Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Народные приметы в современном бытовании на территории республики Мордовия»

Еще в глубокой древности люди научились наблюдать за окружающим миром, таящим для древнего человека много опасностей. Все происходящее связывалось с вмешательством «духов», злых сил, которые могли принести сильный вред человеку [9, с. 296]. Не пытаясь разобраться в причинах происходящего, наш предок был предельно внимателен к природным явлениям, поведению животных, растений, птиц. В древности по-другому невозможно было никак понять и разузнать, какие будут погодные условия и чего ожидать от природы.

Помощь в написании статьи

Ведь тогда не было никаких специальных метеоприборов и метеостанций, поэтому единственное чему верило человечество, были предсказания — народные приметы, основанные на наблюдениях за явлениями природы. Древнему человеку приходилось уметь ориентироваться в мире природы, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы. Свои наблюдения он обобщал и передавал детям и внукам в виде примет. К огромному сожалению, многие из них были утеряны, но даже оставшаяся малая часть несет в себе полезную, правдивую и интересную информацию.

Погодные приметы мы разделили на несколько групп, в зависимости о прогнозируемой ситуации (к хорошей или плохой погоде). В большой части этих примет прогноз определяется нестандартным, привлекающим внимание человека поведением животных и растений («Ягнята кричат — к хорошей погоде» (3), «Лягушки квакают — к дождю»(7)). Такое поведение животных заметить легко, как и изменение во внешнем виде (росте, форме и т. д.) у растений. И если метеорологи считают, что такие, к примеру, приметы как «Если собаки много спят и мало едят — будет дождь» (1), «Собаки катаются по земле — быть дождю или снегу» (1) юмористичны и забавны, то такие приметы, как: «Серёжки на клёнах — сей свеклу» (2), «Зацвела фиалка — сей морковь и петрушку» (2), «Если лист березы развернется полностью — можно сажать картофель» (2), «Кусты жасмина и сирени перед дождем сильнее пахнут» (10), являются обоснованными, так как растения реагируют на изменения температуры, влажности в окружающей среде и ведут себя соответствующим образом: начинают цвести какие-то деревья или же цветок раскрывается и начинает издавать более сильный запах, и много других признаков, указывающих на изменения в погоде.

К примеру, хорошим метеорологом является одуванчик — цветок, который растет повсюду. Примета о нем гласит: Если одуванчик в солнечную погоду закрылся — быть дождю (15).А бывает и наоборот: небо нахмурится, по нему плывут тучи, а цветки одуванчика открыты, — значит дождя не будет. Легкие пушистые парашютики одуванчика разлетаются даже от легкого дуновения ветра, вся пушистая корзинка облетает, оставляя обнаженное цветоложе. Отсюда и название растения — одуванчик. Но это в сухую погоду. А перед дождем же ветер никак не может сорвать словно приклеенные семянки. А все потому, что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик.

С конца июня, весь июль и август поля картофеля покрываются бело-фиолетовыми цветками. Это не только ценное растение, из клубней которого можно получить более 200 различных продуктов, но и своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля наклоняются, и цветки поникают.

Ель опускает свои ветки перед дождем, чешуйки ее шишек сжимаются, а перед ясной погодой ветви поднимаются вверх. Наблюдательные сибиряки-таежники издавна по состоянию кроны елей довольно точно определяют предстоящую погоду.

Цветущая морковь в огороде также предсказывает погоду. Ее белый семенной зонтик перед дождем никнет.

Среди животных, находящихся постоянно в поле зрения человека, выделяется кошка. Она очень чувствительна к перемене погоды и передает это своим поведением. Люди издревле наблюдали за этим домашним животным и оформили свои наблюдения в такие погодные приметы:

Кошка крепко спит кверху брюхом — будет жарко(8).

Кошка спит, свернувшись клубочком — к морозу (8).

Кошка чешет за ухом — к дождю или снегу (8).

Кошка скребет когтями стену — к сильному ветру (11).

Кошка чихает — будет дождь (8).

Некоторое сходство можно найти и в поведении собак: Собака свернется калачиком — к холоду, растянется, раскинув ноги, — к теплу, валяется в снегу — к метели или оттепели (15).

Также много примет связано с домашними птицами, например:

Куры все время ощипываются, купаются в песке и хлопают крыльями — к ненастью (1).

Куры хвостами вертят — к метели (1).

Петух вечером поет — к перемене погоды (4).

Петух поет в морозы — к ранней весне (4).

Утки плещутся и без конца ныряют — быть ненастью (5).

Другую часть погодных примет составляют те, которые предвещают изменения в погоде по каким-либо нестандартным ситуациям или явлениям, произошедшим в жилище человека или в мире неживой природы («Если на небе звезды мигают, то это к неустойчивой погоде» (7), «Закат солнца при легком тумане — к дождю» (7)). Приметы данной группы более загадочны для современного человека, поскольку ему не всегда ясна логика прогноза. Наиболее объяснимы из них те, в которых перемена погоды предсказывается явлением природы («Небо над лесом посинеет— к теплу», «Утренняя обильная роса — к жаре» (9)),то есть подкреплены многовековыми наблюдениями человека за сходными ситуациями. Действительно, изменения в погоде происходят не сиюминутно, а постепенно. И в приметы данной группы находят признание и объяснение не только у деревенских жителей, но даже у метеорологов.

По источнику прогноза данные приметы можно разделить на: приметы по облакам («Перед восходом солнца облако светлое — день будет хороший» (13), Если облако темноватое — день пасмурный или дождливый» (13), «Если на небе красные облака, то это к ветру» (13)); приметы по солнцу («На восходе солнце красное — к большому ветру» (13). «Солнце с светлою зарею восходит — к ведру и ясному дню» (14)); приметы по природным явлениям («Гром зимой — к сильным ветрам» (11), «Если на лужах большие дождевые пузыри — к ненастью и сильным дождям» (11), «Молния зимой — к урагану» (9), «Если радуга скоро пропадает после дождя — к ясной погоде, стоит долго — к ненастью» (9)), приметы по звездам («Если на небе звезды ясные, спокойные, то это к ясной, хорошей погоде» (7), Если на небе звезды мигают, то это к неустойчивой погоде» (7)), приметы по луне и месяцу («Если луна ясная и круглая, то это зимой к стуже, летом — к ведру» (16), «Вокруг луны кольцо — к ветру» (11), «Месяц в синеве — к дождю» (11)).

Отдельные приметы данной группы не всегда объясняется информаторами. Деревенские бабушки на вопрос: «А почему так?» — отвечают: «Это все знают» или «Так люди говорят». К числу таких примет относятся, например, такие: «Если на крыше трава вырастет, то это к урожаю» (6)или«Белый огонь в печи — к теплу» (4). Хотя первую примету можно попытаться объяснить следующим образом. Крыши в крестьянских домах были соломенными. Солома со временем спрессовывалась и перегнивала. В ней формировался плодородный слой, в котором при благоприятных условиях могли произрастать растения. Поскольку крыша ближе к солнцу, то в засушливое лето трава расти не могла — засыхала. Следовательно, активный рост травы на крыше — это свидетельство урожайного лета.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Классифицировать погодные приметы можно и по хронологическому принципу, то есть в соответствии с годовым циклом: приметы зимние, весенние, летние и осенние, например: «Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодной» (10), «Ранний снег — к ранней весне» (10). «Много сока у березы — к дождливому лету» (9).

Если сделать эту классификацию более детальной, то можно расписать приметы по месяцам года, например: «Если январь холодный — июль будет сухой и жаркий» (9), «Если первые дни апреля ветрены — в июне будут обильные дожди» (9).

Многовековые наблюдения человека за миром природы, обобщенные в виде примет, составили народный календарь, в котором каждой дате соответствуют день именин святого и связанные с этим днем приметы. В городе и деревне в наше время люди с большим интересом слушают утреннюю информацию в новостях о том, какой сегодня день по народному календарю и чего от него следует ожидать в дальнейшем. Вот как это выглядит:

13 марта. Василий Исповедник, Василий Капельник, Василий Теплый. Длинные капельники (сосульки) — долгий лен. Если дождь, быть лету доброму. Смотрят, как тают круги вокруг дерева —круты края, так крута будет весна, пологи — весна протяжлива. «На Василия Теплого солнце в кругах — к урожаю». «Если дождь —быть лету мокрому».

14 марта. Евдокия Плющиха. Название дано от состояния снега: подтаивая, он сплющивается. Другое название — Евдокия Замочи Подол.

Коли на Евдокию курочка воды напьется, то на Егорьев день (6 мая) овечка травы наестся. 14 марта считалось всегда «твердым» летоуказателем: каков день, таково и лето. На Евдокею кличут весну: «Весна-красна, что ты нам принесла — красное летичко» [8, с. 510].

Таким образом, погодные приметы, возникшие в глубокой древности и активно пополнявшие состав на протяжении всего пути развития этого жанра, остаются актуальными и в наши дни. Они являются важным и достоверным источником информации о метеоусловиях в той или иной местности не только на ближайшее время, но и на весь календарный год в целом.

Примет, предвещающих перемены в жизни человека, гораздо больше, чем погодных. Они касаются буквально всего с чем (кем) соприкасается человек ежедневно из года в год: посуды, мебели, одежды, рабочих инструментов, продуктов питания, домашних животных и даже соседей и родственников. Людям во все времена было интересно узнать, что ждет их в будущем, какие сюрпризы преподнесет судьба. И тогда многое происходящее вокруг становилось знаком, подсказкой, предостережением. Предсказания во много связывались с суевериями, то есть верой в существование в духов природы, которые могли при определенных условиях принести вред или пользу.

Классифицировать житейские приметы сложно прежде всего по причине их многочисленности. В интернет-источниках распространено деление примет по источнику прогноза. Выделяются в отдельные группы приметы, связанные с волосами, зеркалом, водой, предметами быта и т. д.: Зеркало разбилось — жди беды (7). Найти волос в еде — примета к счастью: хорошую новость получишь (7). Веник растрепался — хозяйке битой быть или получить от мужа неприятность (13).

Такое деление напоминает алфавитные сонники, рассчитанные на широкий круг читателей. В них несложно ориентироваться: в алфавитном указателе легче найти интересующий предмет, а затем получить на страницах книги интересующую вас информацию.

Можно также классифицировать приметы по типу прогнозируемой ситуации: к счастью или несчастью. Однако если в погодных приметах прогноз (к ведру или ненастью, к урожаю или его отсутствию) имеет в большинстве случаев научное объяснение, то прогноз житейской приметы не всегда объясняется здравым разумом. На это есть ряд причин. Дело в том, что со временем вера в магическую силу отдельных предметов и явлений утрачивается, и не все могут объяснить, чем, к примеру, опасна черная кошка или острый угол стола. Разобраться в этом поможет обращение к мифологии, этнографии, истории и другим наукам.

Примечателен тот факт, что у большинства житейских примет наряду с символическим есть и практическое, бытовое объяснение, о котором ученые нередко забывают. Приведем разные толкования отдельных житейских примет.

1.  Посуда бьется — к счастью (7).

«Так говорят, чтобы ссоры в доме не было. Жалко посуду-то. Кто-нибудь и начнет ругаться. Вот и придумали такую примету» (16).

2.  Если ведро с водой крышкой не закрывать и не закрестить — нечистый заведется (15).

По народным поверьям, черт в избе выбирал именно сосуд с водой (молоком). Чтобы предотвратить его появление, нужно перекрестить сосуд и закрыть его крышкой [8, с. 587].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

«Так, конечно, закрыть надо, чтобы мусор в воду не падал» (2).

3.  Волосы после стрижки не выбрасывают — иначе человек болеть будет (7).

Волосы, по народным поверьям, имеют магическую силу. Относиться к ним нужно бережно. Они являются частью самого человека, носителями его энергии, жизненной силы [8, с. 588].

«Раньше в домах девок по десятку в каждом было. Опосля бани сядут и начнут волосы чесать. И каждая сколько их на пол роняет? Кому понравится, если все бросать будут? Вот и надо их собрать в кучу и в одно место складывать» (10).

4.  После Ильина дня купаться — к болезни или смерти (1).

Ильи́н день — традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 20 июля (2 августа). Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня, по народным поверьям, возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание приводит к появлению нарывов и фурункулов на теле, а также во время купания человека нечисть может утопить [4, с. 217].

«Так ведь уже август. Вода холодная в реке становится. По ночам уж роса ледяная и даже заморозки бывают. Заболеть можно в такой воде. Да если жарко, то и купаются — и ничего» (6).

5.  Свистеть дома — денег не будет (6).

Согласно русским народным представлениям, «свистать вообще считается грехом, в особенности — в избе; так как свист постонародием называется «подражание чертям», и о свистящих говорят, что «засвистал, как черт». «В Вол[огодской] губ. говорят, что не следует свистать в избе, чтобы не высвистать домового» [5, с. 318].

«Кому понравится, когда кто-то свистит дома? Мешает людям. Вот и говорят — деньги просвистишь» (6).

6.  Зеркало разбить — к несчастью (14).

Зеркало — в народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним миром. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность и т. п.), зеркало считается опасным и требует осторожного обращения. Разбитое зеркало сулит несчастье, т. к. означает нарушение границы [15, с. 56].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

«Зеркало на осколки бьется. Можно сильно руку или ногу порезать. И рана может быть глубокой, и кровь трудно бывает остановить. Можно и в больницу попасть» (10).

7.  Хранить дома битую (треснувшую) посуду — к несчастью (14).

Эта примета также имеет славянские корни. У славян в старину горшок (почти единственная на то время разновидность посуды) считался символом благополучия, точнее символом языческого бога Солнца (Ярило), и разбить горшок означало навлечь на себя гнев этого могущественного бога [3, с. 309].

«Нельзя посуду битую хранить. На ней трещины есть. Не дай Бог заденешь или стукнешь — разобьется на кусочки. И руку можешь поранить. Только у бедных такая посуда может быть. У них и без того счастья нет. Так что не страшно» (2).

8.  Через порог не здороваются — беда будет (11).

Древние славяне поклонялись духам умерших предков и верили, что предки эти могут вмешиваться в жизнь человека, влиять на нее. Порог же считался местом пребывания духов, так как в старину под порогом погребали покойников, как и у других народов мира в древности, когда покойников хоронили в доме или рядом с домом. Отсюда и пошла примета, что здороваться через порог не к добру [15, с. 71].

Среди житейских примет широко распространены те, в которых будущее прогнозируется по поведению того или иного животного. Объяснение этим приметам можно дать, обратившись к мифологии. Древние славяне верили, что ворон, сорока, филин, сова, кот, мышь, крыса, змея — «нечистые», а голубь, петух, пчела, медведь, волк — враги нечистой силы. Именно поэтому «нечистые» животные трактуются в приметах как вестники несчастья («Ворон каркает к несчастью, ворона — к ненастью» (7), «Заяц перебежал дорогу — добра не жди» (9), «Змея заползла в деревню — к болезням» (9)).

Наиболее зловещими вестниками несчастий считались филин и сова, в которых будто бы превращаются злые духи («Если филин сядет на крышу дома — смерть одному из домашних» (10), «Сова не приносит добра» (10)).

Перемены в судьбе, по народным поверьям, предвещает встреча с черной кошкой. Именно черная, а не какая другая кошка — один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т. д. Соответственно считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Но беды можно избежать с помощью «магических» действий:

1.  повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново, «с нового витка»;

2.  разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу, сделать ее открытой и чистой;

3.  скрестить пальцы (иногда — взяться за пуговицу), то есть прибегнуть к помощи символического креста (пуговицы нередко пришиваются нитками, образующими форму крестика).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Отдельную группу житейских примет составляют приметы, которые констатируют совершающееся в настоящее время действие, не видимое человеку по причине его отдаленности от данного места, по какому-либо признаку, например.

Уши горят — ругает кто-то (12).

Если правое ухо горит — про тебя правду говорят. Если левое — напраслину (12).

Если икаешь — кто-то тебя вспоминает (12).

Некоторые житейские приметы в отличие от погодных дают человеку возможность предотвратить прогнозируемый неблагоприятный результат. Для этого рекомендуется совершить специальные магические действия. Например, «Соль просыпать нечаянно — к ссоре» [5, с. 315] — чтобы отвратить неприятность, посыпали солью голову или кидали щепотку ее за спину.

Отдельную группу среди житейских примет составляют приметы-правила, функция которых — дать совет, привлечь удачу на свою сторону. Обратим внимание на то, что некоторые тексты занимают пограничное положение между собственно приметами и ритуалами. Это некие действия, совершающиеся для привлечения удачи на свою сторону, перешедшие в определенные словесные высказывания, по структуре своей напоминающие приметы. Такие приметы-ритуалы строятся по модели: «если совершить определенные действия (или, категорически не совершать определенных действий) над тем, что тебе доступно, можно повлиять на то, что тебе доступно в меньшей степени», например:

«Чтобы деньги водились, нужно показать их молодому месяцу со словами: «Месяц, дружочек, дай денег полный кошелёчек!» (2)

«Чтобы черти в дом не попали, нужно над входной дверью чертополох повесить» (9)

«Чтобы в семье счастье было, молодым надо чаще в одно зеркало глядеться» (10).

В целом, житейские приметы являются в большей своей части продуктом народных суеверий, в эпоху интенсивного развития науки и техники утративших свою актуальность. Вместе с тем они выступают важным источником, содержащим информацию о мифологии, духовной культуре, нравственных ценностях, этике народа. Ценными из них остаются «полезные» приметы, обучающие правильно выстраивать свое поведение, хотя и, с точки зрения современного человека, весьма «спорным» способом:

Не сиди на колодце — голова заболит (14).«Голова может закружиться, и человек не ровен час упадет в этот колодец» (7)

«Это уже вечер. Все после работы устали. Кому охота мусор выносить! Поэтому, чтобы не ссориться, и придумали» (6). После шести часов вечера мусор не выбрасывают — денег не будет (6).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Наблюдение за бытованием примет в наши дни привело к следующим выводам:

1.  Народная примета представляет собой достаточно древний, но в то же время активно функционирующий и развивающийся в современном обществе жанр малой фольклорной прозы.

2.  Мифологический смысл большинства народных примет свидетельствует о существовании повседневного фольклорного мышления, характерного человеку. Ученые еще не пришли к единому мнению по поводу жанровой специфики приметы. Не существует и самого определения приметы. В толковых словарях она рассматривается как один из синонимов слова «суеверие». Но суеверие согласно толкованию, содержащемуся в словаре Владимира Даля, представляет собой некое ложное, пустое, ошибочное верование во что-нибудь. Например, вера в ворожбу, сверхъестественное, приметы и многое другое. Примета же, как мы убедились, являет собой итог народных наблюдений, обобщает знания, проверенные на практике.

3.  Всё многообразие примет, бытующих в народной среде можно разделить на два больших пласта: приметы погодные и житейские.

4.  Погодными называются приметы, прогнозирующие метеоусловия в конкретной местности на ближайшее и отдаленное время. Прогноз в таких приметах определяется поведением животных, растений, а также явлениями природы, окружающей действительности.

5.  Житейские приметы, основанные на мифологических представлениях людей, прогнозируют перемены в судьбе человека. Логика прогноза в них нередко подкрепляется нормами поведения человека в быту, семье, обществе.

6.  Житейские приметы могут строиться по структуре примет-

7.  прогнозов, примет-толкований и примет-правил.

8.  Приметы-правила занимают пограничное положение между собственно приметами и ритуалами. Это некие действия, совершающиеся для привлечения удачи на свою сторону, перешедшие в определенные словесные высказывания, по структуре своей напоминающие приметы

9.  Поэтика примет определяется их стремлением к назидательности, краткости, сосредоточенности на передаче прямого смысла. Примета имеет четкую двухчастную структуру. Приметы-прогнозы и приметы-правила в левой части содержат условие, описание ситуации, а в левой — ее результат. Приметы-толкования сообщают об одновременно совершающихся действиях: в левой части представлен результат того, о чем сообщается в правой.

10.  Прогнозы погодных примет являются в основном логически обоснованными и правдивыми.

Прогнозы житейских примет не всегда находят разумное объяснение, по-видимому, в связи с утратой народного знания об их мифологических истоках. Вместе с тем они выступают важным источником информации о духовной культуре, этике, нравственности, обычаях и традициях русского народа.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

11.  Примета как малый жанр фольклорной прозы недостаточно исследована учеными. Не решена проблема классификации примет, их жанровой природы и т. д. Изучение примет является перспективным направлением в отечественной фольклористике.

12.  Знание примет расширяет наше представление о стране, дает возможность понять историю и культуру русского народа.

Список литературы:

Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В.П. Аникин. — М.: Высш. школа, 2004. — 735 с.

Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература / А.Н. Афанасьев. — М.: Сов. Россия, 1986.— 368 с.

Большая книга примет / авт.-сост. Е.Л. Исаева, О.В. Белякова, А.Е. Кузнецова, Ю.М. Спасская. — М.: Эксмо, 2007. — 512 с.

Власова М.Н. Русские суеверия: энциклопедический словарь / М.НВласова. —СПб.: Азбука, 2000. — 672 с.

Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа: материалы по русской демонологии / В.И. Даль. — СПб.:Литера, 1996. — 477 с.

Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. — СПб.: Диамант, 1996. — 478 с.

Зуева Т.В. Русский фольклор : словарьсправочник / Т.В. Зуева. — М.: Просвещение, 2002. — 334 с.

Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В. Максимов. — Смоленск: Русич, 1995. — 672 с.

Павлова Е.Г. Опыт классификации народных примет / Е.Г. Павлова// Паремиологические исследования. — М.: Наука,1984. —С. 294—299.

Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора / В.Я. Пропп // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. — М.: Наука, 1976. — С. 46—82.

Харченко В.К. Язык народной приметы / В.К. Харченко // Русский язык в школе. — 1992. — № 1. — С. 75—78.

Христофорова О.Б. К вопросу о структуре приметы / О.Б. Христофорова // Arbor mundi = Мировое древо. — М., 1998. — Вып. 6. — С. 30—47.

Христофорова О.Б. Приметы и гадания [Электронный ресурс] / О.Б. Христофорова. — Режим доступа: URL: http://www.ruthenia.ru/folklore

Шанский Н.М. Вмире слов:книгадля учителя/ И.М. Шанский.— М.: Просвещение, 1985. — 255 с.

Шахнович М.И. Суеверные приметы в современном мире. Почему еще верят дурным предзнаменованиям? / М.И. Шахнович // Приметы верные и суеверные: психологические очерки народного знания и бытового суеверия. — Л.: Лениздат, 1984.— 190 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

538

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке