Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Оценка физического развития и работоспособности студентов технических вузов»

Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет физическую работоспособность человека. На физическое развитие влияют наследственность, окружающая среда, условия труда и быта, питание, физическая активность и занятия спортом.

В современных условиях возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности. При этом большая роль отводится предмету «физическая культура». Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостносного развития личности студента и профес­сиональной подготовки в течение всего периода обучения, Для успешного решения вопросов физического воспитания необходим мониторинг как средство обратной связи при оценке эффективности занятий по физической культуре в вузе. Определение уровня физической подготовленности молодежи должно опираться на научные основы тестирования физического развития, двигательных качеств и работоспособности.

Основная цель настоящего исследования — мониторинг физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности студентов для оценки эффективности занятий по физической культуре с целью разработки новых технологий, способствующих повышению уровня физического развития и работоспособности во время обучения.

Данный мониторинг был проведен преподавателями физического воспитания Сургутского института нефти и газа. В эксперименте приняли участие 190 студентов очной формы обучения (100 студентов 2-го курса, 90 студентов — 4-го).

Для оценки физического развития определяли соматические и функциональные показатели: рост, вес, ЧСС в покое, артериальное давление (АД), жизненую емкость легких (ЖЕЛ), задержку дыхания (проба Штанге), массоростовый индекс Кетле (массу тела в граммах, деленную на значение длины тела) [3, с. 480].

Тестирование функциональных возможностей кардиореспи­раторной системы и основных параметров физической работоспособ­ности проводили с использованием стандартной пробы PWC 170 на велоэргометре Tunturi 310. Максимальное потребление кислорода (МПК) расчитывали непрямым методом по формуле МПК=1,7хPWC170+1240 [1, с. 182], [2, с. 208].

Показатели двигательных качеств определяли с помощью комплекса тестов: силовая выносливость (сгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения «лежа» (упражнения делались до отказа), гибкость позвоночника (наклон вперед из положения «стоя»), а также зрительно-двигательная реакция. Полученные данные подвергались математической обработке на компьютере IBMPSc помощью пакетов MicrosoftEXCEL 2000 и STATISTIKA 6,0. Для оценки взаимосвязи параметров использовался критерий Стьюдента для независимых и парных выборок.

Обсуждение результатов. Данные иследования показывают, что среднестатистический рост и вес студентов юношей 2-го и 4-го курса не отличался. Минимальный рост юношей 2 курса был 159 см., 4-го 166, максимальный соответственно 194 и 190 см. Что касается веса у юношей, его разброс соствлял 47—102 кг на 2-м курсе и 48—115 на 4-м. У девушек 2-го и 4-го курса колебания роста составили: минимальный — 53 и 150 см. и максимальный — 176 и 173.

Анализируя полученные данные с использованием массорос­тового индекса Кетле, мы выявили, что количество юношей и девушек 2-го курса, имеющих следующие показатели индекса: плохая масса тела, очень плохая масса тела и истощение, — 34 %. На 4-м курсе 26 % студентов с такими же показателями. 4,8 % студентов 2-го курса имеют чрезмерную массу тела и ожирение. Аналогичные показатели на 4-м курсе составили 8,9 %.

Показатели ЖЕЛ и ЧСС соответстовали общепринятым нормам. Следует отметить, что в момент измерения 7,28 % студентов имели повышенное артериальное давление.

В таблице 1 приведены показатели физической подготов­ленности. Силовую подготовленность определяли с помощью тестов, которые включали сгибание рук «в упоре лежа» и поднимание туловища из положения «лежа». У юношей и девушек 2-го курса параметры силовой подготовленности достоверно (р < 0,001) были высокими по сравнению с аналогичными показателями студентов 4-го курса. Показатели гибкости у девушек 2-го курса так же были достоверно (р < 0,001) выше, чем у девушек 4-курса.

Таблица 1.

Показатели физической подготовленности и двигательных качеств у студентов 2-го и 4-го курсов. M±m

Функциональные возможности кардиореспираторной системы и основные параметры физической работоспособности представлены в таблице 2. Как видно из таблицы, основные параметры физической работоспособности PWC 170 абсолютные (996,6+15,8, против 817,9+21,5) и относительные (15,3±0,19 против 13,3+0,32) у юношей второго курса достоверно выше, чем у 4-курса. Что касается девушек 2-го и 4-го курса, достоверных различий физической работоспособности мы не наблюдали.

Таблица 2.

Показатели функциональных возможностей кардиореспираторной системы и основных параметров работоспособности у студентов 2-го и 4-го курсов. M±m

Исследование максимального потребления кислорода является показателем общего максимального объема аэробных процессов и позволяет объективно оценить функциональное состояние кардиореспираторной системы и физическую работоспособность. Исследование МПК показало, что как абсолютные, так и относи­тельные показатели достоверно выше у студентов 2-го курса, чем у девушек 4-го курса. У девушек достоверных различий показателя МПК не было.

Что касается устойчивости к гипоксии (проба Штанге), то этот показатель у юношей и девушек 2-курса был достоверно (р±0,001) выше, чем аналогичный показатель у юношей и девушек 4-курса.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Наши исследования выявили, что треть обследованных студентов имеют дефицит массы тела, и около семи процентов студентов имеют избыточную массу. Юноши и девушки 2-го курса обладают более высокими показателями физической подготовленности, чем юноши и девушки 4-го курса. Что касается физической работоспособности, то эти показатели у юношей 2-го курса выше, чем у юношей 4-го, а у девушек они не отличаются. Возможно, более низкие показатели физической подготовленности и работоспособности у студентов старшего курса вызваны снижением их двигательной активности в связи с уменьшением количества часов, отведенных на занятия по физической культуре.

Список литературы:

Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. 192 с.
Карпман В.Л., Белоцерновский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортив­ной медицине. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. — М.:Советский спорт, 2003. 480 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

813

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке