Опыт развития государственной инновационной политики многих стран показывает, что, как правило, она не является «чистым» выражением определенной теоретической модели, а представляет собой синтез разнонаправленных мероприятий. При этом в каждой стране существует своя специфика реализации инновационной политики. Важнейшие направления и специфика государственной инновационной политики в разрезе отдельных стран представлены в табл.1 [1, с. 182]. Именно они определяют основные тенденции развития инновационной инфраструктуры, под которой понимается совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих реализацию организационо-экономических механизмов инновационной политики и способствующих преобразованию научных знаний в инновации, включая коммерциализацию научных исследований и разработок.

На основе выделенных тенденций представляется необходимым: распространить прогрессивный зарубежный опыт на регионы России и продолжить совершенствование базовых элементов инновационной инфраструктуры; ускорить создание новых перспективных видов территориальной инновационной структуры в регионах с высоким научно-техническим потенциалом; активизировать инновационные процессы в российской экономике.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Взаимодействие экономических агентов в рамках региональной инновационной системы должно быть основано на активном сотрудничестве между предпринимательством и наукой с упором на создание механизмов, обеспечивающих создание, хранение и распространение новых знаний и технологий.

Экономическое развитие регионов в современных условиях зависит от их научно-инновационного потенциала, определяемого уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Под научно-инновационным потенциалом региона будем понимать совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктур­ных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих субъектов региона, позволяющих обеспечить разработку, производство, восприятие и диффузию инноваций [3]. Ядром, вокруг которого возникает научно-инновационный потенциал, становятся, как правило, профильные отрасли региона. Они подпитывают и поддерживают научно-инновационный потенциал в интересах своего развития.

Ресурсная составляющая научно-инновационного потенциала зависит от возможностей использования каждого ресурса в научно-инновационном процессе. Основным принципом выделения ресурсных элементов научно-инно-вационного потенциала является их функциональная роль в инновационном процессе. Помимо кадровой, технико-технологической, информационной, организационной составляющих потенциала в условиях рыночной экономики важнейшее значение имеют финансовые ресурсы. Именно они создают необходимые условия для реализации остальных элементов и выполняют роль их количественной оценки. Интенсификация инновационной деятельности позволяет повысить эффективность использования ресурсной составляющей и научно-инновационного потенциала региона в целом.

Научно-инновационный потенциал региона реализуется через функционирование инфраструктуры инновационной деятельности. Как составная часть экономической системы страны региональная инновационная инфраструктура является связующим звеном между субъектами управления инновационно-тех-нологического комплекса. Она формируется в процессе создания и освоения новых технологий.

Таблица 1. Направления государственной научно-инновационной политики

В большинстве российских регионов инновационная инфраструктура включает две группы институтов:

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

1)   систему специализированных организаций (центры патентования и лицензирования, консультационные службы, центры подготовки и переподготовки кадров, лизинговые центры, а также сертификации наукоемкой продукции и др.);

2)   систему технопарковых структур (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и комплексы, центры трансфера технологий и другие организации) [2, с. 125].

В регионах с высоким научно-техническим потенциалом и перспективных «полюсах роста» отечественной экономики наряду с указанными системами создаются более сложные территориальные институты инновационной инфраструктурной поддержки в форме технико-внедренческих зон (ТВЗ) и инновационных кластеров. ТВЗ задумывались как инструмент для формирования инновационной инфраструктуры и подъема научно-технического потенциала регионов. В настоящее время в России созданы 4 ТВЗ, которые действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, а также в Дубне. В них зарегистрировано 200 компаний-резидентов, из которых 52 приступили к выпуску научно-технической продукции. На территориях ТВЗ создано около 2 тыс. рабочих мест, получено более 35 патентов [2, с. 87].

Основная задача при формировании инновационной инфраструктуры заключается в обеспечении баланса ресурсов, необходимых для инновационной деятельности предприятий. Для ее решения нами предложена пятиуровневая модель формирования инновационной инфраструктуры региона. Ее суть заключается в организации эффективного взаимодействия субъектов инновационной деятельности и решении ими специфических задач применительно к конкретному уровню и обмене полученных при этом результатов между ними.

Так, на первом — Интеграционном уровне решается задача обеспечения горизонтальных и вертикальных связей промышленных предприятий в сфере реализации инновационных технологий. В числе основных субъектов на этом уровне выступают: финансово-промышленные группы, научно-технические альянсы, транснациональные компании, консорциумы по разработке и реализации инновационных проектов, промышленно-инновационные ассоциации и другие структуры.

На втором — Функциональном уровне решается задача организационно-экономического обеспечения механизмов взаимодействия центров трансфера технологий, информационных центров и сетей, финансово-инвестиционных институтов и фондов, консалтинговых центров, фондов венчурного финансирования, центров экспертизы инновационных проектов.

На третьем — Технологическом уровне решается задача формирования условий для совершенствования технологической структуры. В качестве основных субъектов задействованы: инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные кластеры, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

На четвертом — Научно-методологическом уровне формируется фундаментальная базы инновационного развития региона. Основными субъектами на этом уровне выступают: ВУЗы и НИИ, а так же региональные научные центры академической, вузовской и отраслевой науки.

И, наконец, на пятом — Институциональном уровне осуществляется разработка региональной инновационной политики и формирование инновационного климата региона. Здесь основными субъектами являются: региональные органы управления, государственные научные центры, соответствующие структурные подразделения министерства экономики и промышленного развития.

Пятиуровневая инновационная инфраструктура представляет собой интегрированное, сетевое образование, обеспечивающее мультипликацию долгосрочного инновационного развития региона посредством механизмов диффузии инноваций. Она объединяет в единую систему все инновационные организации и их подразделения, расположенные на территории региона. Причём интегрирование происходит не только по горизонтали, но и по вертикали. Создание подобной пятиуровневой инновационной инфраструктуры становится не только желательным, но и возможным, поскольку она будет способствовать развитию различного рода сетевых структур и многочисленных форм интеграционных процессов, оптимальность результатов которых обеспечивается синергетическим эффектом, существенно трансформирующим основы инновационного развития региона.

Предлагаемая пятиуровневая инновационная инфраструктура региона не противоречит современным тенденциям развития инновационной деятельности, формирующимся в других странах, а именно:

·       повышению роли корпораций в инновационной деятельности;

·       изменению подходов к управлению НТП в корпорациях посредством отказа от приоритета внутренних НИОКР и развития аутсорсинга;

·       перемещению центров НИОКР вслед за глобальной миграцией центров промышленного производства — основных современных потребителей инновационной продукции.

Некоторые из указанных тенденций проявляются и в российской экономике, хотя они и находятся на начальной стадии своего развития.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Таким образом, формирование и реализация пятиуровневой инновационной инфраструктуры создаст необходимые условия для качественного обновления основных элементов инновационного процесса и устойчивого регионального развития. Предложенный подход позволит также устранить узкие места в инновационном процессе на уровне региона и, тем самым, повысить его эффективность в масштабах отдельного региона и страны в целом.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №11-02-00220а «Концептуальные и методологические основы формирования инновационной инфраструктуры региональной экономики».

Список литературы:

1. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе [Текст] / В.Ф. Уколов. – М.: Экономика, 2009. – 400с.

2. Фомин Е.П., Назаров М.А., Федосеева С.В. Развитие взаимодействия объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры: монография [Текст] / Е.П. Фомин, М.А. Назаров, С.В. Федосеева. – Самара: Изд-во СамГЭУ, 2009. – 168с.

3. Чернышов А.С. Формирование инновационной инфраструктуры в регионах России [Текст] / А.С. Чернышов. // Инновации. – 2008. – №3. – С.83-87.