Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Образ «чужого» в традиционной и современной культурах»

Поводом к размышлению о проблеме «свой-чужой» в повседневной городской культуре стала информация, полученная в ходе опроса студентов об освоении ими городского пространства. На вопрос о символе города, речь шла о Владивостоке, первым и импульсивным ответом было: мигранты.

Именно таким образом была обозначена как значимая проблема существования в постсоветском пространстве российского города «своих» и «чужих». Упрощение до уровня стереотипа и нерефлексивность — характерные признаки повседневных представлений человека об окружающем его социальном и природном мире. В этой работе нас интересует: насколько подвержены изменениям повседневные представления о «чужих» в массовом сознании, претерпел ли трансформацию образ «чужого», сложившейся в традиционной культуре, в современной городской ситуации.

В современной науке тема «свой-чужой» обнаруживает множественность подходов. В социологии эта проблема перекликается и тесно связана с вопросами социальной маргинальности. Классической работой о «чужом» социологи называют работу Г. Зиммеля. Чужаком определяется тот, кто находится вне группы (социальной группы). В качестве критериев, указывающих на непринадлежность группе, называют пространственные и временные факторы. Чужак находится вне группы на момент ее возникновения, что и фиксируется параметром времени. Он также отделен от группы и локально: чужак вне пространства группы. Он интересен как тот, кто использует особого рода функции. Функция чужака — отделенность, дистанцированность. Существо взаимоотношений группы и чужака состоит в наблюдении. Группа наблюдает за  чужаком, чужак — за группой. Характер взаимоотношений группы и «чужого» определяется как случайный и абстрактный [3, с. 457]. Подчеркнем еще раз то, что определение «чужого» в социологии связано с групповыми социальными взаимодействиями, в отличии, к примеру, от позиций философов обнаружить Другого/Чужого в среде людей, принадлежащих к одной социальной группе.

По мнению немецкого исследователя Р. Штихве понятие «чужой» во многих обществах регулирует отношения включения и исключения из социальной общности одновременно на многих уровнях. Причисляется ли некто к «мы-группе» или же к «чужим», может зависеть от минимальных изменений ситуаций и контекста [16.]. Указывая на амбивалентность «чужого», социолог в качестве примера приводит этнографический материал о неустойчивости во многих культурах статуса гостя («Гость до порога» как говорится в одной из русских пословиц, а потом… чужак?).

В традиционных обществах «чужими» осваиваются низшие статусные лакуны. Таким образом, они вытесняются как потенциальные претенденты из тех позиций, которые считаются престижными и могут быть заняты местным населением («своими»).

Доминирующей тенденцией в обсуждении данной проблемы в последние годы, по мнению И.М. Быховской, стало стремление к нивелированию, смягчению различий в противостоянии «своего» и «чужого» в культуре. Все более активно говорят о «коммуникационном перевороте», об утверждении идеи толерантности, о «победном шествии» концепций диалогизма и социального партнерства. В таком контексте проблема «своей» и «чужой» культуры, по сути, снимается — ведь последняя из противостоящей и потенциально враждебной превращается всего лишь в культуру «Другого» [4].

По мнению ряда исследователей, современное общество принципиально меняет отношение к чужому и схему взаимодействия с ним. Категория «чужого», возможно, теряет смысл. Прежде всего, чужака не выделяют как особую социальную фигуру. Он становится, по одному варианту, вездесущим, по другому — невидимым. Современная урбанизированная среда делает социальные отношения обезличенными и анонимными, лишенными симпатии связей близких людей [16]. Типизированность предполагает стандартную схему взаимодействия, основанную на шаблоне. Таким образом, чужой оказывается вне схемы различения «свой—чужой», по той причине, что либо все — чужие, либо все — свои.

Обратимся к бинаризму «свой—чужой», рассмотрев его сквозь призму восприятия этой оппозиции в традиционной картине мира.

Лингвистические коннотации лексемы «чужой» фиксируют значение не-друга, как крайний вариант — врага. (Либо, в смягченной модификации, в русской лексике вместо «чужой» часто употреблялись слова «диковинный», «дивный», «дивьи»). Достаточно многочисленны лингвистические свидетельства, в которых самоназвание народа восходит к словам со значением «человек», «настоящий человек», а остальные определяются как «не-люди». Известны случаи, когда в отношении «чужих» употреблялся классификатор, обычно используемый применительно к насекомым [18, с. 8].

В народном сознании коннотативный аспект чуждости фиксировал состояние анти-нормы, полную противоположность принятым правилам, обычаям, традициям. Этот подход можно считать универсальным [2].

Анти-норма, затрагивая все сферы действия культурных практик, прежде всего, возникала на уровне антропологии, выявлялась антропологическими признаками: от незначительных отклонений от нормы до уродливо-фантастических. Согласно представлениям русских сибиряков первой половины XIX века коренное население Сибири составляла некая «чудь», которая в старинных песнях называлась белоглазою [10, с. 51.]. Замечательные сведения опубликованы в «Сибирском вестнике» за 1886 год, которые дают представления о чужом народе, якобы проживавшем за Югорским  камнем (Уральские горы), до начала освоения этой территории казаками. «В той стране (за Югорским камнем — Л.Г.) есть иная самоедь. Вверху рты на темени, а не говорят. А коли едят, то еду кладут под шапку, под колпак. А как начнут есть, то они плечами движют вверх-вниз… По зиме умирают, на два месяца. Умирают же так: где кого застанет, там и сядет. А иные оживают. Как солнце на лето повернет. Так всякий год: оживают и умирают. В той же стране иная самоедь. По обычаю люди, но без глав, рты промеж плечей, а очи — в груди. И не говорят» [11, с. 115.].

Обратим внимание на то, что текст по своему содержанию противоречив. С одной стороны, в нем есть признание «человеческого» статуса — « по обычаю люди» — но, с другой стороны, ряд антропологических признаков — «без глав, рты промеж плечей, а очи — в груди» и каждый год «умирают и оживают» — вряд ли позволяет считать «самоедь» людьми. Такое описание действительно близко к описанию животных или насекомых.

Словесные описания жителей Уральских гор дополняются и изобразительным рядом. В.И Даль упоминает лубочную картину, где на листе находят изображения людей дивных или диких (чужих), найденных Ал. Македонским внутри гор Рифейских: это люди одноногие, трехрукие, одноглазые, двуносые [6, с. 12].

Один из основателей отечественной антропологии Д.Н. Анучин в «Трудах Императорского московского археологического общества» отмечает, что рассказы о людях безо рта, безголовых, временно умирающих встречаются и в других источниках, как русских, так и иностранных. «Рассказы о баснословных народах (дивых людях, дивовищах) встречаются в литературе почти всех культурных народов, на известной стадии их развития. Особенно процветали они, по-видимому, на Востоке, у индусов, персов, арабов» [1, с. 240]. Христофор Колумб после открытия Нового Света с удивлением замечает, что еще не встретил людей-чудовищ, как многие ожидали [Цит. по: 15, с. 112].

Таким образом, чужой первоначально определяется через антропологические признаки, которые значительно отличаются от телесности нормальных людей («своих»). Прагмасемантика такого противопоставления также определяется как универсальная установка [5.]. Афанасий Никитин в «Хожениях за три моря» пишет: «А все черные, а все злодеи» [Цит по: 9, с. 166]. Одновременно «дивьи люди» либо невероятно малы ростом, либо невероятно высоки. Соматические представления, в которых отражалось восприятие человеческого тела, имели еще одну скрытую коннотацию: любые отклонения от телесной нормы расценивались как знак связи с потусторонним миром [17, с. 167]. Все лешие, ведуны, колдуны были либо хромоноги, либо косоглазы, либо имели еще какое-либо увечье.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Кроме отличий физических, телесных «дивьи люди» имеют и языковые отличия. Чаще всего они немы: «и не говорят». Хрестоматийно известны именование русскими германцев «немцами» (немой, не-говорящий.) На наш взгляд, языковая чуждость занимала вторичное место по сравнению с антропологической (телесной). Приведем подтверждение этой мысли. В старинных русских сборниках XY-XYIII вв. встречается статья под заглавием «О человецах незнаемых в восточной стране», иногда с добавленным заголовком: «о языцех разных и иновидных» [1, с. 227]. В начале — антропологическое, и лишь затем — языковое. Языковая чуждость в перспективе могла быть преодолена. По свидетельству этнографов, немота также воспринималась как свидетельство связи с потусторонним миром.

Культурные коннотации вокруг «чужого» не исчерпываются телесными, языковыми отличиями, они дополняются различиями в образе жизни, питании, одежде, обычаях. (Русская пословица: не сошлись обычаем, не бывать дружбе). Изначально, все отличия фиксируются по схеме «не-свои», значит неправильные, неверные. Однако эта схема не является жестко фиксированной. При межкультурных контактах многое зависит от субъективных установок носителей культуры. Как было уже упомянуто, в родовых обществах статус чужого неприемлем, в урбанизированной среде современных обществ — граница «своего и чужого» регулярно нарушается, формируя состояние неопределенности с рассогласованием традиционных установок.

Вероятно, сфера переработки «чужого в свое» ограничивается повседневными культурными практиками. А граница чуждости проходит по сакральному ядру культуры, с которым связана родовая память и соответственно процессы самоидентификации. Сходная мысль отмечается и в работе Н.А. Криничной: «Упорядоченность в мироздании поддерживается равновесием в соотношении между изначальными сущностями, универсальными противоположностями. В соответствии с этими дуальными моделями свое противостоит чужому, сакральное — профанному, божественное — человеческому…» [7, с. 21].

Итак, самый древний пласт «чуждости» проходит по сакральному ядру культуры, затем он закрепляется типизированными социальными взаимодействиями по схеме «свой-чужой» и транслируется в процессе социализации. Именно в повседневных практиках происходит процесс первичной социализации, в ходе которой и формируются представления о «нормальном человеке», складывается автостереотип о «своих», формируется «культурная» граница, отделяющая «своих» от «чужих».

Обращаясь к вопросу восприятия «чужих» в современной городской культуре России, можно предположить, что значительных изменений в этом образе не произошло. Природе повседневного знания свойственны типизированные схемы. В современной российской городской культуре «чужой» однозначно связывается с мигрантами [12, с. 345‑358; 14, с. 58]. По-прежнему «чужой» воспринимается как тот, кто представляет опасность. Однако на первое место выходят угрозы, связанные с телесной нечистотой «чужого» [2, с. 7; 8, с. 250]. Безошибочное различение «своего и чужого» выражается в разделении тел: своих как «здоровых и чистых», чужих как «больных и заразных» [5]. Повседневные практики педагогов советских школ-интернатов с детьми северных народов, у которых «все не как у людей» демонстрировали традиционные тактики ритуального телесного очищения «чужого» ребенка [8, с. 249]. По мнению французского исследователя Регаме А. стереотип нечистого «чужого», существующий как страх перед заразными мигрантами поддерживается как СМИ, так и политической элитой России [13, с. 402], что свидетельствует об устойчивости стереотипных взглядов и переносе их в сферы профессиональной деятельности.

Нынешний приоритет «ольфакторных», телесных характеристик в определении «чужого», является современным вариантом проявления антропологической анти-нормы, несущей основную нагрузку, как было показано выше, в дискурсе «своих» и чужих» в традиционных картинах мира. Ритуальное различение «чистого и нечистого», как считает М. Дуглас, имеет своей целью распознавание определенного и неопределенного [Цит. по: 5]. В  социальном пространстве современного города чужак и воспринимается сквозь призму неопределенного, неизвестного.

Таким образом, восприятие мигрантов как нечистых («грязные», «немытые», «заразные») не указывает на реальное положение дел, а фиксирует стереотип восприятия, которые уже затем дополняются указанием на культурные различия («не уважительно относятся к нашей культуре», «не соблюдают нормы поведения»). Социальная же причина разграничения на «своих и чужих», как считают социологи, кроется в ограниченности ресурсов и соответственно в ограничении доступа к ним «чужаков». Несмотря на распространенную в последнее время критику бинарности, антропологический бинаризм «свой-чужой» латентно существует, а непреодолевается культурой.

Список литературы:

1.        Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака (Древне-русское сказание о человецах незнаемых в восточной стране) // Древности. Труды Императорского московского археологического общества. М.,1890. Т.14. С. 227‑313.

2.        Архипова А.С. Что общего между чукчей и чебурашкой? Этюд по фольклористической ономастике. [Электронный ресурс] URL: http://www.imk.msu.ru/Publication/…/rt06russ_arkhipova (дата обращения 12.10.2011)

3.        Баньковская С. Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальности // Отечественные записки. 2002. № 6. С. 457‑468.

4.        Быховская И.М. Личность в условиях встречи культур: векторы и некоторые методологические основания анализа проблемы. [Электронный ресурс].URL:http://www.isiksp.ru/library/byhovskaya_im/byhovskaya-(дата обращения 5.09.2010)

5.        Богданов К.О чистоте и нечисти // Неприкосновенный запас. 2009. № 3(65) [Электронный ресурс] URL: http://www.magazines.russ.ru/nz/2009/3/ (Дата обращения 24.06 2011)

6.        Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 2008.

7.        Криничная Н.А. Культурно-религиозные символы мироздания в русских народных легендах («далекая» земля — затонувший город — райская обитель) // Традиционная культура.2006. №. 4. С. 20‑25.

8.        Лярская Е. «У них же все не как у людей»: некоторые стереотипные представления педагогов Ямало-Ненецкого округа о тундровиках // Антропологический форум. 2006. № 5. С. 242‑258.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

9.        Мазалова Н.Е. Состав человеческий: человек в традиционных  соматических представлениях русских. СПб., 2001. 192 с.

10.     Миненко М. Л. Предание о чуди и народная концепция присоединения Сибири // Этнические культуры Сибири. Новосибирск, 1986. С. 46‑51.

11.     Оксенов А.В. Слухи и вести о Сибири до Ермака // Сибирский вестник.1886. Кн. 4. С. 108‑117.

12.     Пилинг Ш. Перемещения, девиантное поведение и городская идентичность: мигранты в Ленинграде в конце второй мировой войны // Антропологический форум. 2010. № 13. С. 345‑358.

13.     Регаме А. Образ мигрантов и миграционная политика в России // Антропологический форум. 2010. №1 3. С. 389‑406.

14.     Романова А.П. Концепт чужого в системе толерантных отношений // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 3(20). С. 55‑59.

15.     Харитонович Д.Э. Mundus novus. Первоначальная природа глазами человека эпохи Возрождения // Природа в культуре Возрождения. М., 1992. С. .107‑121.

16.     Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. Вып.1. [Электронный ресурс].URL:http: //www.soc.pu.ru/publications/jssa (Дата обращения 28.03 2008)

17.     Щепанская Т.Б. Культура дороги в мифоритуальной традиции XIX — XX вв. М., 2003. 343 с.

18.     Этническая ономастика. М., 1984. 192 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

689

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке