Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Основные тенденции в развитии турецкого кинематографа в 60-е годы XX века»

В исторической литературе отводится незначительное место развитию турецкого кинематографа. Фундаментальным трудом по истории кинематографа является многотомное исследование Жоржа Садуля «Всеобщая история кино», где история турецкого кинематографа изложена очень сжато, поверхностно, не рассматривая такие вопросы как связь киноиндустрии с общественно-политическими процессами [10, с. 350—357].

Весьма скудные сведения о турецком кинематографе и в других работах общего характера: «Кинословарь», «История киноискусства» Ежи Теплица [11, с. 560—574]. Ежи Теплиц прослеживает зарождение, становление турецкого кинематографа, приводит достаточно много статистических данных. Но тем ни менее гораздо большее внимание автор уделяет описанию кинокартин, нежели описанию событий, которые способствовали изменению кинематографа.

Нельзя не упомянуть работы А.А. Гусейнова. В своих статьях «Турецкое кино в борьбе за реализм», «Прошлое и настоящее турецкого кино», «Наперекор превратностям судьбы», он отразил перемены, происходящие в турецком кино на разных отрезках времени. Нужно подчеркнуть, что происходящие события А.А. Гусейнов объяснял с точки зрения марксисткой идеологии, что зачастую приводило к ошибочным выводам.

Проблема изучения турецкого кинематографа является актуальной, так как сегодня турецкий кинематограф занимает далеко не последние места в рейтинге кинофестивалей. Его очень трудно сравнить голливудским кинематографом, но турецкое кино по праву можно считать культурным и национальным феноменом Турции.

Изучая проблему зарождения и становления турецкого кинематографа, нельзя не обратить внимание на общественно-политические процессы, которые имели место в Турции. В данной работе упор будет сделан на 60-е годы XX века — период становления турецкого кинематографа.

1960-е годы для Турции были очень напряженными, можно даже сказать, что страна переживала структурный кризис. На фоне кризисных явлений в социальной и экономических сферах развернулась борьба за власть в правящей и оппозиционной партиях, что в конечном счете переросло в политических кризис, который в свою очередь поставил под угрозу стабильность режима в целом [1, с. 350—357]. Таким образом, 21 мая 1960 года произошел государственный переворот, в результате которого свергнут тоталитарный режим в Турции, что способствовало восстановлению демократических институтов, а так же вовлечению в политическую жизнь страны различных слоев общества [8, с. 113.]. Так же нужно отметить, что была провозглашена конституция, содержащая некоторые гражданские права, политические свободы, хотя она еще была далека от демократической конституции [7]. Изменение общественно-политической ситуации не могло не сказаться и на кинематографе. Если говорить о количественных показателях, то число ежегодно выпускаемых полнометражных художественных фильмов в 60-е годы превысило за 200 [4, с. 68—75, 80—93]. Страна вышла по производству фильмов на третье место в мире после Японии и Индии. Что касается качественных характеристик, то именно в этот период времени в турецком кино появляется новое направление — критический реализм [6, с. 13—25]. Прежде всего, деятели кино выступали с резкой критикой отечественного кинематографа, так как основную массу составляли коммерческие боевики, которые не способствовали повышению культурного уровня населения. Не малые изменения в кинематографе произошли благодаря отмене цензуры, которая препятствовала развитию кинематографа. Помимо общих цензурных ограничений закон предусматривал систему принудительного включения в фильм «видовых» вставок с целью пропаганды Турции как страны туризма. Поэтому многим режиссерам приходилось разбавлять сюжет сотнями метров разнообразных пейзажей, которые не были связаны с сюжетной линей картины [5, с. 215—231]. Таким образом, отмена цензуры способствовала тому, что в основу многих кинолент легли острые социальные проблемы. Для того, чтобы понять смысл критического реализма в турецком кинематографе необходимо проанализировать социально-экономическую ситуацию в Турции в 60-е годы XX века. Нужно отметить, что на экономику страны тяжелым бременем легли военные расходы [9]. Не менее важной проблемой в это время была безработица. В Турции было свыше 2 млн. безработных, из них 1 млн. стоял в очереди на эмиграцию. К тому же по дороговизне жизни Турция занимает одно из
первых мест в мире. Достаточно сказать, что с начала
60-х и до середины 70-х годов цены на основные продукты питания в среднем возросли на 157 %, а заработная плата рабочих увеличилась только на 65—70 % [3, с. 35—48].
В 1974 г. заработок трудящегося не превышал 800—1000 лир в месяц, а прожиточный минимум семьи из четырех человек составлял более 3 тыс. лир [2]. Острые социальные проблемы захватили не только город, но и деревню, где была вековая отсталость. Из года в год усиливался жилищный кризис, усугублялся миграцией из деревни в город. Именно эти проблемы стали основой для турецкого кинематографа в 1960-е годы, показать жизнь без прикрас было главной проблемой и задачей турецких режиссеров. В результате, в 60-е годы появляется целая плеяда кинорежиссеров, которые провозгласили лозунг «Кинематограф должен отражать жизнь турецкого общества и проблемы нации» [6, с. 13—25].

Первый кинофильм, который раскрыл социальные проблемы турецкого общества, назывался «Ночь» Метина Эрксана. Нужно отметить, что киноленты рассказывающие доступным языком о социальных проблемах страны вызывали симпатию у населения, хотя процент распространения «социального» кино был еще достаточно мал, но тем ни менее уже в 1964 году на кинофестивале в Западном Берлине фильм Метина Эрксана был удостоен главного приза — «Золотого медведя» [5, с. 215—231].

Таким образом, главной особенностью турецкого кинематографа является борьба за реализм, за освещение повседневных социальных проблем Турции, конечно во многом этому способствовало политическая обстановка после военного переворота 1960 г. Но несмотря на то, что «социальное» кино вызывало симпатию населения Турции, процент такой кинопродукции был еще ничтожно мал. И нужно отметить, что окончательно «социальное» кино утвердится лишь в 80-е годы. Можно определить причины, объясняющие такое явление в кинематографе.

Во-первых, кино находилось в руках частных собственников, которые были заинтересованы больше в прибыли, чем сюжетной линии кинофильма и его развитием.

Во-вторых, техническая база киностудий была очень отсталой и примитивной, в результате чего даже фильм с самым лучшим сценарием не производил должного впечатления из-за низкого качества. По этой же причине был маленький тираж кинолент, не более 20 копий [4, с. 68—75, 80—93].

В-третьих, «социальное» кино демонстрировалась на экранах в течение недели, фильмы иного содержания, например, боевики можно было смотреть примерно три недели [11, с. 560—574]. Таким образом, можно сделать вывод, что собственники кинофирм старались повысить рентабельность выпускаемой продукции не за счет улучшения технической базы, вложения денег, а напротив за счет увеличения количества кинолент и сокращения сроков выпуска, что в свою очередь вело к низкому художественному и культурному уровню кинофильмов.

1970-е годы ознаменовались как бурный рост развития телевидения. С 1975 г. турецкое телевидение стало осуществлять постановки художественных многосерийных фильмов. Здесь создавали свои произведения выдающиеся
мастера кино Лютфи Омер Акад, Метин Эрксан, Халит
Рефиг. Огромную роль в формировании вкуса у населения сыграло издании журналов. С начала 70-х годов в стране издается журнал «Синема поста’сы», а с 1976 г. — газета «Синема». Материалы о кино регулярно публиковались в журнале «Сес» и в других газетах и журналах. Значительную роль в развитии режиссерского мастерства сыграло открытие в середине 70-х годов было открытие двух высших школ
кинематографии и телевидения — в Стамбуле и Эскишехире. Так же нужно отметить, что немаловажную роль в повышении качества турецкого кинематографа сыграли внутритурецкие кинофестивали [4, с. 68—75, 80—93].

В качестве итога, нужно отметить что «социальное» кино, как национальная особенность, как национальная специфика, будет сформировано в 80-е годы и будет являться доминирующим.

Список литературы:

Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946—1965 гг.) М.:1967. — С. 311.
Военный переворот в Турции в 1960 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: //www.biofile.ru/his/27123.html
Гасратян М.А. Турция в 1960—1963 гг. Очерк внутренней политики. М.: 1965. — С. 256.
Гусейнов А.А. Турецкое кино: история и современные проблемы. М.:1978. — С. 190.
Гусейнов А.А. Прошлое и настоящее турецкого кино//Мифы и реальность (Зарубежное кино сегодня). Вып. V. М.: 1976 — С. 215—231.
Гусейнов А.А. Турецкое кино в борьбе за реализм// Азия и Африка сегодня. — 1975, — № 6. — С. 13—25.
Конституция Турции 1961 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: //www.twirpx.com
Новичев А.Д. Турция. Краткая история. М.: 1965. — С. 215.
Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. М., 1980. — С. 243.
Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. VI. М:1963. — С. 453.
Теплиц Е. История киноискусства. Т. V. М.: 1974. С. 630.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

764

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке