Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О роли хора в становлении жанровой модели и драматургии опер Р. Щедрина»

Родион Щедрин ― мастер хоровой музыки, композитор, свободно владеющий искусством хорового письма. Сочинения для хора имеют особое значение в творчестве композитора. Их жанровая палитра широка: хоры a cappella, вокально-симфонические сочинения, оперные хоры. Они отличаются совершенной техникой письма, в них проявляется отточенный художественный вкус автора. Щедрин обогащает хоровую технику новыми элементами, открывает новые средства воплощения художественного замысла.

Помощь в написании статьи

В хоровом творчестве Р. Щедрина развиваются лучшие традиции русской культуры и, наряду с этим, раскрываются новаторские устремления композитора ― поиск новых форм и жанров, способов музыкального высказывания, принципов построения драматургии. Композитор постоянно экспериментирует, использует весь арсенал современных средств выразительности. Он создает сочинения, которые открывают новые перспективы развития хорового письма и хорового исполнительства.

В ряду сочинений с ярко выраженной новаторской трактовкой роли хора в построении образно-смысловой драматургии, выделяются оперы «Мертвые души» (1977) и «Боярыня Морозова» (2006). Написанные в разные годы, оперы стали ярким явлением не только отечественной культуры, но и по праву приобрели значение и статус отечественной классики.

Эти сочинения занимают особое место в творчестве композитора. Музыка обладает ярко выраженной театральностью; музыкальная образность рельефна, тематизм выразителен, ритмический план энергичен, звучание хора красочно. Драматургия опер композитора основывается на ярко контрастных моментах, подчиненных ясной логике развития.

И в первую очередь эти сочинения привлекательны с точки зрения построения драматургии и роли хора в процессе формирования образно-смыслового каркаса произведения.

Опера «Мертвые души» ― истинно русская опера, с глубоким пониманием и проникновением в народную жизнь и душу. Главной музыкальной характеристикой образа народа становится широкая мелодия «Не белы снеги», написанная Щедриным на подлинный текст в духе русской протяжной ямщицкой песни. Именно песня «Не белы снеги» упоминается Гоголем в поэме «Мертвые души».

Народно-хоровые картины выполняют функцию эпического рефрена, обрамляющего и прослаивающего оперу. Открывая оперу, эпический рефрен создает особое проникновенное настроение и возвращает его, вновь появляясь в сценическом действии. При возвращении народные эпизоды не повторяют друг друга, а скорее продолжают единую линию развития драматургии, получая вариантное развитие, значительно обновляясь. Основанный на тематизме фольклорного типа, рефрен образует эпический образ, последовательно развивающийся на протяжении всей оперы. Он выполняет функцию конструктивного каркаса и своеобразной музыкальной установки на определенное настроение. Это мир народ­ного бытия, исполненный душевной простоты и безыскусной поэзии.

Щедрин избирает и нетрадиционную тембровую характеристику народно-хоровых сцен, поручая исполнение песни «Не белы снеги» двум солисткам с народной манерой пения, и камерному хору (coro piccolo), находящемуся в оркестровой яме на месте первых и вторых скрипок (они вообще исключены из состава оркестра). Так композитор создает особую краску звучания, состоящую из трех тембровых составляющих: солистки (народная манера пения), хор (академическая манера пения), оркестр. Возникает ощущение истинной народности оперы. Народный дух словно пронизывает оперу, подчиняя себе и отводя на дальний план все суетное, мелкое.

В опере «Мертвые души» Щедрин предстает как композитор-мастер, с глубоким знанием русского фольклора, традиций русской музыкальной классики и достижений современной профессиональной музыки. Народно-хоровые сцены отражают высокую степень владения компози-тором разнообразными техниками хорового письма, необычайную творческую изобретательность, неординарный подход к хору как участнику оперного действия. Пример использования хора вместо инстру-ментов оркестра уникален, он больше не встречается в оперной практике.

Творческие открытия Щедрина в опере «Мертвые души» определили новые пути развития жанра.

Спустя три десятилетия, в 2006 году состоялась премьера хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова». Обратившись к одному из драматических эпизодов русской истории, композитор создал уникальное по своей образно-смысловой глубине и философ­скому замыслу произведение. Либретто написано самим композитором по текстам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой». Р. Щедрин так пишет о замысле произведения: «Омузыкалить трагическую страницу истории церковного раскола и возникновения старообрядчества на Руси, горькие судьбы его действующих лиц было моей давнишней мечтой. Несколько раз приступал к работе, и всякий раз оставлял его, не находя, как виделось, верного подходы к жгучей теме. Лишь когда определился жанр замысла как «русская хоровая опера», работа заспорилась» [1, с. 12].

Автор предложил нетрадиционную, новаторскую трактовку оперного жанра. Композитор обозначает жанр сочинения как «русская хоровая опера», тем самым акцентирует внимание на значении хора в создании музыкально-образной драматургии. Хор ― действующее лицо и основной стержень повествования, он принимает на себя и музыкальную, и эмоциональную нагрузку. Роль хора в драматургии произведении многопланова: то разноликий участник событий, то комментатор; то аккомпанемент солистам, то контрапункт им.

На хор ложится и основная музыкальная нагрузка: хор ведет произведение и, не теряя своей тембральной определенности, создает различное по колориту звучание. В ансамбле с хором звучат солисты, труба, ударные, литавры. Состав исполнителей лаконичен, но тембрально рельефен, зачастую создает такую яркую и плотную фактуру, что звучит как полноценный оркестр. Композитор создает сложнейшую многомерную музыкальную ткань.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Щедрин вновь предстает как композитор-новатор. Нетрадици­онная трактовка роли хора, звучание его как основы произведения, придает излагаемым событиям монументальный характер и эпический размах. Подобный прием использования хора относит нас к традициям древнегреческой трагедии и европейскому канону (Passion).

Композитор стремится к лаконичности изложения, акцентирует внимание лишь на главных моментах повествования, окружающих заглавный образ. Несмотря на номерную структуру, драматургия имеет сквозное развитие. Тринадцать номеров оперы, сгруппированные в две части, в режиме предельной концентрации представляют череду траги-ческих событий (предание анафеме, испытание угрозами и пытками, убийство сына, плач, заточение, смерть). Сочинение отличают кон-фликтность сюжета, драматический накал страстей, мощная экспрессия.

Музыкальный язык соответствует линии драматургии. Музыкаль-ные образы не разрастаются, но получают исчерпывающую характеристи-ку: выразительная хроматика сольных партий, исступленные соло литавр,пронзительная речитация трубы, краткие паузы-вздохи между номерами.

Приоритет звучания хора, его особая роль в становлении и развитии драматургии, придает произведению черты оратории. Именно отсутствие видимого сценического действия придает повествованию обобщенный характер, поднимающийся над конкрет­ной событийностью, но не мешает проявлению трагизма и глубины переживаний. Создается целостное драматическое действо.

Поражает многообразие образов, настроений и средств воплощения. Композитор использует все художественные ресурсы звучания смешанного хора: разнообразие и выразительность тембровых сочетаний голосов, фактуры, штрихов, полифонических приемов. Особое значение приобретает сложная, разнообразная фактура: её многослойность, насыщенность несет в себе всю полноту и экспрессию эмоционального наполнения образной канвы сочинения. Создается исконно русское по своему характеру и музыкальному языку произведение.

Именно хор определяет «почвенный» характер произведения. Музыкальный материал, его интонационная сфера представлена своеобразным сплавом знаменного распева, плача, протяжной песни и других фольклорных источников, мастерски сочетаемым с типичными для Щедрина приемами музыкального языка и хорового письма. В некоторых эпизодах хор звучит по-инструментальному сухо, даже жестко, колко. Иногда в хоре используются немузыкальные средства исполнения ― крик, скандирование. Синтетичность музыкальной ткани произведения, подвижность и разнообразие её составляющих создает многоликий и экспрессивный образ, не оставляющий равнодушными исполнителей и слушателей.

Уникальный художественный результат достигается множеством выразительных средств, к числу которых в первую очередь необходимо отнести особую драматургическую роль хора.

Значение опер «Мертвые души» и «Боярыня Морозова» для развития отечественной музыки трудно переоценить. Это ― яркие произведения Мастера, смело, талантливо и неустанно развивающего традиции отечественной музыки, расширяющего жанровый диапазон и горизонты художественных возможностей хорового искусства.

Список литературы:

1.Щедрин Р.К. «Боярыня Морозова» // XXVII Международный фестиваль современной музыки «Московская осень 2006». ― М., 2006. ― С. 12―15.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

934

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке