Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Организационно-педагогический аспект формирования профессиональных компетенций у будущего специалиста профессионально-педагогического профиля в системе непрерывного профессионально-педагогического образования»

Профессиональная подготовка специалистов в настоящее время требует изменения направлений, подходов, форм, методов её осуществления. Страна развивается, развивается её экономика, промышленность, культура, образование, все сферы жизнедеятельности человека.

Это, в свою очередь, требует развития и самой подготовки специалистов, в том числе, специалистов профессионально-педагогического профиля, которые должны обладать профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять свою профессиональную деятельность, отвечающей реалиям сегодняшнего дня. А эти реалии достаточно широки: это и динамизм профессиональной деятельности, её мобильность, верифицированность и т. д. Поэтому в этом контексте необходимо готовить специалистов профессионально-педагогического профиля не только для сегодняшнего дня, но и заглядывая в завтра, в послезавтра, в будущее.

Специалист профессионально-педагогического профиля в настоящее время это тот специалист, который должен владеть достаточно широким набором профессиональных компетенций и в области психолого-педагогического знания, и в области специального, технико-технологического знания, и в области социальной коммуникации. И причём эти профессиональные компетенции неразрывно связаны друг с другом, что позволяет специалисту, владеющему ими, целостно видеть и осуществлять не только свою профессиональную деятельность, но и представлять целостную картину мира, видеть мир во всём его разнообразии и единстве, что в конечном итоге позволит ему достаточно комфортно и продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности.

Так как разнообразные профессиональные компетенции неразрывно связаны между собой, то и формирование этих компетенций должно представлять собой целостный процесс с различными интегративными связями, направленный на развитие у будущего специалиста понимания и чёткого представления о неразрывности всех компонентов его будущей профессионально-педагогической деятельности.

А профессиональная деятельность специалиста профессионально-педагогического профиля достаточно многообразна и многогранна и ещё раз подчеркнём, целостна. Все компоненты этой деятельности взаимообусловлены, взаимодополнены, взаимопроникнуты. Психолого-педагогический компонент не может идти в отрыве от специального, технико-технологического компонента, от общекультурной составляющей профессиональной деятельности.

Следовательно, подготовка данной категории специалистов должна протекать в контексте целостной будущей профессионально-педагогической деятельности. И, естественно, огромное значение в данном процессе занимает непрерывность подготовки указанных специалистов. Непрерывность подготовки проявляется не только в процессе её осуществления в вузе, но и в связи с предыдущими её этапами, а также последующими. Можно сказать иначе, профессиональная подготовка специалистов начинается уже в общеобразовательной школе и продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности.

Студент, обучающейся в вузе, ещё в школе должен быть сориентирован на свою будущую профессионально-педагогическую деятельность со сформированным интересом на получение этой профессии в вузе. Это будет служить достаточно хорошей мотивацией не только для последующего обучения в вузе, но и настоящего обучения в школе. Школьник должен представлять себе особенности и специфику профессионально-педагогической деятельности, как и, впрочем, других видов профессиональной деятельности человека. Элементы опробования различных видов деятельности, в том числе и профессионально-педагогической, должны существовать в школе. Ведь школа, в конечном итоге, призвана готовить молодых людей к жизни в обществе, к выбору своей будущей профессиональной деятельности достаточно осознано с наименьшими «потерями» в этом выборе. Идеально выбранная будущая профессиональная деятельность должна отвечать запросам души, а не сиюминутным потребностям. И школьнику, будущему студенту вуза, необходимо самостоятельно выбрать свой будущий профессиональный путь.

В связи с этим в школе и не только должна эффективно работать профориентационная система, проявляющая себя и в знакомстве молодых людей с миром профессий и в опробовании различных направлений профессиональной деятельности, в том числе профессионально-педагогической.

Как же должно осуществляться это знакомство с профессионально-педагогической деятельностью и её опробование? Прежде всего, посредством специально созданной системы предпрофессиональной подготовки, проявляющей себя не только в предпрофильной и профильной школе, но во всём цикле получения общего образования. Повторимся, общеобразовательная подготовка должна быть полностью направлена на формирование у учащихся основ жизни в социуме и задатков будущей профессиональной деятельности как основного элемента полноправного существования в этом социуме. Следовательно, взаимосвязывая все предметы общеобразовательной подготовки с подготовкой к будущей профессиональной деятельности, мы поможем учащемуся не только правильно выбрать свою будущую профессиональную деятельность, заложить основы социальной жизни, но и в целом представлять картину будущей профессиональной деятельности, картину мира в целом, картину собственного бытия в этом мире.

Что необходимо для этого делать? В первую очередь знакомство школьников с различными видами профессий в 8-х, 9-х классах общеобразовательной школы, опробование различных элементов различных видов профессий, в том числе профессионально-педагогической. Далее в старшей школе в 10-х, 11-х классах дать возможность развивать себя в выбранном направлении и ещё глубже с ним знакомиться. Для этого должна быть создана широкая сеть предпрофильной и профильной подготовки. Но в школе недостаточно специалистов для знакомства учащихся с основными видами и направлениями профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо устанавливать и развивать связи школ с системами вузовского образования, с системами начального и среднего профессионального образования, с различными структурами производства различных товаров и услуг. И, естественно, движение должно идти не только от школ, но и от вузов, профессиональных училищ и профессиональных лицеев, техникумов, колледжей, различных производственных и коммерческих структур. Ведь, в конечном итоге, все социальные и другие компоненты общества и государства заинтересованы в развитом специалисте, со сформированным у него набором профессиональных и социальных компетенций. В первую очередь, в данном вопросе большая роль отводится государству и обществу как основным социальным заказчикам. Эта роль будет проявляться через усиление внимания со стороны государства к содержанию общего и профессионального образования, формам и методам получения этого образования, через координацию деятельности всех образовательных структур, в том числе и производства, где будущий выпускник профессиональной школы, осуществляя свою профессиональную деятельность, продолжает своё образование в этой деятельности.

В настоящее время, время перехода высшего образованию на двухуровневую модель подготовки, идея непрерывности и взаимосвязи всех компонентов общего и профессионального образования очень актуальна. Достаточно сложно подготовить бакалавра профессионально-педагогического образования за четыре года, следовательно, в вуз должен приходить студент, будущий специалист, с заложенной базой для получения им высшего образования именно по выбранной профессии. И причём на каждую специальность с заложенными основами именно по этой профессии.

Хорошую профессиональную подготовку будущий студент вуза может пройти в системе начального и среднего профессионального образования. Вузу необходимо в более широком и целостном объёме устанавливать связи с профессиональными училищами, профессиональными лицеями, техникумами, колледжами. Сформировав свои профессиональные компетенции среднего уровня в системе начального и среднего профессионального образования, студент может развить их в вузовской системе. Хорошо выстроенная цепочка школа, система НПО и СПО, вуз, различные производственные, непроизводственные, научные структуры даст весьма неплохие результаты в подготовке необходимых специалистов не только сегодняшнего дня, но и мобильных для решения задач дня завтрашнего.

Говоря о непрерывности профессиональной подготовки специалистов профессионально-педагогического профиля, нельзя забывать и о важности системы повышения квалификации, которая должна быть особым образом встроена в развитие профессионально-педагогических кадров. В данной системе основная роль, на наш взгляд, должна отводиться не столько ознакомлению с новыми технологиями и методами обучения, с технологиями различных видов производства, сколько собственному поиску собственных технологий, методов обучения и так далее, т.е. научному поиску. Формирование исследовательских качеств у специалистов профессионально-педагогического профиля на курсах повышения квалификации позволит им в дальнейшем развивать свою собственную научную деятельность в конкретном направлении, что придаст профессиональной деятельности данных специалистов более целостный характер и позволит выдавать «на-гора» весьма качественный продукт самостоятельной творческой деятельности.

Как мы видим, формирование профессиональных компетенций специалистов профессионально-педагогического профиля должно идти непрерывно в интеграционном взаимодействии всех компонентов системы образования с широким привлечением производственных и коммерческих структур, научных подразделений.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

577

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке