Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Некоторые аспекты эволюции исследования потребительского поведения (социологический подход)»

Рассматривая потребление и потребительское поведение с точки зрения социологии, можно отметить, что эти понятия изучаются как в экономической социологии, так и в социологии потребления. Однако, существует существенное различие в обосновании этими отраслевыми социологическими теориями сферы потребления и процессов, происходящих в ее пределах.

Так, В. Пилипенко отмечает, что социология потребления изучает деятельность в сфере потребления в системе ее разнообразных связей с социальными институтами, взаимодействием потребителей и их групп, функционированием системы ценностей, типов культур, а также культуру потребления; исследует социальные условия, типы и формы потребления, социально-экономические особенности функционирования домашних хозяйств, как базы потребления и т.д. В свою очередь, экономическая социология рассматривает потребление, отражая его как процесс удовлетворения потребностей, который непременно включен в систему экономических отношений, экономической деятельности потребителя, т.е. в сферу экономики семьи, домашнего хозяйства [4, с. 147]

Потребительское поведение — это активность, проявляющаяся людьми при выборе, оплате товаров и услуг, прекращается при удовлетворении человеческих потребностей и желаний [3, с. 1]

Подходы к пониманию потребительского поведения имеют достаточно глубокие исторические корни и прошли определенные этапы своего развития.

Так, немецкий социолог Г. Зиммель (1858-1918) выдвинул ключевые идеи теории моды, которые находят свое применение в практике маркетинговых исследований и в теории поведения потребителя. Мода одновременно предлагает и подражание, и индивидуализацию. Человек, следуя моде, отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному классу или группе [1, с. 271-273]

М. Вебер (1864-1920) предложил концепцию статусных групп, которая утверждала, что на поведение потребителя влияют принадлежность к социальному классу и статус индивида. Социальный класс определялся как относительно устойчивое и однородное общественное образование, к которому можно отнести отдельных людей или семьи, имеющие схожие ценности, стиль жизни, интересы и поведение. Статусные группы отражают представление общества о стиле жизни каждого класса. М. Вебером было введено в научный оборот понятие «социального действия», в котором он выделял четыре типа:

1.     целерациональное— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

2.     ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий;

3.     традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими.

4.     аффективное — определяется эмоциями [2, с. 283-284].

Т. Парсонс (1902-1978) развил теорию социального действия в поведении потребителя, указывая, что социальное действие обладает рядом специфических качеств:

1)    действие является целенаправленным процессом, то есть, имеет свое завершение,

2)    действие протекает в определенной ситуации, некоторые компоненты которой существуют, но используются и другие в качестве средства достижения цели,

3)    действие нормативно регулируется, что проявляется в индивидуальном выборе целей и средств;

4)    социальное действие является базовой единицей социальной реальности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Также Т. Парсонс, ввел в научный оборот понятие «социальный статус» (показатель состояния, которое занимает личность или группа в обществе) и «социальная роль» (модель поведения личности, обусловленная ее статусом), которые нашли применение в маркетинговых исследованиях поведения потребителя [1, с. 152-155].

П. Сорокин (1889-1968) понимал под поведением совокупность поступков. По характеру психических переживаний все уступки и, соответственно, поведение он делит на три вида: разрешенное, рекомендованное, запрещенное поведение.

Каждый чужой акт воспринимается нами, вызывает у нас разные переживания и формы реагирования на них. Разрешенное поведение не вызывает у нас ни вражеских переживаний, ни особой симпатии. Например, продавец продает батон за две гривны, этот факт является для нас вполне нормальным, и ничего больше.

Другие переживания возникают в ответ на акты рекомендованные. Они вызывают привязанность, благодарность и любовь, симпатию и желание оказать такую же услугу. Акты запрещенные вызывают враждебные чувства. Рекомендуемые акты П. Сорокин называет подвигом или услугой, а реакцию на них другой стороны — наградой. Разрешенные акты вызывают соответствующую реакцию. Эти взгляды вполне применимы и к потребительскому поведению.

Экономист и социолог Т. Веблен (1857-1929) ввел в экономическую теорию понятие демонстративного (показного, престижного) потребления, которое означает, что товар используется не по своему прямому назначению, а с целью произвести впечатление на окружающих. Основным мотивом потребительского поведения, в данном случае, выступает демонстрация своего социального положения, а средством демонстрации статуса — высокая цена на товар, который потребляется. Этот стиль потребления, по мнению Т. Веблена, был характерен для так называемого «господствующего класса» — богатых американцев, которые пытались подражать высшему классу европейцев, но в отличие от него выставляли свое потребление напоказ. В экономической теории данное явление описано и проанализировано Т. Вебленом, оно называется «эффект Веблена», суть которого заключается в несоответствии реальной ситуации закону поведения и искажении картины рационального поведения «экономического человека».

В. Парето (1848-1923) разделяет человеческие действия на логические и нелогичные. Первые в социальной жизни довольно редки, доминируют другие. Логические действия основаны на соображениях, нелогичные — на чувствах, которые В. Парето интерпретирует довольно широко, включая в них мысли, установки, стереотипы. По его мнению, человек сначала действует, а потом придумывает обоснования, рационализирует. Чувство — это глубинная основа человеческих действий наряду с инстинктами, интересами и вкусами [1, с. 424-426].

Поскольку, с расширением круга социальных контактов индивида, происходит снижение роли объективных признаков и размывание границ между социальными классами, доминирующим критерием социального деления становятся жизненные стили. В 1963 г. при изучении поведения потребителя В. Лазер ввел понятие «стиль жизни», под которым понимал особые модели деятельности, интересов и мнений, характерных для различных нужд, и привычные схемы распределения времени, ресурсов и восприятия, составляющих реальность жизни. Жизненный стиль, системное личностное образование, образует целостный образ человека и в большей или меньшей степени определяет все его жизненные проявления, в том числе, потребление товаров и услуг, поэтому данное понятие широко используется при анализе потребительского поведения.

Таким образом, социология потребительского поведения и распределение потребительских ролей рассматривается в зависимости от социального статуса, класса, референтных групп, стиля жизни.

Список литературы:

Арон Реймон Этапы развития социологической мысли / пер. с фр. Г. Филипчука. — М.: Юниверс, 2004. – 688 с.
Захарченко М.В., Погорелый А.И. История социологии (от античности до начала ХХ в.). М.: Просвещение, 1993. – 336 с.
Ложкин Г.В., Комаровская В.Л. Потребительское поведение / / Практическая психология и социальная работа: научно-практический образовательно-методический журнал. — 2009. — № 4. — С. 1-10.
Экономическая социология: Навч.посибник / В.М. Ворона, В.Е. Пилипенко, В.И. Тарасенко и др..; Под ред. В.М. Вороны, В.Е. Пилипенко .. — М.: Институт социологии НАН Украины, 1997 – 273 C.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

499

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке