Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Оценка степени адаптации индивида на основе показателей энергетического потенциала головного мозга и психодиагностического обследования»

Проблема адаптации индивида к условиям жизнедеятельности является одной из ключевых на современном этапе развития биологической науки. Несмотря на то, что механизмы адаптации организма к условиям обитания изучаются давно, данное направление исследований не потеряло своей актуальности.

Это связано с тем, что современные условия жизнедеятельности (эколого-географические и экономические факторы, социально-политическая обстановка, темп, условия и интенсивность деятельности и др.) коренным образом изменились по сравнению с условиями существовавшими ранее.

Практически все виды активности человека являются затратными в плане психологических и энергетических показателей жизнедея­тельности организма. Соответственно для оптимального существова­ния человеку необходимы определенные ресурсы для восполнения энергетических потерь. Уровень нагрузок, которые индивид испы­тывает в повседневной жизнедеятельности, достаточно высок и несоб­людение определенных условий сохранения здоровья (своевременная диагностика состояний переутомления, соблюдение режима отдыха, бодрствования, профилактика заболеваний и т. д.) может вызвать снижение адаптационных возможностей организма [2, 3, 4, 6]. Оценка функционального состояния и показателей энергетического метаболизма нервной системы (головного мозга) позволяет заблаго­временно диагностировать состояние переутомления, а оно в свою очередь может сигнализировать об опасности возникновения стрессо­вого состояния и снижения адаптационных возможностей организма.

Традиционно для оценки степени снижения функциональных возможностей человека применяется психофизиологический подход, для оценки параметров психики — психологический (психолого-педагогический). Мы полагаем, что для более точного определения состояния личности необходимо дополнить психолого-педагогический подход психофизиологическими данными. Комплексный подход не является новым в отечественной науке. Такие работы ведутся уже многие десятилетия в научных школах Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина; в рамках исследований К. М. Гуревича, Э. А. Голубе­вой, Е. П. Ильина, А. И. Крупнова, Н. С. Лейтеса, В. М. Русалова и др. К числу исследований нейрофизиологического направления следует отнести работы В. Ф. Фокина, Н. В. Пономаревой, Н. П. Бехтеревой, В. А. Илюхиной, И. П. Заболотских и др. В соответствии с комплексным подходом изучение степени адаптации индивида к условиям жизнедеятельности должно включать психодиагностические методики направленные на изучение особенностей его личности и определение его психического состояния (психологический подход), а также диагностику индикаторов энергетического состояния нервной системы (психофизиологический подход).

Любые проявления психической деятельности человека, выражающиеся во внешнем поведении комплексом ответных действий и реакций, в основе своей происходят из преобразований протекаю­щих на клеточном уровне в нервной системе человека. В связи с этим, исследование адаптационных механизмов не должно ограничиваться только анализом поведенческих особенностей, оно должно включать в себя анализ биохимических изменений, происходящих во внутренней среде организма (в частности — кислотно-щелочные реакции) и в первую очередь — в нервной системе.

Существуют различные методы изучения активности мозга. Как отмечает В. Ф. Фокин, важно понимать, на сколько можно использовать биологические реакции нервной ткани для оценки церебрального кислотно-щелочного равновесия (КЩР). Однозначно четких результатов по влиянию изменения кислотно-щелочного равновесия на нервные и глиальные клетки до сих пор не получено, по крайней мере, в диапазоне естественных колебаний КЩР. Поэтому современные электрофизиологические методы электро-энцефаллогра­фии и вызванные потенциалы, отражающие активность нервных клеток мозга, не могут быть прямо использованы для изучения цере­брального энергообмена. В то же время, в сосудистой системе мозга, начиная с гематоэнцефалического барьера, капилляров и т. д., просле­живается четкая логарифмическая зависимость разности сосудистых потенциалов от внутрисосудистой концентрации водородных ионов. Исследования последних лет показали, что сосудистые потенциалы могут быть зарегистрированы на поверхности головы с помощью неполяризуемых электродов в виде уровня постоянных потенциалов (УПП) милливольтного диапазона [1, 5].

Изучение энергетического метаболизма не является новой областью, особенно для биологических наук. Исследование взаимосвя­зи между деятельностью мозга и его энергетическим обменом в настоящее время получило новые перспективы благодаря возможности регистрировать показатели церебрального энергетического обмена и функциональной активности непосредственно в процессе жизнедея­тельности человека. Это позволяет изучать регуляцию нейрофизио­логических и энергетических процессов при различных функциональ­ных состояниях [5, с. 199]. Особое внимание в последнее время уде­ляется изучению сверхмедленных биологических потенциалов, кото­рые в свою очередь рассматриваются рядом авторов как показатели энергетического метаболизма нервной системы в целом и головного мозга в частности (Н. А. Аладжалова, В. А. Илюхина, В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева, И. С. Баскаков и др.).

Одним из методов, направленных на изучение энергетического метаболизма является метод омегаматрии (в целом, и в частности нейроэнергокартирование), который представляет собой оценку энергетического состояния мозга через индикацию, диагностику и анализ уровня постоянного потенциала (омега-потенциала) головного мозга. Уровень постоянного потенциала (УПП) — это разновидность медленных электрических процессов.

Метод оценки церебрального энергетического обмена с помощью регистрации уровня постоянного потенциала мозга основан на том, что данный электрофизиологический феномен зависит от интенсивности церебрального энергетического обмена. Церебральный энергетический обмен тесно связан с функциональным состоянием организма. В то же время в зависимости от функционального состояния меняются многие психофизиологические характеристики личности, поскольку каждое функциональное состояние представляет собой единство физиологи­ческих, биохимических, гормональных и других составляющих, кото­рые, в свою очередь, оказывают влияние на психические процессы [5].

Для оценки степени адаптации индивида к условиям жизне­деятельности в целом и к условиям обучения в частности нами была разработана модель комплексной диагностики, отвечающая всем требо­ваниям психофизиологического исследования, которая включает в себя:

исследование психической сферы испытуемых с помощью батареи психодиагностических методик, направленных на изучение структуры личности в соответствии с теорией многомерно-функцио­нального подхода А. И. Крупнова (диагностика активности, мотива­ции, направленности личности, саморегуляции, ценностных ориентаций);

исследование предрасположенности к определенному типу профессий (методика Дж. Холанда);

анализ показателей энергетического метаболизма головного мозга, в частности регистрация уровня постоянного потенциала (УПП) в лобном, височных (правое, левое), затылочном и теменном отведении, исследование функциональной асимметрии мозга (ФАМ) (сопоставление показателей УПП в височных отведениях).

Данная модель комплексной диагностики апробирована в ходе исследования особенностей студентов 1 курса естественно-техноло­гического факультета, занимающихся на отделении «технология досуга» в институте дополнительных творческих педагогических профессий, и изменения показателей энергетического метаболизма вследствие применения активных форм обучения (тренинговые занятия) (В. М. Кирсанов, 2011), особенностей адаптации студентов 1 и 5 курса факультета коррекционной педагогики, студентов 1 и 5 курса факультета дошкольного образования, студентов 5 курса факультета декоративно-прикладного творчества Челябинской государственной академии культуры и искусства к условиям обучения.

Выше указанные исследования подтвердили тот факт, что интенсивная интеллектуальная деятельность, связанная с условиями обучения испытуемых, безусловно, приводит в последствии к сниже­нию энергетических ресурсов организма и может рассматриваться как стресс-фактор для жизнедеятельности человека. Но, поскольку, как отмечается в ряде публикаций, период наибольшего подъема энергообмена приблизительно совпадает со временем интенсивного образования, (в частности, период обучения в ВУЗе) в это время хорошо переносятся повышенные учебные нагрузки [5].

Портативность используемой аппаратуры, неинвазивность, безопасность для испытуемых метода омегаметрии дают возможность развивать направление, связанное с прижизненным изучением цере­бральных энергетических процессов, которые важны для оптимальной работы головного мозга. Накопленные к настоящему времени данные использования метода омегаметрии в различных областях физиологии и медицины подтверждают его высокую диагностическую значимость для получения информации о текущем функциональном состоянии, компенсаторно-приспособительных возможностях основных регуляторных систем, стрессорной устойчивости и степени активизации адаптационных механизмов человека.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список литературы:

Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека [Текст] / В. А. Илюхина. — СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. — 368 с.
Казин, Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Э. М. Казин. — Кемерово: КРИПК и ПРО, 2010. — 214 с.
Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности. [Текст]: автореф. дис. … д-ра биол. наук: 03.00.13. / Литвинова Надежда Алексеевна. — Томск, 2008. — 38 с.
Мальцев, В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности [Текст] / В. П. Мальцев, Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2011. — № 2(13). — С. 163—171.
Фокин, В. Ф. Энергетическая физиология мозга [Текст] / В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева. — М.: Изд-во «Антидор», 2003. — 288 с.
Шибкова, Д. З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности [Текст] / Д. З. Шибкова, В. П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга 3, Адаптация и здоровье студентов. — 2011. — С. 171—195.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

416

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке