ресурсов есть все условия, как для постоянного проживания, так и для развития туристско-рекреационного комплекса. Одной из стратегических задач развития туризма является стимулирование создания на территории СКФО новых туристических центров помимо уже существующих курортов. В Северно-Кавказском федеральном округе разработан проект создания в регионе туристических зон. В Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария) будет построено 803 км. трасс и 104,5 тыс. мест для размещения туристов, новые дороги, аэропорты [7, с. 136] Для того, чтобы регион, действительно, стал крупным туристическим центром, нужно создать все условия для безопасного и комфортного туризма и отдыха.

В регионе предпринимаются попытки создания брендов. Одним из направлений является: «Экологически чистая продукция Северного Кавказа». Например, в Чеченской Республике создан бренд качественной экологически чистой продукции «Чеченпродукт», также будут реализованы программы, направленные на развитие агропромышленного комплекса республики.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Пожалуй, самым известным брендом СКФО является «Ставрополье — житница России». Ставропольский край занимает первое место в стране по годовому объему производства рапса, сахарной свеклы и обгоняет все регионы СКФО и ЮФО по продуктивности скота и птицы. По данным Федеральной службы государственной статистики по краю, в 2013 году, на Ставрополье произведено сельхозпродукции на общую сумму более 124,8 млрд. рублей. Это превышает показатели 2012 года на 22 % [1]

В основе экспорта округа — продукция химической промышленности, удобрения, пластмассы и изделия из них, экстракты дубильные, красители, лаки, краски, мыло, эфирные масла и парфюмерные средства, фармацевтическая продукция, алкогольные и безалкогольные напитки, уксус, овощи и некоторые корнеплоды, мясо и пищевые мясные субпродукты, молочная продукция, яйца птицы, мед натуральный, масличные семена и плоды, продукция мукомольно-крупяной промышленности, какао и продукты из него, рыба и ракообразные, живые животные.

Если говорить об инвестиционной привлекательности региона, то в целом по СКФО за 6 месяцев 2013 года объём инвестиций составил 99 469,6 миллионов рублей, (или 2,1 % от общего объёма по РФ, который составил 4 758 140,0 миллиона рублей), из них собственных средств 36,6 %, привлечённых — 63,4 %, в том числе 41,3 % — за счёт бюджетов различных уровней. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года, это составляет 93,5 % в сопоставимых ценах (в целом по РФ — 98,6 %) [8, с. 8]. Среди основных причин низкого показателя инвестиций в регионе можно назвать высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов, также отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынке; отсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, неразвитый сектор предпринимательства. Кроме того, доля государства в структуре инвестиций в регионы СКФО существенна и в среднем составляет 40—50 % от общего объема (по России — около 30 %). В Чеченской Республике этот показатель превосходит 90 %. Все инвестиции направлены на реализацию социальных проектов и мероприятий.

Если говорить о политической составляющей, то это весьма болезненный вопрос. Система управления кавказским регионом неэффективна, наблюдается ослабление экономических и правовых связей с федеральным центром. Государственная политика не понятна населению, размытость духовно-нравственных опор, множество острых социально-экономических проблем, становятся причинами нарастания проблемы межэтнических и межличностных различий и конфликта ценностных ориентаций народов Северного Кавказа и центральных областей России, что в какой-то мере показатель неблагополучия российского общества. Все беды и проблемы национальных республик Северного Кавказа решаются масштабными финансовыми вливаниями, что обостряет эти проблемы и даже угрожает безопасности региона. Игнорирование проблем Северного Кавказа государственной властью приведет к плачевным последствиям для всей России. Политика государства должна быть направлена на включение региона СКФО в единое российское культурно-историческое и экономическое пространство, а не на отчуждение региона.

В данных условия очень важно создание бренда региона, который будет интегрировать Северный Кавказ с другими регионами нашей страны, поможет обеспечить социальную стабильность, повысит уровень самооценки местных жителей, делая их проживание более комфортным и менее конфликтным. Ведь создать бренд — это значит осознать все достоинства и всю уникальность региона.

Основными направлениями имиджевой политики СКФО могут быть следующие: мирный, дружественный и культурный регион России, где народы живут и строят отношения на основе уважения друг к другу, добрососедства и веротерпимости; привлекательный регион России туристического назначения; важнейший стратегический регион России; богатейшая, красивейшая, старейшая территорий России; регион России, где соблюдаются закон Российской Федерации и нормы международного права; регион России с привлекательными возможностями для инвесторов; регион России с развитой инфраструктурой и дорогами; регион России, выпускающий экологически чистую продукцию; регион России с высокими образовательными стандартами;

благоприятный для жизни регион России, с высоким уровнем жизни и низким уровнем безработицы. Необходимо понимать, что основе бренда должна лежать сильная идея, которая представляет регион как явление в стране и мире и позволяет совместить интересы многих десятков и сотен тысяч людей, населяющих его территорию. Для создания такого имиджа, необходимо проделать огромную работу, а что бы все эти составляющие имиджа стали реальностью, нужны усилия не только на высшем государственном уровне, каждый житель Северо-Кавказского Федерального округа может внести свой вклад — это не просто желательное условие, а осознанная необходимость.

Список литературы:

Бюллетень статистики внешней торговли Северо-Кавказского федерального округа за I и II квартал 2013 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: sktu.customs.ru/attachments/article/1696/СКФО%20_II_кв.gif (дата обращения 24.04.2014).
Вайнштейн Г.И. — Россия глазами Запада: стереотипы восприятия и реальности интерпретации. Научный журнал: «Неприкосновенный запас» 2007, № 1(51) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://magazines.russ.ru/nz/2007/1/va3.html (дата обращения 23.04.2014).
Голос России. Рядовые американцы — за план Путина по Сирии, 13 сентября 2013 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rus.ruvr.ru/2013_09_13/Rjadovie-amerikanci-za-plan-Putina-po-uregulirovaniju-sirijskogo-konflikta-1407/ ( дата обращения 24.04.2014).
«Кому нужна нескучная Россия?» «Газета «Новые Известия» от 25 декабря 2009. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mgimo.ru/news/press/document138482.phtml (дата обращения 23.04.2014).
Особенности американской «русофобии»: расклады и тенденции. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.newsru.com/world/28feb2007/russia.html (дата обращения 24.04.2014)
Перспективные направления развития Северо-Кавказского федерального округа: монография / под ред. чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. Д.Е. Сорокина. М.: Финансовый университет, 2011. — 136 с.
Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа за январь-сентябрь 2013 года. Ессентуки, Ноябрь 2013. — 8 c.
Тюкаркина О.М. — Роль национального брендинга при формировании внешнеполитического имиджа современной России, автореферат диссертации на соискании ученой степени кандидата политических наук, Москва 2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gifme.ru/doc/233795/rol._-nacional._nogo-brendinga-pri-formirovanii-vneshnepolit ( дата обращения 23.04.2014).
Corruption Peecseption Index 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cpi.transparency.org/cpi2013/results/ (дата обращения 21.04.2014).
Doing Business — Рейтинг экономик [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://russian.doingbusiness.org/Rankings (дата обращения 21.04.2014).
The Global Competitiveness Report 2013—2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2013-2014 (дата обращения 21.04.2014).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

476

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке