Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Общественно-политический протестный дискурс в России (на примере реформы образования)»

После завершения реформы образования можно будет проводить любые реформы — все равно уже никто ничего не поймет.

Реформирование социальной бюджетной сферы всегда очень болезненно для общества и вызывает бурю откликов, так как непосредственно затрагивает всех граждан. Внесение изменений в столь «традиционную» и консервативную сферу как образование естественным образом касается всех жителей в той или иной степени. Подобные явления сопровождаются общественно-политическим дискурсом в данном случае дискурс носит ярко выраженный протестный характер.

Хронологическими рамками нашего исследования являются 2010- начало 2012 гг. Именно в этот период были приняты важные решения представителями власти и разворачивалось протестное движение против реформы.

8 мая 2010 года можно назвать первым этапом реформирования, когда Президент РФ Д. А. Медведев подписал Федеральный Закон № 83 ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно новому закону с 1 января 2011 г. большая часть нынешних бюджетных учреждений переводится на новую систему финансирования ‑ т. н. систему государственного заказа и перестает получать обязательное государственное финансирование [4]. Закон вступил в силу и начал поэтапно реализовываться.

Второй этап ‑ непосредственная разработка законопроекта «Об образовании в РФ». Именно на этом этапе очень активно заявили о себе представители общества (родители, педагоги, учащиеся, а также общественные организации поддерживающие их).

Варианты изменений, предложенных Правительством многих не устраивают, поэтому протест вылился на улицы в форме массовых акций.  Основные направления  этого закона затронули все уровни образования: как сферу школьного образования, среднего специального так и высшего профессионального.  Предполагается, что с вступлением в полную силу этого законопроекта в образовании должны произойти качественные изменения. Перечислим некоторые из них:

Высшее образование в основе станет платным.

Окончательное закрепление Болонской системы бакалавриат и магистратура.

Разрушение системы творческих школ, училищ, ВУЗов. Музыкальные и художественные школы приравниваются к стандартам дополнительного общего образования, а учебные заведения подводятся под стандарты  Болонского процесса.

Общее среднее образование подготовлено к введению платного обучения в старшей школе. Число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16‑21 до 9‑10.

Общее образование привязано к результатам тестового единого экзамена (ЕГЭ). В результате разрушается фундаментальность общего образования, позволяющая формировать высшие способности (мышление, понимание, воображение) и другие базовые для личности характеристики сознания и мышления [7].

Дополнительное общее образование (дворцы творчества, центры развития ребенка и т. п.) и сельские школы, уже сейчас начинают закрываться, не имея возможности выживать на новых принципах финансирования своей деятельности.

Сеть дошкольных учреждений будет сокращаться. Полноценные программы дошкольного образования (ясли и детсады) будут плавно переводиться в различного рода фрагментарные программы, типа услуг центров временного пребывания ребенка и т. п. Стоимость дошкольного образования существенно вырастет.

На всех уровнях образования, от дошкольного до высшего, за счёт сокращения учебных мест происходят ощутимое сокращение педагогического и обслуживающего персонала.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сфера образования будет привязана к «рынку», т.е. к существующему уровню развития промышленности и социальной сферы. Образование становится «услугой», а не «правом» [7].

Эти и другие нововведения послужили поводом для возмущения общественности. Еще на стадии законопроекта – этот документ был подвергнут критике, как со стороны родителей, самих учащихся, так и представителей педагогического сообщества. Люди стали выходить с акциями протеста на улицы  российских городов.

Основные участники протестного дискурса – со стороны митингующих: родители, школьники, студенты, аспиранты, преподаватели, т. е. непосредственно те люди на кого в первую очередь повлияет этот законопроект. Также к организационным субъектам могут быть отнесены общественные организации, поддерживающие митингующих.

Со стороны власти – Правительство РФ, в частности Министерство образовании и науки во главе  с министром А. Фурсенко.

Анализ резолюций и лозунгов [5, 6], провозглашенных в ходе массовых акций, позволил нам точнее определить проблемное поле, в котором развивалась ситуация. В процентном соотношении наиболее популярными месседжами стали:

заявления о разрушении системы образования в целом, отказ от образовательных традиций в России, отказ от преемственности культуры, образования, накопленного опыта ‑ 15,32 % сообщений;

призывы к прекращению коммерциализации образования ‑ 14,41 %;

защита прав педагогов на достойный труд, заработную плату, социальные гарантии ‑ 12,61 %;

определение объектов недовольства, «виновные» за принятие закона ФЗ ‑ № 83, и разработку проекта «Об образовании России» — 12,61 % от общего числа сообщений;

конкретные векторы недовольства распределяются таким образом – 5,4 % за  отставку  А. Фурсенко с поста министра образования; 1,8 % — против партии ЕР и ее роли в принятии ФЗ ‑№ 83; 1,8 % — Правительство РФ в частности министерства образования и науки, 1,8 % — чиновники в целом.

Как мы видим, отрицательные настроения четко канализированы против конкретной личности, которая олицетворяет для общества все проблемы образовательной системы в России – министр образования А. Фурсенко. Одинаковое недовольство вызывают партия ЕР, чиновники, Правительство РФ (в основном Министерство образования и науки РФ), между которыми фактически ставится знак равенства.

Еще одним немаловажным посылом становится призыв к государству не уходить из бюджетной сферы, в частности сферы образования, «не бросать его на произвол судьбы» ‑ 11,71 %;

По 9 % набрали сообщения о снижении качества образования, о непродуманных  государственных стандартах образования, о маргинализации и деградации учащихся.

Таким образом, мы видим, что защита и сохранение традиционных ценностей и прекращение коммерциализации образования являются наиболее значимыми для протестующих. Представление о системе образования, как  об устоявшемся институте, бесплатном, доступным для всех ‑  было нарушено. Это представление носило устойчивый, передаваемый из поколения в поколение, еще с советских времен, стереотипный характер. У людей возникает чувство фрустрации, которое подталкивает их к активным действиям, к массовым протестам.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Также заметно стремление  к патернализму и этатизму государства в социальной сфере. Вопросы, касающиеся качества и стандартов образования отходят на 3‑4 план. Хотя, казалось бы,  в первую очередь именно вопросы качества получаемого образования должно волновать заинтересованных лиц (родителей школьников, студентов). Но на первый план как мы отмечали выше, выходит проблема коммерциализации образования. Возможно, это связано с тем, что отношение к стандартам нынешнего образования не столь однозначны  и по-разному оценивается в обществе, поэтому «гипотетическое» ухудшение современного качества образования пока не вызывает однозначной фрустрации у населения. В то же время коммерциализация образования «ударит по кошельку» уже в ближайшем будущем, так как ФЗ № 83 уже действует.

Если рассмотреть весь цикл протестного дискурса [3] в данной ситуации, то  подписание закона ФЗ ‑ № 83 является начальной точкой – в этот момент происходит «нарушение прав человека», государство в лице законодательной и исполнительной власти при поддержке  Президента РФ принимает «несправедливый закон», не «одобренный» обществом. Официальный документ, который выражает политическую волю и позицию власти.

Стадия идентификации ситуации нарушения (относительной депривации), когда устоявшиеся в обществе представления о функционировании системы образования диссонирует с предлагаемой  новой моделью.

На стадии артикуляции требований граждан не согласных с изменениями начинает развиваться протестное движение и дискурс с властью по обозначенным проблемам, которые выражаются как раз через основные лозунги и резолюции. (Всероссийские акции протеста 15 сентября 2011 г., 12 марта 2012 г.).

Выражение протеста происходило в разнообразных формах: митинги марши, демонстрации, голодовки, шествия, флэшмобы, подписание петиций и т. д. Возможно, такое разнообразие репертуара протеста обусловлено тем, что в этих акциях принимали участие люди разного возраста, разных профессий (преимущественно представители «умственного» труда), молодые ученые, студенты и учащиеся среднего и общего образования.

Стадия переговоров приходится на  период с 1 декабря 2010 – 1 февраля 2011 гг. когда развернулась широкая общественная дискуссия в СМИ, в Интернет, в рамках переговорных площадок организованных общественным организациями («Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование на Алтае», «Общественный родительский комитет», «Умная школа» ) с привлечением политических партий (СР, КПРФ) которые поддержали гражданскую инициативу и открыто выступали против такого направления реформ [8].

Заключительная стадия развития цикла протеста предполагает, что власть предпринимает какие-то действия по отношению к  митингующим, т.е. обратная реакция. В данном случае, власть попыталась ослабить протестное напряжение в обществе, через официальные заверения первых лиц государства, что проект реформы имеет не окончательный вариант,  сроки вступления в силу будут отложены до выработки наиболее подходящей альтернативы и при реализации будущего закона «Об образовании» будут учитываться все особенности.

Премьер-министр В. Путин: «решение о новых образовательных стандартах будет принято, только после общественного обсуждения» и призвал Министерство образования и науки «проанализировать ситуацию с экспертами и ни в коем случае не спешить с внедрением новых образовательных стандартов в школах».

Министр образования и науки РФ А. Фурсенко сказал, что «стандарты для старших классов будут приняты только после одобрения обществом, и отметил, что апробация стандартов начнется не раньше сентября 2013 года, а установленный срок повсеместного внедрения стандартов ‑ 2020 год ‑ не является обязательным».

Таким образом, мы видим, что в рамках протестного дискурса развернувшегося в 2010‑2012 гг. были пройдены почти все этапы развития протеста. При этом на лицо неразрешенность конфликта между властью и общественными силами. Тем временем, 2013 год обозначен как начало апробации проекта «Об образовании» по которому так и не достигнут общественный консенсус.

Список литературы:

Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Опубликовано 12 мая 2010г. // URL:// http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html

Итоги всероссийского протеста против реформ образования // URL://-http://www.ikd.ru

Костюшев В. В. Социальный протест как предмет академических исследований: социологическое понимание //Доклад на Публичном социологическом семинаре ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге. 30 марта 2010 г. //URL://http://www.cogita.ru/kolonki/vladimir-kostyushev/socialnyi-protest-kak-predmet-akademicheskih-issledovanii-sociologicheskoe-ponimanie

О реформе российского образования // URL://http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm

Проект резолюции митинга «Образование – наше право, а не услуга» //URL://http://stopreform.org/?p=1736

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Резолюция, принятая участниками митинга «В защиту без(с)платного, общедоступного, качественного образования и против разрушительных реформ образования в России»,28 августа 2011 года, г. Москва // URL://http://www.obraza-net.ru/Rezolyuciya/

Стеценко О. Реформа образования в России: реальность и перспективы // URL:// http://www.obraza-net.ru/podrobn/Reforma_obrazovaniya_v_Rossii

Эсеры «вынесут мозг» в знак протеста против реформы образования в РФ. 11.02.2011//URL://http://lapehomi.livejournal.com/105227.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

448

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке