Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О богословских и феноменологических аспектах имени (слова)»

В наше время процессы обмирщения общества и вместе с тем десакрализации человеческой речи принимают глобальный характер. В эпоху развития информационных технологий большую роль в этом играет виртуальная сеть Интернет, для которой характерно изначальное отсутствие каких-то ни было ограничений на содержание информации и на ее распространение. Пространство человеческого общения все больше заполняется информацией упрощенного по смыслу содержания и сомнительного качества.

Помощь в написании статьи

Как писал свящ. Сергий Булгаков, «глубока болезнь слова вместе с болезнью самого бытия: оно стало видимо лишь по отражениям, схемам, карикатурам» [2]. Однако словесная жизнь человечества продолжается даже в искаженных формах, характер которых зависит от нравственного и духовного (религиозного) состояния человека.

В этой статье проведем небольшое обобщение интерпретации слова в целом и имени в частности, проследив богословскую традицию, сложившуюся в восточно-христианской мысли, а также обратимся к философско-феноменологическим концепциям имени и слова в сочинениях о. П. Флоренского, о. С. Булгакова и А.Ф. Лосева.

В древнем религиозном сознании все стороны жизни, в том числе и словесное бытие, были связаны с культом той религии, в которой это сознание обитало. Особым феноменом в словесной жизни человека издревле был феномен имени. Имя в представлении человека религиозного было центром бытия, обладало некой мистической силой, признавалось частью человека, его носящего, т. е. имя было «слито с его самосознанием» [14, c. 65] и поэтому было своеобразной «ахиллесовой пятой» человека. Политеистическое сознание придавало имени магический (демонический) характер [14, c. 136—137].

Монотеистическое сознание в Ветхом Завете также воспринимало имя как таинственный символ, указывающий на внутренние характеристики носителя имени, его глубинную сущность, и на то место, которое носитель имени должен занимать в мире. С первых страниц Библии можно увидеть, что наречение имени — это знак установления господства. Назвать, наречь кого-то, т. е. самостоятельно дать имя, означало овладеть им [1, c. 25]. Это понимание имени как знака власти прослеживается по всему Ветхому Завету (cм., например, Пс. 48:12; Дан. 9.18, Иер. 7.10; Ис. 63:19). Важный аспект библейского понимания сущности имени раскрывается в православном догматическом богословии, в котором отмечается, что наречение человеком имен живым существам в Эдеме свидетельствует об уникальной способности целомудренного разума человека (до грехопадения) прозревать в суть вещей и участвовать в божественном творчестве. Употребление имени в Ветхом Завете также указывало на наследие, которое нес в себе каждый человек. С именем напрямую связывали личность носителя: его славу, бесчестие, гибель, т. е. «то, что принадлежало имени, то принадлежало и носителю его» [9, c. 51—58].

Но особое значение в Библии придается имени Бога. Характерно, по замечанию митр. Илариона (Алфеева), что отрывки Ветхого Завета, так или иначе связанные с Богом, свидетельствуют о том, что общение с Ним происходит в сфере имен [3]. В Священном Писании насчитывается не менее ста свидетельств, показывающих, что человек сам пытался дать имена Богу, стараясь установить связь с Ним, однако единственное имя, с которым Бог Сам открылся человечеству — это YHWH (Яхве). Существует несколько переводов этого имени. Кроме общеизвестного перевода «Сущий», есть мнение, что Яхве — «имя, которым Бог представляет Себя как присутствующего здесь и сейчас, и не просто присутствующего, но и действующего для избавления. Яхве — имя спасения» [8, c. 15]. Богословский смысл этого имени состоит в том, что именно оно открыло путь к богопознанию, хотя само по себе не открыло тайны Божественной сущности. В Новом Завете прямое отношение к богословию имени имеют описанные в Евангелиях от Матфея и Луки явления ангела Захарии, Марии и Иосифу (Лк. 1:13;30,31, Мф. 1:20,21). Наречение ангелом Спасителя именем Иисус с первых строк Нового Завета устанавливает связь этого имени со священной тетраграммой YHWH, ибо само по себе имя Иисус, которое на еврейско-арамейском диалекте более правильно звучит как Иесуа, Иешуа, Иашуа, Ишуа — это сокращенное произношение от полного древнееврейского имени Йахошуа, что значит «Яхве — Спаситель» [4]. Это означает, что в лице Христа явился Сам Яхве, но в облике страдающего Мессии. Имя, которое Бог Отец даровал Сыну, как следует из Евангелий, есть имя «Господь» (Κύριος). Согласно исследованиям имя «Господь» — это богослужебно-бытовой вариант имени Яхве. Имена Иисус и Господь так или иначе связаны со священным именем YHWH [4].

Из вышесказанного следует, что богословие имени основано на библейских свидетельствах, которые доказывают идентичность Иисуса Христа с ветхозаветным Яхве. Прямое отношение к пониманию имени, прежде всего, Имени Божия имеет также возникший в начале XX в. Афонский спор о сущности имени Божия. Обратимся к основным идеям о. С. Булгакова, о. П. Флоренского и А.Ф. Лосева по поводу Афонского спора и теоретическому осмыслению ими сущности слова (имени).

Давая оценку Афонскому спору, свящ. С. Булгаков выдвинул два главных тезиса: Имя Божие есть «в известном смысле словесная икона Божества» и «настоящая икона Божества есть Его Имя» [10]. Философ провел тщательный анализ слова, разобрал онтологический смысл предложения и частей речи, описал конструкцию слова, выделяя в нем «звуковую массу» или «тело слова» (фонему), смысл (идею слова), корневое значение. В феноменологическом духе о. Сергий высказывает мысль, что для достижения идеи слова необходимо слово «освободить и от психологической оболочки» [2]. В таком случае идеи слов предстают как символы, которые реальны и жизненны и являются «носителями» мировой энергии.

Свящ. П. Флоренский провел лингвистическое исследование самого слова «имя» и дал философско-феноменологическую интерпретацию видов переименований. О. Павел определяет имя как «сложный духовный организм», «субстанциальную форму личности», которая направляет жизнь человека по определенному руслу и намечает «идеальные границы» жизни личности [12, c. 40, 90]. Через имя человек включается в жизнь общества, через имя реализуется личность. В работе «Мысль и язык» о. Павел говорит о символическом значении имени, определяя при этом символ как «сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю» [13, c. 287]. В этой же работе философ разбирает структуру слова, выделяя в нем три составляющих: фонему, морфему и семему и предлагая образно представлять соотношение этих трех частей в виде последовательных концентрических кругов соответственно, при этом внутренним кругом является круг фонемы. Обращаясь к осмыслению Афонского спора, о. Павел пытается объяснить истинность формулы имяславия так: «Имя Божие есть Бог и именно Сам Бог, но Бог не есть ни имя Его, ни Самое Имя Его» [13, c. 300].

Однако наиболее проработанную и подробную характеристику имени дал А.Ф. Лосев, последовательно обосновавший правоту имяславия и считавший, что именно имяславие принадлежит православно-восточному учению и опыту. Философ, обращаясь к анализу спора имяславцев и имяборцев, подчеркивает: «если какое-нибудь общение с Богом, возможно, то Бог как-нибудь именуем, и тогда имена Божии не суть просто звуки, но — сила и умное проявление Божие» [6, c. 900]. Другими словами «Имя Божие — энергия сущности Божией» [5, c. 49], по аналогии с чем, согласно А.Ф. Лосеву, и имя вещи является смысловой силой, энергией этой вещи.

Феноменологическую концепцию имени А.Ф. Лосев развивает в работе «Философия имени», которая была написана им в связи с осмыслением Афонского спора [11, c. 38]. Философ проводит здесь две линии рассуждений — от вещи к имени, и от имени к вещи. Путь выведения имени из вещи приводит к отождествлению вещи с именем, и соответственно, к выводу, что если мир состоит из вещей и сам по сути своей — вещь, то он может быть отождествлен со словом [7, c. 220]. Интересна предлагаемая философом интерпретация физической вещи как группы внешних друг другу элементов, которая «подчиняется некоторому сообщающему их смыслу или идее», т. е. любая физическая вещь — это слово «в зародыше, далекое от внутреннего оформления и осмысления». Отсюда весь физический мир — это «слово и слова, ибо он нечто значит, и он есть нечто понимаемое», хотя и представляется нам как механическое соединение элементов бытия [7, c. 131]. Итак, мир, вещи в нем, согласно А.Ф. Лосеву, являются словом затвердевшим, окаменевшим, остывшим и обездушенным, но всё же хранящим природу истинного слова. При обратном движении — при рассмотрении имени в умном смысле как вещи, А.Ф. Лосев приходит к формулировке имяславской идеи имени: «имя есть вещь, но вещь сама по себе — не имя», «имя — энергия сущности вещи» (там же).

Заслуживает особого внимания проводимый философом диалектико-феноменологический анализ слова. Сначала А.Ф. Лосев выявляет в имени допредметную структуру, состоящую из фонемы (звуковой оболочки) и семемы, обладающей характером значения. Семема делится на этимон (начало, корень слова), морфему (содержащую в себе потенциально разные формы слова), синтагму (особый смысловой пласт), пойему (то, что варьирует в зависимости от целей выразительности). Все составляющие части семемы являются символическим слоем слова и могут быть разделены на два симболона, где первый симболон — это индивидуальная картина значения слова, второй — общее значение слова, содержащее в себе все возможные значения [7, c. 102—105]. Очищение слова от семематичности позволяет получить «чистую ноэму, независимую уже ни от звуков, ни от психических переживаний» [7, c. 110—111]. В то же время ноэмой не описывается суть слова, ведь его тайна заключается именно в том, что оно есть «орудие общения с предметами и арена интимной и сознательной встречи с их внутренней жизнью» [7, c. 113—114]. Философ выявляет также в слове энергему нескольких видов: физическую энергему — «совокупность физических определений, объединенных определенным смыслом», органическую и сенсуальную энергему, которые в совокупности есть «смысл в состояниях самозабвения», «знание иного и себя — без знания факта этого знания», ноэтическую энергему, где «слово впервые обретает само себя» [7, c. 132—139]. А.Ф. Лосев описывает в целом шестьдесят семь моментов конструкции имени, кроме названных: это, например, меон, миф и эйдетически-сущностный логос (логос эйдоса, логос логоса, логос меона, логос софийности (творчества), логос энергии) [7, c. 282—284].

Диалектико-феноменологическое исследование слова приводит философа к мысли о его светоносной, энергийной природе. В слове (имени) «сущность вмещает в себя все возможные смыслы в одной точке» [7, c. 289—290]. Развертывание же этой точки в ее самовыражении, в ее энергиях приводит к тому, что «мы получаем то одно, то другое энергийное излучение» (там же), то есть слово онтологически несет в себе элемент света. Имя обладает выраженным энергийным излучением.

Таким образом, феноменологическая интерпретация слова и имени о. С. Булгакова, о. П. Флоренского и А.Ф. Лосева существенно обогащает идеи восточно-христианского догматического богословия о понимании сущности имени Божия и слова, показывает неразрывную связь сущности слова с сущностью человека, выявляет синергийный характер православной антропологии. Бог-Слово проявляет себя в энергиях. Человек как образ Божий, владеющий словом, также проявляет себя в энергиях. Но энергия существует не только на уровне слов, но и на уровне бессознательного, то есть природы. В человеке соединяются два потока энергии — усийный (от греч. ousia — сущность, природа) и ипостасный (от греч.hypostasis — богословский аналог понятия «личность»). Усийный — это энергия на уровне бессознательного, а ипостасный — это словесная энергия. Человек, таким образом, и по природе своей светоносен и по ипостасности своей, выражающейся в словесной деятельности, светоносен. Через наречение имени человек получает доступ к развитию своих ипостасных (личностных) способностей в слове и через слово. Что касается Имени Божия, то оно, будучи самым главным символом среди слов человеческого языка, обладает энергией, присутствие которой ощущал на себе в древности человек религиозный, и в которую не верит теперь человек с обмирщенным сознанием. Однако Имя Божие сохраняет свою светоносность, и через него даже неверующий человек, слышащий, читающий, произносящий это Имя, приобщается к личностному соприкосновению с Богом-Словом, которое происходит в сфере энергий.

Список литературы:

Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель: Жизнь с Богом, 1998. — 232 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Булгаков С.Н., свящ. Философия имени // Булгаков С.Н.,свящ. Философия имени. Икона и иконопочитание. Соч. в 2 тт. М.; СПб.: Искусство ИНАПРЕСС, 1999. Т. 2. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://krotov.info/library/02_bulgakov_001.htm (дата обращения 10.11.2012).

Еп. Иларион (Алфеев) Священная тайна Церкви (Введение в историю и проблематику имяславских споров). Монография Изд. 2-е, испр., доп. Библиотека христианской мысли. Священная тайна Церкви: Исследования. — СПб: Из-во Олега Абышко, 2007. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hilarion.ru /bookpage/russian/imyaslav (дата обращения 10.02.2013).

Зилотов В.В. Антропоморфическое Богословие и монархический модализм. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0205/002a/02050002.htm (дата обращения 10.04.2012).

Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб: Алетейя, 1997. — 614 с.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. — 962 с.

Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Академический проект, 2009. — 300 с.

Макарий Д.Б., арх. Православно-догматическое богословие. — [Репр. воспроизведение изд. 1857 г.]. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — 514 с.

Неофит (Осипов), архимандрит. Труды. Т. 1: Мысли об Имени // Начала. № 1—4, 1998. — С. 51—58.

Постовалова В.И. Афонский спор о природе и почитании Имени Божия и его мистико-богословские, философские и лингвистические основания // VIII Рождественские образовательные чтения: Христианство и философия: Сборник докладов конференции (27 января 2000 года). М., 2000. — С. 119—141. –– [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hesychasm.ru/library/Name/pstvlv.htm (дата обращения 10.04.2012).

Постовалова В.И. «Философия имени» А.Ф. Лосева и подступы к ее истолкованию // Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Академический проект, 2009. — С. 29—78.

Флоренский П.А. Имена / Малое собр. соч. Вып. 1. Имена. М.: Купина, 1993. – 319 с.

Флоренский П.А. Мысль и язык // Соч. в 2 тт. В 3 кн. М.: Правда, 1990. Т. 2. — 446 с.

Флоренский свящ. П. Священное переименование. Изменение имен как внешний признак перемен в религиозном сознании. М.: Храм Святой мученицы Татианы, 2006. — 360 c.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

703

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке