Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Образовательные технологии: классификация, методы реализации»

Аннотация. В статье рассмотрены достоинства и недостатки образовательных технологий используемых в образовательном процессе. Даны их классификация. Представлены и охарактеризованы наиболее часто используемые методы реализации образовательных технологий.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: образовательная технология, особенности применения, методы и особенности реализации.

Образовательные технологии из-за большого количества, разнообразия подходов, наличия авторских школ постоянно требуют обобщения и систематизации, в целях оптимизации их отбора для практического использования в образовательном процессе.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Классификация педагогических технологий по подходу к их трактованию представлена в таблиц 1.

Таблица 1. Различные подходы трактовки понятия «педагогическая технология»

На основании информации представленной в таблице 1 можно сделать вывод, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Таблица 2. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс). В теории и практике работы образовательного учреждения сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.

Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия педагога и обучаемого, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий (таблица 3).

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

Таблица 3. Классы педагогических технологий по сущностным и инструментально значимым свойствам

Педагогические  технологии  можно   классифицировать  по следующим признакам (таблица 4)

Таблица 4. Классификация педагогических технологий исходя из ориентации на различных субъектов получения образовательных услуг

По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие педагога с обучающимся (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и не корректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько – дидактических систем):

  • классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное ручное);
  • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное автоматизированное);
  • система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
  • обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;
  • система «малых групп» (цикличное, рассеянное ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;
  • компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  • система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
  • «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное); для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

1. Традиционная классическая аудиторно-урочная система Я.А. Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография).

2. Современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3. Групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора.

4. Программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучаемого в образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых.

Здесь выделяется несколько типов технологий:

1. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

2. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект — объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

3. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

  • массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
  • технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
  • технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.);
  • различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло- олигофренопедагогика);
  • технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий выделяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии) которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший в достижение целей обучения.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения. Разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов.

В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители…). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, или иные технологии — в состав методик обучения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». — 2011. – С. 89.
2. Белкин А. С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / А. С. Белкин // Школьные технологии. — 1998. — № 3.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М., 1995.- С. 287.
4. Буланова — Топоркова М. В., Духавнева А. В. и др. Педагогические технологии. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- С. 47.
5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: — М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 214.
6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — С. 336.
7. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.- С. 57.
8. Артемьев А. А., Виноградова М. Г. Проблемы подготовки специалистов высшей школы // Фундаментальные исследования. Научно-теоретический журнал, 2006, № 7. С. 11-17

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1525

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке