Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Новые педагогические технологии в личностно-ориентированном подходе с использованием метода проектов в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза»

Реформы, проводимые в настоящее время в высшей школе, существенным образом влияют на образовательный процесс, предъявляя новые требования к качеству подготовки квалифицированного специалиста. Приоритетными компетенциями становятся мобильность, толерантность, нестандартное профессиональное мышление, ответственность за результат учебной деятельности, склонность к саморазвитию.

Модернизация образования и использование новых педагогических технологий в обучении следует рассматривать, прежде всего, как важнейшее условие творческого развития студента [2, с. 4].

Раскрытие творческого потенциала будущего специалиста требует создания условий для активного ведения научно-исследовательской деятельности, в том числе и на иностранном языке.

Поскольку научные разработки и внедрение новых технологий предполагают активное общение с коллегами, в том числе и с зарубежными, иноязычное обучение в неязыковом вузе рассматривается как неотъемлемая часть профессиональной подготовки специалиста.

Выпускники вузов должны быть готовы к дальнейшему саморазвитию, к осознанному самостоятельному принятию решений, разнообразию способов достижения целей, проявлению инициативы и гибкости.

Создание условий для творческой самореализации личности в профессии представляется одной из особо значимых задач современной системы высшего образования. В основе процесса формирования профессионально-творческой направленности личности лежат принципы системности, проблемности, приоритета учебно-поисковой деятельности, индивидуализации учебной деятельности [4, с. 10].

Умение формировать не только творческое, но и критическое мышление студентов во многом определяет уровень профессиональной компетентности преподавателя. Критическое мышление в педагогике – это не только обучение познавательным умениям, но и формирование таких качеств личности как духовность, самокритичность, оценка чужого и самооценка своего результата деятельности. Формирование критического мышления является необходимым для выпускника современного вуза, поскольку этот вид деятельности – неотъемлемая часть процесса проблемного обучения, где требуется наблюдение, сравнение, анализ, комбинирование, обобщение [1, с. 10].

Технология обучения в высшей школе включает в себя процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий, пилотирование учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом по результатам работы.

В данном контексте мы рассматриваем педагогические технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, реализовать тот или иной метод на практике, т. е. это определенная система действий, приводящая к ожидаемому результату.

К элементам технологичности педагогического опыта мы относим: воспроизводимость – повторение способов и приемов другим преподавателем; эффективность – достижение результатов оптимальным путем; управляемость – проектирование учебного процесса, поэтапное отслеживание результата, корректирование; системность – целостность и логичность процесса.

Педагогические технологии обучения иностранному языку, имеющие личностно-ориентированную направленность, используются в рамках контекстного, смешанного, интенсивного, разноуровневого обучения.

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания иностранного языка, наибольший интерес представляет проектное обучение, фокусирующееся на проблемных заданиях. Именно метод проектов дает возможность включить студентов в реальное общение на иностранном языке, дает возможность самим студентам конструировать содержание общения, формирует навыки работы в команде, создает атмосферу взаимопонимания и ответственного отношения к успехам всей группы. Кроме того, в работе над проектом учитываются уровень языковой подготовки, возрастные интересы, уровень развития, степень креативности и самостоятельности студентов.

Использование метода проектов в учебном процессе позволяет формировать у студентов основные виды мышления: творческое, проблемное, критическое, а также стремление самому создавать, осознавать себя творцом при выполнении определенного вида работы.

Метод проектного обучения с одной стороны представляет собой организованную научно-исследовательскую деятельность студентов под руководством преподавателя, а с другой стороны – совокупность поисковых, творческих методов, направленных на решение проблемного задания [3, с. 33].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Данная методика дает возможность студенту в полной мере проявить свой креативный потенциал в процессе создания и представления конкретного материального продукта в виде доклада, презентации, видеоролика, постера, ролевой игры.

Метод проектов состоит из следующих этапов: 1) подготовительноговыявление проблемы и планирование ее реализации; 2) основногоподготовка иреализация поставленной проблемы;3) заключительногообобщение, обсуждение и оценка представленных выводов по проблеме.

Проектная методика направлена не только на получение и обмен знаниями, приобретение навыков и умений, но и на их функциональное применение. Большую роль в ходе решения проблемных задач на иностранном языке в рамках проектного обучения играет непроизвольное запоминание языкового материала – лексических средств и грамматических структур. С точки зрения иноязычной речи самым большим достоинством проектов является то, что они предусматривают естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности – аудирование, чтение, говорение, письмо.

Вся творческая проектная работа выполняется с одной стороны группой студентов под руководством преподавателя с целью формирования у членов команды общеучебных умений, овладения ими различными способами сбора и преобразования информации, а с другой стороны – каждым студентом в отдельности, поскольку основная часть работы проводится самостоятельно в соответствии с индивидуальными особенностями студента.

Роль преподавателя состоит в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов, координировать работу, помочь преодолеть непредвиденные трудности, которые могут возникнуть.

Проектный метод способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, поскольку работа над проектом в полной мере отражает современный тренд в образовании – ориентацию на исследовательскую модель обучения.

Новшества в содержании, формах и методах работы при обучении иностранному языку, как и в отношениях «преподаватель – студент», безусловно, ведут к улучшению и модернизации образования и воспитания, созданию творческой личности с новыми качествами и ценностями.

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе способствует формированию личности, прививая навыки творческой активности, стимулируя креативные возможности будущего специалиста, используя активные формы обучения – практика «мозгового штурма», проектные задания, дискуссии.

Метод проектов является эффективной инновационной педагогической технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию студентов, уровень самостоятельности отдельного студента и сплоченность всей группы, общее интеллектуальное развитие студентов.

Проектная методика основывается на личностно-ориентированном подходе, который подчеркивает перераспределение функций преподавателя и студента, роль преподавателя при этом ограничивается, теперь он – помощник, консультант, советник, эксперт, что в свою очередь означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учебных задач самим студентом. Все это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее эффективных методик, которая способствует достижению высоких результатов в формировании целостной личности.

Список литературы:

Плотникова Н. Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения:Автореф. диссер. канд. пед. наук. Казань, 2008. 22 с.

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3—10.

Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров. М.: Академия, 2000. 272 с.

Романова А. М. Формирование профессионально-творческой направленности студентов технического вуза: Автореф. диссер. канд. пед. наук. Москва, 2010. 20 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

469

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке