Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Наука и техника как важнейшие компоненты культуры информационного общества»

Культура современного общества как сфера воплощения идей его индивидов в материальных и духовных ценностях претерпевает значительные изменения. Процессы модернизации и глобализации постепенно ведут к нивелированию национальных, государственных, индивидуально-личностных ценностей и провозглашению единых общемировых идей и моральных принципов в системе человек–общество.

Культ науки и превращение технологии в одну из главных ценностей XXстолетия позволяет говорить о закономерности утверждения сциентистского мировоззрения. Сциентизм (от лат. scientia– знание, наука) рассматривает науку как некий комплексный культурно-мировоззренческий образец [6], предписывая ориентироваться на методы естественных и технических наук, распространяя критерии научности на все виды человеческих взаимоотношений с миром, на все типы знания и человеческое общение, абсолютизируя роль науки.

Возникающий одновременно с ним антисциентизм провозглашает противоположные установки, исходя из негативных последствий научных экспериментов, и требуя ограничения экспансии науки. Так, во взглядах Герберта Маркузе – яркого представителя антисциентизма, выраженных в концепции «одномерного человека», подчеркивается, что подавление индивидуальности сводит многообразие всех проявлений человека к технократическому параметру. Маркузе  доказывает, что технология не может быть отделена от ее использования, а «технологическое общество является системой господства», поскольку последнее определяется самой структурой техники [3, С. 14]. Сферы общества сливаются в одну общую систему, в которой нет места каким-либо альтернативам, а присущие этой системе возможности производства сохраняют социум в стадии стагнации и удерживают технический прогресс в рамках господства.

Все происходящее в рамках технического и технологического процесса непосредственно влияет на судьбы общества, меняет его приоритеты и социальную природу. Наука с самого начала своего существования пыталась дать ясный ответ на вопрос, какова сущность мира, независимо от наложенных на него напластований культурно-знаковых систем, идеологии, культурных ограничений, от самого субъекта познания. Поскольку цель науки – это получение универсального автономного знания, существующего благодаря возможностям человека, но в относительной свободе от влияния человека.

«Современный ученый – это продукт многовековой традиции, берущей начало от абстрактного римского права, схоластических дискуссий в средневековых монастырях, от христианского протестантизма, от опытов в алхимических лабораториях и т. п. В определенном смысле в нашу эпоху наука производит всех нас, в том смысле, что все мы верим в то, что наука – последняя инстанция на пути к истине» [2, С. 303].

Если развернуть дискуссию о месте и роли науки в современном обществе, мы придем к противоречивым мнениям. «Наука одновременно и божественное и дьявольское оружие, доставшееся в руки человеку, наука и созданная ею техника стали глобальной силой, сравнимой с силами природы, а потому проблемы этики научных исследований, нравственной ответственности ученого стоят ныне так остро, как никогда ранее» [2, С. 304].

Современные исследования настолько перевернули представление о мире, о Вселенной в сознании человека, изменили наше отношение к миру, что мы рассматриваем окружающую нас природу и мир в целом только как наличное постоянство с некой совокупностью предметов. Результат этой установки – выявление некоего материального костяка, на котором держатся и природа, и каждая вещь в отдельности. Этот костяк есть образ открытия природы. Открывая природу как взаимосвязь материальных первофактов, человек стремится не познавать, а покорять ее. Преобладание такой предметно-технической установки приводит человека ко все большему отчуждению от бытийственного смысла мира, от того, что не улавливается предметным представлением и, тем не менее, является определяющим в человеке, истории, языке, природе. В естественных науках это постепенно осознается как кризис собственных оснований, в истории проявляется через возникновение теорий о конце истории, о закате цивилизации и др., в человеке – как возрастание отчуждения и потерянности, ожидание опасности» [2, С. 304].

В «планетарном империализме технически организованного человека» человеческий субъективизм достигает, по Хайдеггеру, высшего развития, которое рано или поздно может закончиться полным техническим господством человека над землей [8].

Герберт Маркузе, напротив, призывает относиться к природе не как к объекту возможного технического распоряжения, а как к партнеру возможной интеракции. Таким образом, вместо переработки человечество могло бы вступить с природой в коммуникацию. Но лишь коммуникация без принуждения и признание в другом себя, признание природы как субъекта поможет человечеству увидеть природу не как Иное по отношению к себе, но  себя как Иное этого субъекта [7, С. 61].

Итак, человек открывает природу как взаимосвязь материальных первофактов (условно говоря, совокупности предметов), вследствие чего он уже не стремится жить с ней в гармонии, а стремится к покорению, к присвоению себе права начинать историю и создавать историю. Однако вскоре человеческий гений сталкивается с интереснейшим следствием усиления своей мощи: сам активный субъект превращается лишь в придаток техники. Это происходит, как мы выяснили выше, из-за упрощения процесса познания и объяснения мира. Человек больше не находит ответов на свои вопросы в философии или религии, не стремится выразить себя в искусстве (т. к. оно недолговечно и ценность его относительна).

Вследствие чего происходят такие изменения в мировоззрении и идеологических установках в меняющемся обществе?

По мнению известного немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса, традиционные картины мира утрачивают свою силу и значимость в качестве мифа, официальной религии, ритуала, в качестве оправданной метафизики и бесспорной традиции. Вместо этого они преобразуются в субъективную веру и этику, которые обеспечивают частную обязательность современных ценностных ориентаций («протестантская этика»), а также перерабатываются в конструкции,  позволяющие добиваться одновременно двух целей: критиковать традицию и реорганизовывать освободившийся материал этой традиции в соответствии с принципами  формального права и эквивалентного обмена (рациональное естественное право). Ставшие хрупкими легитимации заменяются новыми, которые, с одной стороны, возникают из критики догматики традиционных интерпретаций мира и претендуют на научный характер, но, с другой стороны, сохраняют функции легитимации и тем самым выводят фактические отношения насилия за рамки, как анализа, так и общественного сознания. Лишь таким способом, по мнению Ю. Хабермаса, возникают идеологии в строгом смысле этого слова [7]. Они заменяют традиционные легитимации господства, выступая с притязаниями современной науки, и получают свое оправдание из критики идеологии. Таким образом, изначально идеологии равнозначны с критикой идеологии.

В этой связи наука приобретает специфическую функцию: она производит знание, по своей форме являющееся технически применимым знанием, однако в целом, возможности технического применения этого знания проявляются лишь впоследствии. «Никакой взаимозависимости науки и техники до конца XIXвека не существовало. До этого периода наука Нового времени не вносила ускорение в техническое развитие» [7, С. 79].

Совершенствование техники – системы искусственных органов деятельности общества, развивающейся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы [4, C. 712] – радикально меняет повседневную жизнь человека в окружающей его среде. Техника насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету – в единую фабрику. Тем самым произошел – и происходит сейчас – полный отрыв человека от его почвы. Человек становится жителем земли без родины, теряет последовательность традиции. Дух сводится к способностиобучаться и выполнять полезные функции.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Эта эпоха преобразований носит разрушительный характер. Сегодня мы живем, как полагал К. Ясперс, ощущая невозможность найти нужную нам форму жизни [9, C. 116]. Мир предлагает теперь не много истинного и прочного, на что отдельный человек мог бы опереться в своем самосознании. Поэтому человек либо живет в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины, не размышляя, предаться своему витальному существованию, теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя себе, стать легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели, пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных, недиалектических, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей. Тот же, кто таит в себе неудовлетворенность, проявляющуюся в вечном беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда носить маску, менять эту маску в зависимости от ситуации и от людей, с которыми он общается, и тогда он перестает постигать самого себя.

«Если человек лишен почвы, отзвука своего подлинного бытия, если он не пользуется больше уважением – ведь маски и оболочки не вызывают уважения, допускают лишь обожествление фетишей, – если люди не возвышают мне душу скрытым в их существовании взывающим ко мне требованием из глубины внутреннего бытия, тогда беспокойство превращается в отчаяние, пророчески прочувствованное и ярко высказанное Кьеркегором и Ницше в их интерпретации современной эпохи» [10, C. 147].

В таких условиях тотального господства научной парадигмы мышления происходят и тотальные изменения в культурной парадигме жизни.

Культура каждого народа или государства стремится переработать идеи и мысли своей эпохи и выразить их через произведении искусства, чтобы оставить потомкам определенное представление о ценностях и целях своей жизни. Отказ от культуры, даже если его назвать культурной революцией, ведет к торжеству насилия [1, С. 440]. Современные дизайнеры и ваятели устанавливают статуи человеческим порокам и бездуховным сущностям, поют гимны аморальности и пошлости. Говоря об искусстве в целом, такую тенденцию отмечал еще Питирим Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации» [5, С. 69].

Однако в обществе информационных технологий, как ни парадоксально это звучит, главным действующим лицом остается Человек. Именно человек как носитель главной ценности современного социума – интеллекта, участвует в производственной деятельности, обучается сам и обучает других, делает научные открытия и моделирует новую реальность, т. е. создает продукты, необходимые для существования этого самого информационного общества.

И здесь важно пояснить, почему для обобщения, казалось бы, таких несовместимых понятий было взято слово «продукт». В современных условиях понятие «продукт» (не идея, не мысль и не ценность!) приобретает черты целого концепта, т. е. всеобщего объекта действительности, объединяющего многие культурные смыслы и значения. Сейчас всё можно с уверенностью называть «продуктом», будь то товары или услуги, и даже сами субъекты деятельности зачастую становятся вещью, которую можно продать, купить. Так, даже говоря о современном искусстве, многие журналисты отождествляют предметы и объекты труда писателей, художников, артистов, исполнителей, дизайнеров продуктом, который «musthave» (от англ. «(обязательно) должно быть», вошло в общее употребление из сленга дизайнеров, покупателей и тех, кто связан с индустрией моды), т. е. тем, что было сделано по заказу покупателей, а не для реализации духовного порыва. «Народ хочет шоу, народ получит шоу» [11].

Итак, в результате неограниченного господства науки и техники происходит: 1) установка на господство человека над природой, при которой природа рассматривается только как совокупность нужных или бесполезных вещей; 2) сведение всего производства к добыче, обработке и изготовлению продукта; 3) функционализация, умаляющая индивидуальную самостоятельность вещи; 4) утилизация всего и вся и замещение природных вещей эрзацами; 5) нарастание риска от технического прогресса и опасность техники для всей цивилизации; 6) технизация естествознания и всей науки, которая приводит к технизации мира [2].

Важнейшие изменения, произошедшие на протяжении ХХ века и продолжающиеся в XXI, коснулись не столько технологий или принципов хозяйствования, сколько мироощущения людей и стереотипов поведения. В условиях развертывания информатизации, каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное – требует особого внимания, так как только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению, овладению новой профессией.

В XXI в. человечество оказалось перед необходимостью задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Настало время, когда человечество должно отказаться от количества в пользу качества.

Список литературы:

1.Борзова Е.П. История мировой культуры. 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 672 с.

2.Губин В.Д. основы этики: учеб.пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2010. – 368 с.

3.Маркузе Г. Одномерный человек/ Герберт Маркузе; пер. с англ. А.А. Юдина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – С.14

4.Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов.  –  Мн.:  Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.

5.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

6.Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. – 836 c.

7.Хабермас Юрген. Техника и наука как «идеология»/ Пер. с нем. М.Л. Хорькова. – М.: Праксис, 2007. – 208 стр. С. 61.

8.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с немецкого В.В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – 447 с.

9.Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 113-140.

10.Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – С. 121.

11.Электронное периодическое издание KM.RU . [электронный ресурс]  – Режим доступа. – URL:http://km.ru:8080/magazin/view.asp?id=98AA4F7AC7B44003B14FE5585CD0571C

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

462

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке