Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О необходимости изучения народно-песенного искусства ногайцев»

В последние десятилетия проявляется повышенное внимание исторических  и музыковедческих наук  к многочисленным народам России — их этногенезу, этнокультурным процессам, этнической общности. В данном контексте особый интерес представляет духовная культура ногайцев — тюркоязычного этноса, имеющего древние генетические корни, самобытные  традиции, обычаи, богатый и неповторимый музыкальный фольклор.

Современные ногайцы (самоназвание «ногайлар»)  проживают дисперсно в разных регионах Российской Федерации (Дагестане, Карачаево-Черкесии, Чечне, Ставропольском крае, Астраханской области) и за ее пределами (Казахстане, Румынии, Турции, Афганистане).Часть ногайцев раствори­лась среди этнородственных народов: казахов, татар.

Этническую основу ногайцев составили  тюркские   племена,с древних времен обитавшие на обширных территориях Евроазиатского континента. Современные ногайцы, проживающие на территории России, делятся на этнические группы: караногайцы (Да­гестан и Чечня); кубанские ногайцы (Карачаево-Черкесия, Кочубеевский район Ставропольского края); ачикулакские — ембойлуки, етишкульцы, етисанцы (Нефтекумский и Степновский районы Ставропольского края); астраханские или поволжские — кундровские, юртовские, карагаши (Астраханская область).

Ногайский язык относится к кипчакской группе тюркских языков, и совместно с казахским и каракалпакским языками образует кипчакско-ногайскую подгруппу.Важность данных сведений в контексте обозначенной нами проблемы обусловлена тем фактом, что национальный язык и его диалектные особенности имеют непосредственную связь с песенным фольклором народа, в совокупности образующие его неповторимый национальный стиль.

Этническая неоднородность, дисперсность расселения, соседство с разноэтническими культурами определи специфику традиционного музыкального фольклора ногайцев, разностильного и богатого музыкальными диалектами. Изучение истории, быта и культуры народа позволит решить проблему его самоидентификации, а также понять специфику многочисленных ногайских этнических субгрупп, представляющих сложную и неоднородную  картину, и являющихся объектом бурных споров ученых разных научных направлений.

Народно-песенное искусство ногайцев — составная часть,   как их общеэтнической музыкальной культуры, так  и культуры географических регионов — Восточной Европы и Западной Азии, осмысление которых возможно посредством изучения культуры каждого отдельно взятого этноса и в сравнении друг с другом. И даже поверхностное рассмотрение отдельно взятых элементов ногайского музыкального  фольклора в сравнении с фольклором этнородственных народов- казахов, каракалпаков, киргизов, татар, узбеков, — подтверждает их  типологическую идентичность. Однако работа в этом направлении до сих пор не ведется, а наши наблюдения единичны.

Справедливости ради следует отметить, что до настоящего времени была осуществлена попытка  собирания  музыкального фольклора ногайцев (в основном  кубанской и  астраханской этнических групп), но этот материал  не обработан, не опубликован и не исследован  в полной мере.Существующая же обобщающая литература  не дает целостного представления о музыкальном фольклоре ногайцев. В первых публикациях народных песен астраханских  и оренбургских ногайцев, относящихся к XIXвеку (В.А. Мошков) [5],осуществлена попытка нотировать и систематизировать ногайские народные песни. Следующее обращение к песенному наследию астраханских ногайцев относится ко второй половине XX в. (М.Н. Нигмедзянов  «Народные песни волжских татар») [6]. К современным исследованиям, посвященным музыкальному наследию астраханских ногайцев,  относятся кандидатские диссертации Н.Г. Гайнуллиной   «Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области» [1] и А.Р. Усмановой «Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов)» [7]. Отметим, что изучение музыкального наследия астраханских ногайцев осложняется противоречивостью мнений ученых  по вопросу этнической принадлежности астраханских ногайцев. Одни исследователи считают их татарами, другие – ногайцами, А.Р. Усманова же предлагает считать «…юртовских татар ногайского происхождения переходной татаро-ногайской локальной этнографической группой, входящей в состав астраханских татар; а ногайцев-карагашей – локальной этнографической группой, входящей в состав ногайского этноса, этническая общность которого находится в республиках Дагестан и Карачаево-Черкесия» [7, с. 8]. Наши экспедиционные материалы по музыкальному фольклору астраханских ногайцев подтверждают мнение А.Р. Усмановой: ранний традиционный музыкальный фольклор ногайцев-карагашей  близок музыкальному фольклору северокавказских ногайцев, а фольклор позднего формирования растворился в фольклоре соседних татар. Однако наши беглые наблюдения требуют серьезного научного осмысления.

Песенное наследие ногайцев других регионов получило освещение в работах музыковедов А.А. Даурова [2] и Б.Б. Кардановой [3, 4]. Работа А.А. Даурова «Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии» —  первое   исследование  музыкального фольклора кубанских ногайцев в контексте  культуры  народов  Северного Кавказа. В работах Б.Б. Кардановой освещены различные аспекты музыкального фольклора ногайцев: жанровая специфика народных песен и инструментальных наигрышей,  музыкальный фольклор различных локально-этнических и др.

Музыкальный же фольклор ногайцев, проживающих в других регионах Северного Кавказа (Ставропольском крае, Чечне, Северной Осетии), Румынии, Казахстана, Турции, Афганистана  до сих пор не изучался. Причин тому множество: неблагополучные, в плане политической и экономической ситуации, регионы проживания  ногайских этнических субгрупп (чеченские ногайцы живут отдельными селениями в Щелковском районе Чечни, а селения дагестанских ногайцев расположены  на незначительном расстоянии от чеченских ногайцев); отсутствие статуса субъектообразующей народности в автономных регионах; отсутствие профессиональных научных кадров, желающих заниматься исследовательской работой; отсутствие (не желание) финансирования на местах этномузыковедческих исследований  и т. д.

В результате научных командировок в регионы компактного проживания ногайцев (Ставропольский край, Чечня, Дагестан), осуществленных в 2011 г.  в рамках научного проекта РГНФ «Народно-песенное искусство ногайцев: генезис и системно-структурная организация», было обнаружено полное отсутствие любого рода литературы по культуре  ногайцев, а наши вопросы о причинах такого состояния, вызывали у библиотечных работников откровенное недоумение.

Таким образом, все обозначенные  факторы обусловливают необходимость собирания, еще сохранившихся в народной памяти,  образцов песенного фольклора, ведения комплексных и системных исследований  в данном направлении.  Неизученность многих аспектов ногайской народной музыки дает возможность  исследователям ставить самые различные цели и задачи. Одним из приоритетных  направлений  может статькомплексное изучение обрядовой и бытовой традиции ногайцев как части духовной культуры народа.Такая целевая установка предполагает решение  множества исследовательских задач:изучение ногайской народной обрядности как системы, выявление принципов их функционирования в быту;составление целостной классификации ногайских народных песен, как приуроченных, так и неприуроченных жанров;рассмотрение современного бытования музыкального фольклора ногайцев.

Другим, на наш взгляд, перспективным направлением может стать изучение неприуроченных вокальных жанров: музыки богатырского эпоса и лироэпических поэм-дестанов, историко-эпических и героико-эпических  песен,   необрядовой лирики и др.  И в этом случае будет уместна постановка следующих  исследовательских задач: изучение жанровой специфики эпических произведений;  составление целостной классификации эпических произведений;  изучение и анализ музыкально-стилевых особенностей эпических                                                                                                        произведений; изучение средств художественной и музыкальной выразительности эпических жанров;рассмотрение современного бытования  эпических жанров ногайцев.

Требуют отдельного осмысления многие теоретические вопросы ногайской песенности: ладовая организация, ритмическая специфика, принципы формообразования, этномузыкальные связи, музыкальные диалекты и др. При рассмотрении теоретических вопросов существенную помощь могут оказать труды ведущих отечественных ученых, в которых освещены общетеоретические проблемы народной музыки: Б.В. Асафьева, Э.А. Алексеева, Т.С. Бершадской, В.С. Виноградова, В.М. Жирмунского, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, Ф.А. Рубцова, Ю.У. Тюлина и др. Методологической основой исследований  по ногайской этномузыкологии мы рекомендуем выдвинуть положения ведущих отечественных музыковедов, фольклористов: Е.А. Гиппиуса, В.Е. Гусева, И.И. Земцовского, А.Н. Сохора и др., а также труды исследователей   музыкальных культур народов Северного Кавказа, Средней Азии  и Закавказья: В.М. Беляева, Б.Г. Ерзаковича, И.М. Жордании, А.В. Затаевича, Б.Б. Кардановой, Л.А. Киваловой, Х.С. Кушнарева, А.Б. Кунанбаевой, М.Н. Нигмедзянова, А.И. Рахаева и др.

При изучении историко-этнографических основ культуры и быта, целесообразно опираться на труды историков и фольклористов, внесших определенный след в вопросы ногаеведения: В.А. Алексеева, С.Ш. Гаджиевой, Р.Х. Керейтова, И.X. Калмыкова, С.X. Калмыковой-Джанибековой, Б.-А.Б. Кочекаева, А.И.-М. Сикалиева и др. Кроме литературы на русском и ногайском языках может быть использована многочисленная литература на других тюркских языках, а также дореволюционные и зарубежные источники, написанные арабской и латинской графикой (песенный сборник Османова, сборник песен румынских ногайцев и др.).

Таким образом, народно-песенное искусство ногайцев – культурное наследие Восточной Европы и Западной Азии — находится в начальной стадии своего научного осмысления. Дальнейшее системное изучение этого духовного наследия народа в русле общетюркского и общекавказского ареалов  должно стать приоритетным направлением в современном этномузыкознании.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список литературы:

Гайнуллина Н.Г. Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области: автореф. дис. …канд. искусствоведения. – Казань, 2003. – 24 с.

Дауров А.А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1974. – 84 с.

Карданова Б.Б.  Детские песни ногайцев//Фольклор народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1991. — С. 150-164.

Карданова Б.Б. Некоторые музыкально-стилистические особенности ногайских народных песен //Фольклор народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1988.- С. 93-113.

Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края //Известия общества  археологии, этнографии и истории. — Казань, 1893-1901. — Т. XII. — С. 1-67; T. XIV. — С. 265-296.

Нигмедзянов М.Н. Народные песни волжских татар. — М.: Советский композитор, 1982. -130 с.

Усманова А.Р. Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области:  дис. …канд. искусствоведения. —  Астрахань,  2008.  – 216 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

455

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке