Ключевые слова: образовательная технология, особенности применения, методы и особенности реализации.
Образовательные технологии из-за большого количества, разнообразия подходов, наличия авторских школ постоянно требуют обобщения и систематизации, в целях оптимизации их отбора для практического использования в образовательном процессе.
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Классификация педагогических технологий по подходу к их трактованию представлена в таблиц 1.
Таблица 1. Различные подходы трактовки понятия «педагогическая технология»
На основании информации представленной в таблице 1 можно сделать вывод, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Таблица 2. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях
Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс). В теории и практике работы образовательного учреждения сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.
Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия педагога и обучаемого, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий (таблица 3).
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.
Таблица 3. Классы педагогических технологий по сущностным и инструментально значимым свойствам
Педагогические технологии можно классифицировать по следующим признакам (таблица 4)
Таблица 4. Классификация педагогических технологий исходя из ориентации на различных субъектов получения образовательных услуг
По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие педагога с обучающимся (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и не корректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько – дидактических систем):
- классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное ручное);
- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное автоматизированное);
- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;
- система «малых групп» (цикличное, рассеянное ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;
- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
- система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
- «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное); для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
1. Традиционная классическая аудиторно-урочная система Я.А. Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография).
2. Современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
3. Групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора.
4. Программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучаемого в образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых.
Здесь выделяется несколько типов технологий:
1. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
2. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект — объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
3. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.);
- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло- олигофренопедагогика);
- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
И, наконец, названия большого класса современных технологий выделяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.
Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии) которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший в достижение целей обучения.
Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения. Разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов.
В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители…). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, или иные технологии — в состав методик обучения.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». — 2011. – С. 89.
2. Белкин А. С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / А. С. Белкин // Школьные технологии. — 1998. — № 3.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М., 1995.- С. 287.
4. Буланова — Топоркова М. В., Духавнева А. В. и др. Педагогические технологии. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- С. 47.
5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: — М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 214.
6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — С. 336.
7. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.- С. 57.
8. Артемьев А. А., Виноградова М. Г. Проблемы подготовки специалистов высшей школы // Фундаментальные исследования. Научно-теоретический журнал, 2006, № 7. С. 11-17