Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О реализации определенного круга полномочий начальником подразделения дознания в отношении дознавателя»

Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [1] было внесено изменение, заключающееся во введении нового участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения — начальника подразделения дознания.

Данное должностное лицо в п. 17.1 ст. 5 УПК РФ определено следующим образом, как должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализи­рованное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Согласно ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1.Поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу.

Порядок проверки сообщения о преступлении предусмотрен ст. 144 УПК РФ, согласно которой дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Однако, в случае необходимости, дознаватель по мотивированному ходатайству может продлить срок для принятия решения через начальника органа дознания до 10 суток, а через прокурора — до 30 суток.

Как показывает практика большинство уголовных дел возбуждается в период от 4 до 10 дней с момента регистрации повода для возбуждения уголовного дела. При этом установлено, что объем материалов предварительной проверки (количество заявлений, справок, протоколов объяснений, рапортов и т. д.) по уголовным делам, по которым решение о его возбуждении было принято в период от 4 до 10 дней, практически ничем не отличался от объема таких материалов по делам, возбужденным в рамках 3 дней с момента его регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Из этого можно сделать вывод, о том, что в течение 7-ми дней никаких действий, направленных на решение вопроса о возбуждении уголовного дела, дознавателями не предпринимается. В ходе их опроса установлено, зачастую это связано с тем, что они более заинтересованы в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, поэтому такое количество дополнительных дней, как правило, используется сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, для установления таких лиц.

2.Изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его дру­гому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи.

Решение начальника подразделения дознания не всегда является последствием каких-либо негативных действий или бездействия дознавателя. Прокурор, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, которое противоречит внутреннему убеждению дознавателя. В таких случаях, учитывая зависимость дознавателя от мнения прокурора, начальник подразделения дознания может изъять уголовное дело у этого дознавателя и передать его другому. Такое нередко имеет место в практической деятельности дознавателей.

3.Отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу.

Согласно ч. 1 ст. 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:

лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ);

подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ);

место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ);

временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятст­вует его участию в следственных и иных процессуальных действиях (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ).

Несмотря на то, что наименование данной статьи предполагает действие данных норм в отношении предварительного расследования в форме предварительного следствия, тем не менее, они согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ распространяются и на предварительное расследование в форме дознания.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Прежде чем рассмотреть практику по каждому из оснований приостановления и дальнейшего возобновления, следует проанали­зировать общую норму, содержащуюся в ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ, согласно которой приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 УПК РФ.

Предполагается, что данная норма предусматривает определенное вмешательство со стороны начальника подразделения дознания в процессуальную самостоятельность дознавателя. Здесь кроется определенный парадокс.

Во-первых, дознаватель сам как лицо, осуществляющее предварительное расследование в форме дознания, приостанавливая расследование по одному из оснований, предусмотренных выше, может его возобновить.

Во-вторых, начальник подразделения дознания также уполномочен сделать это согласно норме, рассмотренной выше. Как показал опрос дознавателей, единогласно было указано, что начальники подразделений дознания в случае приостановления предварительного расследования по уголовному делу знакомятся с его материалами, в результате чего в некоторых случаях принимается решение о возобновлении дознания. Причем законодательно не закреплен механизм ознакомления начальника подразделения дознания с приостановленным уголовным делом.

В-третьих, прокурор также уполномочен возобновить приостановленное дознание. В ходе опроса дознавателей было установлено, что, как правило, причиной возобновления начальником подразделения дознания предварительного расследования является несколько необъективно или не полно произведенное расследование дознавателем, сколько ожидание негативной реакции прокурора. Прокурор же, осуществляя надзор за деятельностью дознавателя, формирует надзорное дело по каждому уголовному делу, и в случае появления постановления о приостановлении предварительного расследования, как правило, выносит постановление о его отмене и о производстве следственных и иных процессуальных действий.

Парадокс заключается в том, что, исходя из анализа практики, сложившейся в подразделениях дознания, такой сложный механизм, в который вовлечены сам дознаватель, начальник подразделения дознания, прокурор, применим в отношении уголовных дел, возбужденных по статьям 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (Побои) и иным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Применительно к предварительному следствию, которое поводится по уголовным делам об особо тяжких преступлениях, процедура возобновления предварительного расследования та же самая.

4.Вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Одним из недостатков правового статуса начальника подразделения дознания является отсутствие полномочия на изъятие у дознавателя уголовного дела и производство по нему дознания самостоятельно. Начальник подразделения дознания имеет право возбудить уголовное дело самостоятельно.

Возбуждение уголовного дела является одним из решений, принимаемых в результате рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 145 УПК РФ), равно как и отказ в возбуждении уголовного дела. Последнее решение в контексте вышеназванной нормы начальник подразделения дознания также вправе принять. Таким образом, рассматриваемое полномочие является определенным механизмом для начальника подразделения дознания воздействовать, во-первых, на дознавателя, вынесшего подобное решение, во-вторых, на ход проверки сообщения о преступлении.

Справедливости ради стоит отметить, что в ходе опроса дознавателей была установлена определенная закономерность, согласно которой дознаватель, вынесший постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, пусть даже необоснованно или незаконно, иное решение никогда не примет. Причиной этому является его внутреннее убеждение. В таких случаях, после отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, начальник подразделения дознания передает материалы проверки другому дознавателю для принятия по нему решения. Никаких изъятий материалов в данном случае делать нет необходимости, так как в рамках доследственной проверки дознаватель и материал проверки между собой никакими документами, кроме как резолюции на рапорте или сообщении о совершенном или готовящемся преступлении, не связаны.

Начальника подразделения дознания по УПК РФ обладает обшир­ными полномочиями. В статье была рассмотрена лишь часть из них.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

начальник подразделения дознания — это участник уголовно судопроизводства, введенный в действие Федеральным законом от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [1], определенный законодателем следующим образом: это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

несмотря на то, что законодательно закреплено в качестве основного правила срок в 3 суток для принятия решения по поступившему сообщению о преступлении, тем не менее, как показывает практика, данное правило является скорее исключением, так как большинство решений, при некотором попустительстве со стороны начальника подразделения дознания и прокурора, принимается в срок от 4 до 10 суток;

анализ изученных уголовных дел и опрос дознавателей, изъятие начальником подразделения дознания уголовного дела у дознавателя, как правило, связано с перераспределением нагрузки среди дознавателей, выходом дознавателя в отпуск или на больничный и иными причинами, например, с дачей прокурором указаний о производстве следственных и иных процессуальных действий, которые противоречат внутреннему убеждению дознавателя. В последнем случае изъятие уголовного дела производится, чтобы не допустить последующие субъективность, зависимость дознавателя от мнения прокурора;

определенный парадокс состоит в сложном механизме контроля за принятием дознавателем решения о приостановлении дознания и возобновлением производства по уголовным делам, возбужденным по преступлениям максимум средней тяжести, в который вовлечены сам дознаватель, начальник подразделения дознания, прокурор. Применительно к предварительному следствию, осуществляющемуся и в отношении особо тяжких преступлений, механизм возобновления предварительного расследования такой же.

Список литературы:

«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ //«Российская газета», № 123, 09.06.2007.

Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц.текст по состоянию на 25 мая 2012 года. — М.: ООО «Издательство Эксмо», 2012.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст по состоянию на 15 мая 2012 года. — М. : ПРОСПЕКТ, 2012.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

620

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке