Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Образ Римской империи в полифонии современных представлений о «Российском империализме» и его перспективах»

Слово «империя» в последнее время стало модным: несомненно, мы живем в эпоху очередного взлета «имперских орлов». Понятие «империя» генетически восходит к Риму, однако даже после обретения им символического смысла мы по-прежнему за каждым сильным (подчас просто большим) государством видим или пытаемся разглядеть Imperium Romanum [2, с. 203].

Помощь в написании статьи

И сегодня, когда заканчивается современность, заканчивается модерн, мы переходим к постмодерну, где империя опять заявляет о себе – так как «имперская стадия это естественная стадия развития мировых глобальных проектов» [1, с.44]. При этом степень близости того или иного государства к уровню идеал-типической Римской империи определяется по ряду положений.

Настоящая империя целенаправленно экспортирует свою культуру и общественные институты по всему миру – иногда с применением силы, иногда без оного.

Имея огромное преимущество перед другими странами, настоящая империя может позволить себе действовать на основе долгосрочных интересов.

Настоящая империя (определение, данное Е. Чудиновой) всегда несет на штыках цивилизацию. Такая империя стремится не к региональному, а к мировому господству.

В центре настоящей империи стоит глобальный проект – именно им империя обосновывает свое существование, неся всем народам и культурам, которые входят в ее состав, нечто могущественное и объединяющее, чего не хватает ни одной из ее частей в отдельности.

Учитывая все эти (и еще некоторые) признаки, многочисленные современные авторы называют «Вторым Римом» – Византию; «Третьим Римом» – или Москву, или Лондон (где идеи республики и народовластия развивались с опорой на протестантизм); «Четвертым Римом» – Париж (до установления Наполеоном диктатуры); «Пятым Римом» – Вашингтон.

Зарубежные исследователи отмечают, что престиж римской цивилизации в западном мире сегодня низок как никогда: торжество римской символики во времена американской революции стало прощальным приветом Рима Западу – сейчас Рим стал символом отупляющей цивилизации [6]. Несмотря на это, тема «Вашингтон – Новый Рим» в настоящее время особо не оспаривается. Американцы после крушения СССР почувствовали себя планетарной силой № 1, каковой была в свое время Римская империя, и актуализировали слой «римских» реалий, заложенных в конструкцию североамериканской державы при ее рождении [7]. История, география и экономика дала Вашингтону шанс, который прежде имели лишь Рим и Лондон [13]. Поэтому США – это новая Римская империя, только осуществляет она не столько военное, сколько «финансово-информационно-культурное доминирование» [12, c. 3].

Мнения по вопросам «Каким по счету Римом является Москва?» и «Можно ли вообще Россию считать преемником каких-либо традиций Римской империи?» представлены в несравненно более широком диапазоне.

Есть точка зрения, согласно которой связь России и Римской империи долгое время была исключительно надуманной, – у России, в отличие от стран Западной Европы, не было ничего, что роднило бы ее с этим политическим и духовным феноменом. Россия никогда не была «Третьим Римом», в случае с Россией влияние римского опыта и римских обычаев можно считать минимальным. Как ни странно, эта связь начала появляться только после революции 1917 года, когда в России попытались установить одну из форм народовластия [5].

У нас смыслы имперской темы большей частью вращаются не в плоскости рассуждений о прямой трансляции Римской империи. А.И. Любжин [7] говорит о двух мощных ассоциативных рядах, вызываемых словом «Империя» (с одной стороны, «тюрьма народов» и беспросветный гнет правящей верхушки, с другой – русские орлы на альпийских высотах и за Балканами у стен Константинополя). Закономерно побеждать стал второй.

Споры о том, нужна ли русским Империя, слышатся в последнее время все чаще и чаще. В обществе дискуссии ведутся не о том, проводить или не проводить имперскую политику, а о том, какой она должна быть.

Наметилась даже парадоксальная тенденция, когда идея «российского империализма» используется, по сути, как оружие против столь же активно развивающегося в последние годы русского национализма. В Империи видят «здоровую альтернативу» идее Нации. Распространен, впрочем, и обратный ход мысли – «имперские замашки» и имперское бремя воспринимаются как дополнительная и ненужная нагрузка для русской нации, лишь препятствующая национальному усилению и распыляющая силы [16].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

А.М. Малер [8] замечает: радикальные имперцы упрекают государство РФ в том, что оно фактически копирует «неорганичную» для России модель национальных демократий Запада, а националисты, наоборот, видят в «ЭрЭфии» воплощение интернациональной евразийской империи. Имперское движение в современной России испытывает жестокое морально-политическое давление с двух сторон, требующее от него самоопределения. Сложившаяся историческая ситуация требует от имперского движения в России окончательного внутреннего размежевания по линии «византизм – евразийство». Либо Россия – христианская страна, либо «многоконфессиональная» страна; либо Россия – страна конкретной европейской идентичности, либо абстрактной «евразийской идентичности»; либо Россия начинается с Киевского княжества, либо с монгольской Орды; либо Москва – Третий Рим, либо Третий Сарай.

О «Третьем Риме» сегодня говорят очень многие, это словосочетание часто употребляют как сторонники русского духовного и политического укрепления, так и его противники [10]. Римско-ромейский имперский комплекс традиционно именуется идеологией «Третьего Рима» и считается ведущей «идеей» русской геополитики [14]. Так исторически сложилось, что в данном комплексе внимание сосредоточено не столько на «римлянах» и Римской империи, сколько на «ромеях» и Византии:

Христианская Римская империя – это основа христианской европейской цивилизации и, вместе с этим, ее идеал. Однако западная часть Римской империи пала, а сами латиняне ушли в католическую ересь, и поэтому православным «Катехоном» стал Новый Рим, Константинополь.

Смысл идеи Третьего Рима состоит в том, что Россия как наследник Византии обладает универсальной, вселенской миссией православной империи, которая должна, с одной стороны, быть оплотом православной веры, а с другой стороны, способствовать распространению этой веры по всему миру [10]. Россия вместе с религиозной миссией наследовала всю византийскую культуру, основанную на антично-христианском синтезе [9].

Россия воспринимала себя как «Катехона», «Удерживающего», то есть военную силу, способную сдержать наступление в мире «беззакония» и скорый приход антихриста [15]. Именно в этой идее преемства Римской Империи и Византии в метаисторической функции и заключен смысл концепции «Третьего Рима». Отсюда и задача не победить всех любой ценой, а осадить того, кто претендует на победу над всеми.

Не оформившись сама в какой-то ясный и законченный образ, как это сделала та же Римская Империя, Россия, однако, препятствует оформлению любого другого глобального политического образа – будь то фашизм, либерализм, исламизм или какая-то иная из конкурирующих мировых сил [14].

В этом смысле Россия является прямым наследником первой европейской империи и как «катехоническая» держава несет то тяжкое бремя, которое позволило марксистам и либералам в XIX веке назвать Российскую Империю «жандармом Европы» [9].

Еще один характерный идеологический мотив – это «внеисторичность» России, ее «выпадение» из общего потока мировой истории [14]. И даже более: самым необычным утверждением в формулировке идеологии «Третьего Рима» было утверждение, что «Четвертому не бывать», что сразу ставило Россию в положение «замыкающего истории» [15].

В. Штепа не настолько уверен в вечности «Третьего Рима». Автор напоминает, что Леонтьевская «цветущая сложность» наступает лишь в постимперский период: Европа, к примеру, стала многообразным континентом лишь с крушением Римской империи. То же по циклической логике ожидает и Третий Рим [18]. Третий Рим неуклонно повторяет судьбу Первого – тот, как известно, начал рушиться именно с нарастания контраста между верными, но задавленными налоговым гнетом диоцезами и сибаритской эйфорией, свойственной патрициям самого «вечного города».

Нигде в мире нет такой чудовищной гиперконцентрации общественной и культурной жизни, как в России: вся жизнь огромного континента крутится вокруг одной географической точки [4]. Современное обособление Москвы от «остальной России» куда глубже, чем даже в советскую эпоху – тогда из Кремля исходили какие-никакие общенациональные приоритеты и историческое целеполагание для всей страны. Но сегодняшний социокультурный разрыв – это уже явление совсем иного порядка, нежели нормальный для любой страны повышенный ритм столичной жизни. Речь идет о появлении в этом городе-государстве со своим правительством совершенно особой цивилизации с «постисторическим» менталитетом и «постмодернистским» стилем жизни. Где-то идут забастовки, падают самолеты, взрываются шахты, – а отсюда все это воспринимается как некий потусторонний перформанс, увлеченно и наперебой комментируется, а порой и обстебывается. В различных кругах, называющих себя «московской элитой», возникла странная тенденция к обособлению, и в пределе – противопоставлению себя остальным «россиянам». И эта ситуация уже оборачивается злой иронией – переставая быть столицей России, Москва становится глухой провинцией Европы [17]. Таким образом, сегодня доктрина «Москва – Третий Рим» уже устарела: Москва как центр политической экспансии и духовного консерватизма выполнила свою миссию и теперь должна уступить место новой столице, столице российского пробуждения [4].

Совсем иная, хотя вполне предсказуемая (для «молодогвардейского» автора) картина – в статье Д. Ершова «Когда закончится Pax Romana»[3]: де-юре преемником античного Рима сегодня может выступать лишь только Россия. Автор статьи пишет: «Современный мир… Как сильно он по своей сути отличается от Римской Империи? Насколько далеко продвинулось человечество более чем за 1 500 лет со дня падения Рима? Уже почти две тысячи лет, как Августа не стало, но зато вокруг глобальная Pax Romana! Нового ничего с тех времен нет. Разве что социализм. Но под красивым названием в этом слове на самом деле скрывается одна из самых жестоких моделей устройства Римской Империи – абсолютная императорская власть. Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко… Кто они?! Абсолютные вожди! Ленин и Сталин сродни бесноватым Калигуле и Нерону. Брежнев – слабая копия Траяна и т.д. Исторически Россия имеет полное право на создание новой идеи мирового порядка – так как на ее территории появились первые демократии со времен республиканского Рима… Однако на сегодняшний день это пока лишь только слова. И идея Pax Romana со всеми вытекающими от этого проблемами не закончится до того момента, пока в этом направлении не будет реальных дел!»[3].

Таким образом, Римская империя – первая по-настоящему классическая империя, продемонстрировавшая всему миру широчайший спектр идеологических, политических, военных и управленческих стандартов. «Реабилитация» империи в российском прошлом и настоящем становится важнейшей научно-теоретической и практической задачей. XXI век приведет к расцвету имперских идеологий – и это делает империи интересным объектом для исторических исследований, актуализирует выработку теорий, направленных на содержательное и сравнительное изучение империй. В этой связи неизбежны взаимоисключающие интерпретации: от приведенной в книге А.П. Никонова фразы «Что за чепуха? Римляне никогда не были на территории СССР» [11, c. 279] до утверждений о том, что актуальность теории Филофея о Третьем Риме будет только возрастать; от заявлений «Россия никогда не была «Третьим Римом», как бы этого ни хотелось!» до попыток скрещения средневековой имперской мифологии Третьего Рима с великодержавными амбициями нынешней власти.

Список литературы:

Волошин Д.А. Есть ли место Третьему Риму в третьем тысячелетии? (о правомерности некоторых исторических аналогий) [Текст] / Д.А. Волошин // История и обществознание: научный и учебно-методический ежегодник исторического факультета АГПА / гл. ред. А.А. Панарин. – Армавир: РИЦ АГПА, 2010. – Вып. VIII. – 188 с. – C.39–44.
Волошин Д.А. «Римской тип» имперской организации общества и государства как теоретическая проблема сравнительной империологии [Текст] / Д.А. Волошин // Исторические записки: Международный сборник научных трудов / под ред. А.В. Первушкина. – Пенза: ГУМНИЦ, 2010. – Вып.14. – 297 с. – С.194–203.
Ершов Д. Когда закончится Pax Romana?! // ВОО «Молодая Гвардия Единой России» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.molgvardia.ru
Корнев С., Штепа В. После Третьего Рима – Китеж // ЗАВТРА [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.zavtra.ru
Лавров В.Г. Уроки Римской империи // Литсовет [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.litsovet.ru
Линдт М. Второе падение Рима // Интеллектуальный форум. – 2002. – Вып. 9 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://if.russ.ru
Любжин А. И. Что такое империя? // Россия в глобальной политике. – 2004. – №5 (сентябрь/октябрь) [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:www.globalaffairs.ru
Малер А.М. Византизм против евразийства // КАТЕХОН: Христианский интеллектуальный клуб [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.katehon.ru
Малер А.М. Европейская миссия России // КАТЕХОН: Христианский интеллектуальный клуб [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.katehon.ru
Малер А.М. Инок Филофей – идеолог Третьего Рима // Русский обозреватель [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.rus-obr.ru
Никонов А.П. Судьба цивилизатора. Теория и практика гибели империй [Текст] / А.П. Никонов. – М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2010. – 360 с.
Радзиховский Л. Второй Рим [Текст] / Л. Радзиховский // Российская газета (Федеральный выпуск) – 2005. – №3884 (27 сентября). – С. 3.
Уткин А.И. Единственная современная империя – США // Журнал «Золотой лев» – издание русской консервативной мысли. – №77–78 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.zlev.ru
Холмогоров Е. Бескрайняя равнина конца времен // Перспективы: Фонд исторической перспективы [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.perspektivy.info
Холмогоров Е. Реставрация будущего // АПН: Агентство политических новостей [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http//www.apn.ru
Холмогоров Е. ТОП Империя: реставрация // Империя: Информационно-аналитический портал [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.imperiya.by
Штепа В. Второе падение Третьего Рима // КИТЕЖ: Традиция в мире постмодерна [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://kitezh.onego.ru
Штепа В. RUтопия // АПН: Агентство политических новостей [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.apn.ru

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

520

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке