Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Некоторые особенности мотивации обучения студентов»

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять.

Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Изучение мотивов выбора будущей профессии и динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью даёт возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией.

На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения. Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха. В основе стремления к успеху может лежать особое свойство личности — желание испытать себя или утвердить ценность своей личности или желание добиться социально значимого результата, стремление создать что-то нужное для людей.

Юношеский максимализм также оказывает большое влияние на профессиональные устремления молодежи. Молодежь не признает того, что кажется ей серым, обыденным, и к выбору профессии молодой человек может подходить с самой высокой меркой.

Ориентация на продолжение обучения у выпускника школы во многом обусловлена еще и инерцией опыта. Дело в том, что учение для школьника является привычным видом деятельности. Поэтому институт или техникум для него ближе и понятнее, и он представляет себе процесс обучения в учебном заведении более ясно, чем работу в цехе или на строительной площадке. Это вполне естественно, так как школьнику, десять лет просидевшему над книгами, трудно оценить все то, что выходит за пределы его непосредственного опыта и за рамки учебного процесса. Поэтому он чаще всего выбирает ту деятельность, к которой чувствует себя способным именно сейчас, то есть учение.

К концу школьного обучения учащиеся в своем большинстве имеют вполне объективные мотивы для продолжения учебы. Они рассчитывают получить знания, профессиональную подготовку, высшее образование и диплом. Но при этом очевидно, что многие руководствуются формальными мотивами, не имеющими непосредственной установки на учебу. Хотя основной причиной поступления в вуз или техникум является интерес к выбранной профессии, не менее важным является фактор зарплаты и престижа.

Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Мы провели ряд исследований и выявили некоторые особенности мотивации обучения студентов.

С помощью методики исследования мотивов учебной деятельности (А.А. Реан, В.А. Якунин) мы сравнили мотивы учебной деятельности у студентов вуза и колледжа [1].

Для студентов колледжа в обучении наиболее значимыми являются мотивы обеспечения успешности профессиональной деятельности и желание стать высококвалифицированным специалистом. Эти мотивы занимают два первых места. На третьем месте разместился мотив получения диплома. Мотивы, касающиеся непосредственно обучения, мыслительной деятельности, личностного роста и получения интеллектуального удовлетворения занимают последние позиции.

Студенты вуза в первую очередь руководствуются мотивом получения диплома. Не менее значимыми для них являются мотив получения глубоких и прочных знаний и стремление стать высококвалифицированным специалистом. На третьем месте в системе мотивов обучения находится стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности и стремление успешно обучаться в вузе.

Таким образом, мотивы обучения студентов колледжа и вуза имеют существенные различия. Ведущими учебными мотивами у студентов высшего учебного заведения являются прагматические мотивы (получение диплома о высшем образовании), познавательные мотивы, а также мотивы профессионального и личного престижа. Студенты среднего специального учебного заведения в своем обучении руководствуются в первую очередь мотивами профессионального становления. Менее значимым для них является прагматический мотив, что, по всей видимости, связано с меньшей престижностью среднего специального образования. Кроме того, студенты колледжа практически не руководствуются мотивами получения и углубления знаний, получения интеллектуального удовлетворения, развития своих способностей и навыков.

Среди тех студентов, которые поступили в вузы или колледжи, многие еще не решили окончательно, кем они хотели бы стать. Причиной этого является несоответствие между тем представлением о профессии, которое приводит выпускников школы в вуз или колледж, и реальным, фактическим содержанием данной профессии. Случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованиям в выбранной профессии и тяжелым внутренним конфликтам. Ожидание большей по сравнению со школой свободы и слабое осознание своей ответственности за учебу в сочетании с ожидаемой усложненностью материала не способствуют успешности обучения. Здесь наблюдается явное расхождение между реальным образовательным процессом и мифологичностью представлений школьников как об обучении в вузе, так и о работе по выбранной специальности. Понятно, что подобное расхождение приводит к возникновению разнообразных проблем в дальнейшей жизни.

Существуют следующие разновидности учебной мотивации студентов: профессиональные мотивы (получить профессию), познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания), прагматические мотивы (иметь более высокий заработок), социальные мотивы (принести пользу обществу), мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении) [4].

Психологические особенности учебной деятельности студентов меняются в процессе обучения в вузе.

Первый курс характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных ценностей, которые выступают в роли мотивов, управляющих учебной деятельностью студентов. Вместе с тем профессиональные ценности и ценности учения несколько идеализированы, так как обусловлены скорее пониманием их общественного значения, чем личностным смыслом.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

На втором и третьем курсе наблюдается общее снижение интенсивности всех мотивационных компонентов, а также разрушением их иерархической системы. Профессиональные и познавательные мотивы перестают управлять учебной работой студентов, вследствие чего в этот период заметно снижаются их учебная активность и успешность, образуется так называемый «синдром разочарования».

Четвертый и пятый курсы характеризуются тем, что на фоне сниженных уровневых показателей растет степень осознания и интеграции различных форм мотивации обучения в единую целостную систему, структурированную по уровню их обобщенности. Если на младших курсах отношение к профессии оказывало влияние на активность и результативность учебной работы в основном опосредованно, то есть через профессиональную и познавательную мотивацию, то на пятом курсе удовлетворенность профессией прямо связана с эффективностью учебной деятельности студентов.

Мы провели исследование мотивации обучения в вузе у студентов различных факультетов первых и пятых курсов вузов города Самара. В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильина) [3]. Для оценки достоверности различий между группами испытуемых применялись методы математической статистики (критерий U Манна-Уитни).

У студентов пятого курса достоверно выше показатели по шкалам «Овладение профессией» и «Получение диплома». Очевидно, что к пятому курсу мотивация обучения в вузе становится выше, студенты осознанно овладевают знаниями и профессиональными навыками, понимают ценность высшего образования, придают большое значение формированию профессионально важных качеств. Вместе с тем студенты пятого курса более формально относятся к  занятиям, чем студенты первого курса. Возможно, это объясняется тем, что пятикурсники уже имеют свои планы относительно своего будущего.

У студентов первого курса мотивы учебной деятельности не совсем сформированы и осознаны. Они направлены более на приобретение знаний, чем профессиональных навыков и умений. Первокурсники более ответственно относятся к посещению занятий и сдаче экзаменов.

Качественный анализ ответов показывает, что практически всем студентам, принявшим участие в исследовании, мешает учиться лень и неорганизованность. Среди качеств, помогающих учиться, были отмечены сообразительность, прилежание, умение находить контакт с людьми.

Не все студенты удовлетворены своим профессиональным выбором. При этом студенты первого курса рассматривают вариант смены вуза, в то время как студенты пятого курса находят выход в получении второго высшего образования.

Таким образом, у студентов пятого курса мотивация обучения в вузе выше, чем у студентов первого курса. У студентов первого курса не до конца сформированы мотивы учебной деятельности в вузе. Студенты пятого курса по сравнению со студентами первого курса более осознанно овладевают знаниями и профессиональными навыками, понимают ценность высшего образования, придают большое значение формированию профессионально важных качеств.

Мотивация обучения студентов в вузе претерпевает некоторые изменения на протяжении всего обучения и имеет свою динамику от курса к курсу. Учебные достижения сильных студентов обусловлены в большей степени психологическими факторами (особенности мотивации, самоорганизации, активности и т. п.), тогда как учебные результаты слабых студентов главным образом зависят от внешних факторов (уровня организации учебного процесса, качества преподавания) [5].

Одним из факторов, затрудняющим профессиональное становление молодых людей, является страх начала трудовой деятельности, который выражается в сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности, а также способностей, умений, знаний.

В студенческом возрасте нередки разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. У тех юношей и девушек, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза.

И.С. Конутверждает, что к старшим курсам число студентов, которые не удовлетворены избранной специальностью, не сокращается, а растет. Это может объясняться разными причинами, в том числе уровнем преподавания в конкретном вузе, обнаружением теневых сторон будущей  специальности, которых школьник не видел [2]. По данным А.А. Реана, несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным [4].

Студенческий период, давая время молодому человеку на осмысление важнейших вопросов выбора собственного жизненного пути, может стимулировать его развитие и тем самым снизить остроту протекания последующих жизненных кризисов, но может и содействовать закреплению инфантильной позиции, страху перед будущей взрослой жизнью и собственной самостоятельностью. В связи с этим, одной из главных задач профессионального обучения является профессиональная грамотность, компетентность и  личностное развитие молодых людей.

Список литературы:

Жданова Л.Г. Психологические проблемы периода молодости: учебно-методическое пособие. Самара: ПГСГА, 2012. 116 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Кон И.С. Психология старшеклассника: монография. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

Практикум по возрастной психологии: сборник, под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. 688 с.

Реан А.А. Социальная педагогическая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 1999. 416 с.

Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В.А.: Полиус, 1998. 639 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2960

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке