Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Некоторые аспекты обеспечения безопасности на муниципальном уровне»

Концепция национальной безопасности, федеральные законы о национальной безопасности [5], о противодействии терроризму [4], уголовное и уголовно-процессуальное законодательство достаточно полно регулируют правовые отношения в области безопасности и борьбы с терроризмом и преступностью на федеральном уровне. Законодательство учитывает стратегию обеспечения национальной безопасности, особенно терроризма, как дестабилизирующего фактора в жизни общества.

Вместе с тем, нормативная правовая система по обеспечению безопасности состоит из федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных актов органов местного самоуправления. Каждый отдельный регион обладает собственной логикой развития, уникальным сочетанием факторов внутренней и внешней среды, в связи с чем, задачей федерального центра является формирование законодательства, которое бы позволило найти баланс между интересами конкретных субъектов Российской Федерации и федерацией по обеспечению безопасности. Как отмечает Кирьянов А.Ю., система региональной безопасности сложна и многогранна, постольку охватывает собой различные сферы человеческой жизнедеятельности, а, следовательно, в рамках региональной безопасности корректно будет говорить об экономической, политической, демографической, экологической и иных ее составляющих (подсистемах) [2, с. 21]. В целом это определение применимо для системы безопасности на любом уровне, в том числе муниципальном.

Интенсивность происходящих в системе местного самоуправления изменений зависит от ряда факторов. Во-первых, система должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования и развития. Система местного самоуправления должна быть восприимчива к воздействию как внутренних, так и внешних факторов, обладать способностью к нейтрализации наиболее неблагоприятных из них (опасности, угрозы, риски). Во-вторых, интенсивность изменений в такой системе зависит от особенностей ее структуры, от того, сколько и каких системных элементов она объединяет: количество муниципальных образований в регионе, территориальную удаленность органов местного самоуправления и объектов социально-культурного назначения от населения, соответствие категории муниципальных образований условиям проживания населения (городские и сельские поселения), режимом функционирования (ЗАТО).

Как указывает Кирьянов А.Ю., можно выделить две группы правовых опасностей, влияющих на региональную безопасность: Первая группа — правовая. Она выражается в недостатках правового регулирования отношений, связанных с обеспечением региональной безопасности государства, и их противоречивости. Вторая группа — субъектная. Она связана с бездеятельностью, некомпетентностью отдельных должностных лиц, прямо или косвенно участвующих, обеспечивающих безопасность, руководство ими сугубо формальными критериями выполнения своих обязанностей, отсутствием строгого отбора на соответствующие должности [1, с. 57]. Обеспечение безопасности людей серьезная проблема, причем с годами сложность ее возрастает. Знание способов предупреждения аварийных ситуаций, выполнение технологических регламентов и инструкций по безопасности приобретают первостепенное значение, регулируется Федеральным законом от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [6]. Профилактические меры органов местного самоуправления, направленные на обеспечение безопасности, предупреждение терроризма и экстремизма, реализуются через организацию деятельности районных комиссий по профилактике преступлений и правонарушений, комиссий по профилактике терроризма муниципальных районов, а также местных программ по профилактике преступлений и правонарушений, в которых отдельными разделами включены меры профилактики экстремизма и терроризма. Однако в федеральном законе [4] подробно не раскрывается понятие «профилактика терроризма», органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями не наделяются, что затрудняет их участие в обеспечении безопасности и противодействии терроризму. На практике складывается парадоксальная ситуация, когда органы местного самоуправления не знают, каким образом они могут реализовать предоставленные им полномочия в указанной сфере, зачастую ограничиваясь принятием формальных решений районных антитеррористических и иных комиссий, которые, как правило, носят рекомендательный характер. В целях совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления и территориальных федеральных органов исполнительной власти представляется необходимым внести изменения в федеральное законодательство, предусмотрев обязательность исполнительных органов субъектов РФ и глав муниципалитетов принимать нормативные акты – постановления администраций субъекта РФ и постановления глав администраций муниципалитетов, регулирующих исполнение решений по безопасности. Эта норма позволит комиссиям более эффективно использовать свои полномочия по обеспечению безопасности, профилактике терроризма и экстремизма, а принятые ими рекомендации приобретут обязательный характер, позволяющий применять меры административной ответственности к нарушителям правопорядка. Результаты организационной работы могут быть отражены в документе — Паспорте муниципальной безопасности и противодействия терроризму. Паспорт безопасности должен иметь статус документа, в котором комплексно могут быть отражены: жизненно важные интересы, угрозы интересам, состояние защищённости национальных интересов в муниципалитете и степень их реальной деформации в различных сферах жизни в зависимости от имеющихся ресурсов. Паспорт мог бы иметь следующие разделы: характеристика муниципалитета; национальные и региональные интересы, реализуемые в муниципалитете; внешние и внутренние угрозы интересам муниципалитета; система обеспечения муниципальной безопасности и противодействия терроризму. Среди внутренних угроз безопасности можно выделить группы угроз: порождённые властными элитами в результате совершённых ими ошибок; связанные с закрытостью власти, отчуждением её от народа; вызванные сращиванием аппарата муниципалитетов с представителями общеуголовной и организованной преступности, проникновением лидеров преступного мира в политику и властные структуры. По мнению Кирьянова А.Ю., функционирование правового института региональной безопасности и противодействия терроризму возможно при использовании следующих методов правового регулирования: 1) установление определенного порядка действий — предписание действовать в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренное различными правовыми нормами; 2) запрещение определенных действий; 3) предоставление субъекту рассматриваемых отношений возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами; 4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать установленные правовой нормой действия [1, с. 58].

Юридической базой формирования законодательства в исследуемой области является Конституция РФ [3], что в определенной мере обеспечивает целостность всей системы общественной безопасности, взаимную согласованность разноуровневых нормативных правовых актов, общность их исходных принципов. Тем не менее, приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует четко разработанная система законодательного обеспечения безопасности и противодействия терроризму. Многие вопросы в этой области законодательно еще не урегулированы, существующая нормативно-правовая база содержит пробелы в урегулировании соответствующих общественных отношений, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными и местными интересами.

Соответственно, в настоящее время систему обеспечения безопасности можно условно разделить на формальную и неформальную части. К первой части относятся государственные институты (исполнительные, законодательные, судебные), принимающие участие в процессе выработки и реализации решений в области безопасности противодействия терроризму. Вторая неформальная часть общественные организации, к которым относятся и средства массовой информации, а также частные лица, способные оказать влияние на формирование и реализацию политики противодействия терроризму. Полномочия же и формы взаимодействия этих органов при применении мер безопасности зависят от двух обстоятельств: от компетенции того или иного субъекта и от характеристики применяемой защитной меры (ее содержания, способа осуществления и сферы применения). Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности и противодействию терроризму в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством органов власти субъектов Российской Федерации, их нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере [2, с. 17]

Разработка и реализация программ безопасности и противодействия терроризму обязательно будут наталкиваться на трудности, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования понятий «безопасности» и «терроризм», а в ряде случаев с его отсутствием. Это касается, как в целом безопасности и противодействия терроризму в российском законодательстве, так и частных вопросов, например, организационных, нормативно-правовых и финансовых вопросов закрытия, перебазирования и перепрофилирования опасных производств, взаимодействия органов, осуществляющих контроль за безопасностью, декларирования безопасности: промышленных объектов, внедрения экономических механизмов до снижения риска возникновения тяжелых аварийных последствий, установления административной ответственности за нарушение требований безопасности и другие.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о невозможности рассмотрения угроз безопасности и противодействия терроризму отдельно от общей обстановки в Российской Федерации и, напротив, угроз безопасности всей Российской Федерации без учета регионального и местного факторов обеспечения безопасности и противодействия терроризму.

Список литературы:

Кирьянов А.Ю. Местное самоуправление в системе региональной безопасности /А.Ю.Кирьянов [Текст] Таможенные чтения – 2010. Правовая система современной России: состояние, тенденции развития: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. – Спб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2010 г. – С.55-59.
Кирьянов А.Ю. Общая характеристика понятия «безопасность». Подходы к определению и виды // Безопасность бизнеса. — 2010. N 1. – С.16-22.
Конституция РФ [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.constitution.ru/
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.constitution.ru/
Федеральный закон от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 6 мая 1992. N 103. Ст. 1.
Федеральный закон от 11 ноября 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // http://www.constitution.ru/.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

431

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке