Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Основные теоретические подходы к изучению вещи как социокультурного феномена»

Конец ХХ — начало ХХI веков знаменовали, в частности, новый этап в изучении вещной среды и ее элементов в отечественной гуманитарной науке.

Помощь в написании статьи

Современная Россия столкнулась с реалиями общества «массового потребления». Государство в лице «рыночных» политиков и идеологов 90–х годов, отказавшись от коммунистических ценностей, предложило взамен губительную для России идею «рыночной» ориентации во всех сферах жизни общества. Коммерциализация культуры, фетишизм потребления, в том числе и вещный, пропаганда западного образа жизни — все это знаки духовного кризиса российского социума.

Со всей очевидностью обнаружился губительный разрыв между материальным и духовным. Философия духовности не игнорирует материальное начало в жизни человека и общества, но возвращает ему его истинное место и значение. Движение общества и личности к целостным формам бытия возможно в той степени, в которой удастся преодолеть вульгарно-материалистическое кредо: «Матери­альное первично, духовное вторично». Логика субординации в системе «материальное-духовное» лишена смысла в координатах бытия. Полагаю, что основной закон бытия человека и общества можно сформулировать следующим образом: «Материальное — это основа бытия, а духовное — цель». Только с таких концептуальных позиций можно раскрыть подлинную сущность вещи в различных социально-исторических контекстах. При этом обнаруживается, что проблема вещи как социокультурного феномена перерастает свое собственное содержание и поднимается до уровня экзистенциальной проблемы человека, постигающего мир и свое место в мире.

Отношения между человеком и вещью были всегда обусловлены конкретно-историческими базовыми ценностями как общества, так и человека. Общеизвестны такие типы этих отношений, как гедо­нистические, аскетические, рациональные, нерациональные, иррацио­нальные. Одним из первых, кто стоял у истоков понимания сущности взаимосвязи человека и вещи, был древнегреческий философ Протагор. Его идея «человек есть мера всех вещей…» многозначна, но несомненно, что она имеет и социокультурное значение.

История развития и современное состояние концепции вещи как социокультурного явления позволяют согласиться с мнением М. Эпштейна, высказанным еще в 80-е годы прошлого века, о необходимости развития реалогии — науки о вещах. Прошло более четверти века, но эта идея, к сожалению, не нашла поддержки в научных кругах. Одна из причин видится в трудностях методоло­гического характера, обусловленных гносеологической необязатель­ностью некоторых исследователей по отношению к категориальному аппарату проблемы, а также разобщенностью научных подходов к изучению вещи как социокультурного феномена.

Методологический смысл постановки вопроса о содержании понятия «вещь» видится в понимании вещи не как субстанциональной данности, а как полифункционального социокультурного явления, детерминированного не только витальными, утилитарными потребнос­тями, но и многоплановостью общественных отношений, системой духовных ценностей [9, с. 24].

В специальной научной литературе выделяются два уровня исследования проблемы взаимосвязи человека и вещи: эмпирический и теоретический. Эмпирическая констатация бытия вещи на уровне явления правомерна для начального этапа исследования, но явно недостаточна. Осознавая это, представители различных наук стремятся к постижению сущностных отношений между человеком и его вещным окружением. Широта и многогранность проблемы способствовали становлению различных теоретических подходов к ее изучению: исторического, социологического, экономического, искусствоведчес­кого, эстетического, семиотического и философско-культуроло­гического. Каждый из них имеет свой аспект анализа проблемы.

Сразу же оговоримся, что речь идет именно о подходах, а не о методах изучения. Подход определяется предметным интересом той или иной науки и может опираться на самые различные методы (частные и общие) решения поставленных задач.

Обратимся к сущностной характеристике основных теорети­ческих  подходов к изучению вещи.

Исторический подход. В свете этого классического подхода вещь изучается как материальный артефакт, позволяющий понять специфику быта, образа и качества жизни различных цивилизаций, культур прошлого.

Анализ исторического бытия вещей в различных социокуль­турных контекстах возможен только благодаря обращению к историческим источникам, которые традиционно подразделяют на вещественные, письменные, изобразительные.

Методологический аспект изучения вещественных источников характерен для работ зарубежных и отечественных историков [3]. При этом вещный мир предстает не только как технологические достижения цивилизаций, но прежде всего как свидетельство прошлых эпох, отражающее материальные и духовные потребности человека и общества, социокультурные функции вещей.

Вещный мир первобытного общества и древних цивилизаций стал предметом интереса таких исследователей, как К. Леви-Стросс, Ф. Энгельс, Э. Тайлор, Г. Вейс, Л. Морган, Г. Чайлд, Ю. Липс, Г. Кюн. Вещная среда в контексте отечественной истории нашла отражение в классических работах С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М. Раби­новича, А. Косцовой, А. Терещенко, В. Седова, Т. Стриженовой, Я. Ривоша и др.

Особый интерес представляет уникальная академическая разработка О.М. Медушевской «Вещь в культуре: источниковедческий метод историко-антропологического исследования», в которой, во-первых, глубоко и всесторонне представлена методология исследованиявещественных источников в свете достижений зарубежного и отечественного источниковедения, во-вторых, проанализирована на примере отечественной истории XI—XVIII веков специфика таких источников изучения вещи (вещной среды), как законодательные акты, летописи древнерусской литературы, таможенные книги, публицис­тика, записки иностранцев, мемуары, картографические документы и др.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Исторический подход к анализу вещной среды предполагает выявление не только закономерностей, но и синергетизма ее развития, диалектики традиций и новаторства, взаимосвязи мировоззренческой парадигмы с установками человека и общества в отношении вещной среды. Знакомство, к примеру, с концепцией Ж.-К. Гардена позволяет говорить о проблемности классификационной археологии, обуслов­ленной обоснованием неоднозначного выбора средств представления артефактов в терминах описательного языка (естественного, документального, информационного) [6, с. 14].

Социологический подход. Вещь есть продукт общества и вне его существовать не может. Социальная обусловленность вещи предполагает ее изучение с социологической точки зрения. Рассматривая вещь как социокультурный феномен, исследователь обязан выявить ее место и роль в системе взаимосвязи личности и общества, раскрыть причины социальной трансформации вещи и ценностных установок человека в различных социально-истори­ческих системах.

В структуре западной социологии особое место занимает «критическая теория» Франкфуртской школы (В. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), направленная, в частности, против общества «массового потребления», породившего «одномерного человека», консьюмеризм как мировоззренческое кредо постиндустриального общества.

Что же касается судьбы социологии в СССР, то она была трагична в силу известных причин. Достаточно напомнить о высылки из страны в 1922 году известных социологов П. Сорокина, Ж. Гурвича, Н. Тимашева.

Однако в работах советских исследователей 20-х—30-х годов уже ставились вопросы о социальном синтезе, единстве человека и вещной среды на основе новой социальной организации общества (Б. Арватов, А. Воронский, И. Маца, И. Хвойник, Д. Аркин) [10]. Единодушно признавалась принципиально иная основа взаимосвязи человека и вещи в социалистическом обществе, которая «уничтожает господство вещей над человеком, освобождает его из-под власти их, заменяет эту власть непосредственными, свободными и равными отношениями между людьми. Религия капиталистического общества — фетишистское отношение к вещам… Такому фетишизму вещей социалистическое строительство полагает конец» [5, с. 163].

Идеи «антивещизма» в работах упоминаемых авторов отнюдь не были тождественны пролеткультовским идеям метафизического отрицания вещи в системе культуры. Это была объективная критика принципов буржуазного бытоустройства (потребительской психо­логии, вещного фетишизма, стихийности и эстетского стилизаторства) и антигуманных отношений человека и вещи в условиях капиталисти­ческого общества.

Бесспорно интересным представляется положение о диалектике социального в вещи. Так, Д. Аркин подчеркивал, что бытовая вещь не ограничивается техническим, т. е. утилитарным, обслуживанием человека, «она обслуживает его и в идеологическом смысле» [2, с. 109].

Одним из первых, кто четко сформулировал цель социологи­ческого изучения материальной культуры в целом и вещи, в частности, был А.Б. Салтыков, выдающийся исследователь декоративного искусства. Эта цель, по его мнению, заключалась в необходимости «понять зако­ны жизни… вещевых комплексов, связь их с обществом, уста­новить зависимость между обществом и вещами» [7, с. 30].

Однако в силу известных причин многие социологические вопросы не могли быть поставлены, тем более, решены. Это относилось, прежде всего, к теоретико-методологическим аспектам социологии вещи.

В шестидесятые — семидесятые годы ХХ века после длительного перерыва актуализировались потребности в социологическом изучении вещной среды [8].

В условиях современной России особое значение приобретает социологический подход к анализу феномена потребления и его роли в трансформации социальных отношений [1]. К сожалению, социальные практики частнособственнических отношений таковы, что, порождая, с одной стороны, личную независимость, а с другой, вещную зависимость, они тем самым способствуют формированию одномерного человека-Homoconsumens. Последствия такого противо­речия для человека и общества крайне опасны, т. к. извращается духов­ная составляющая общества и разрушается многомерность человека.

Экономический подход. Источником социального бытия вещи в системе социума является диалектика производства и потребления, объективно предполагающая ее экономический анализ. Первыми, кто раскрыл специфику взаимосвязи человека и предметной среды (вещи) в различных социально–экономических системах, были К. Маркс и Ф. Энгельс.

В первобытном обществе между человеком и вещью существовала относительная гармония, т. к. человек всегда выступал как цель производства. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» указывал на то, что коллек­тивный характер производства влек за собой господство производи­телей над производственным процессом и продуктом производства. В этих условиях вещи не выходили из–под контроля человека, не наделялись силами, вовсе им не присущими. Но постепенно в этот процесс проникает разделение труда, следствием которого явилось производство прибавочного продукта, породившего, в свою очередь, обмен и одновременно с ним — частную собственность: «Лишь только производители перестали сами непосредственно потреблять свой продукт, а начали отчуждать его путем обмена, они утратили свою власть над ним… Возникла возможность использовать продукт против производителя, для его эксплуатации и угнетения» [4, с. 113]. Вещь становится товаром, так как ее производство обусловлено, прежде всего, продажей.

Каждая вещь–товар обладает потребительской стоимостью, удовлетворяющей различные потребности людей и превращающейся тем самым в общественную потребительскую стоимость. Очень многие исследователи подвергли справедливой критике товарный фетишизм, однако основания этой критики были разные. Так, в теории К. Маркса и его последователей отмечалось, что товарный фетишизм обусловлен капиталистическим отчуждением труда и эксплуатацией человека. И далее предлагалась утопическая идея устранения антагонистических отношений между человеком и его вещным окружением в условиях коммунистического общества, в котором общественное производство будет служить средством гармоничного и всестороннего развития личности, наиболее полного удовлетворения ее материальных и духовных потребностей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Однако, социализм, уничтожив частную собственность и антаго­низм классов как основу товарного и вещного фетишизма, не смог до конца устранить в силу известных причин дисгармонию человека и вещной среды.

Английский экономист Дж. М. Кейнс обратил внимание, в частности, на роль национального дохода, потребления, сбережения и инвестиций в формировании экономической активности. Основная причина экономической депрессии, по его мнению, заключалась в сокращении совокупного спроса. Объем потребительского спроса, обусловлен «склонностью к потреблению» и «основным психоло­гическим законом», гласящим, что при росте дохода страны увеличивается в нем доля личного потребления [11, с. 42]. Исходя из идей кейнсианства, можно понять причину «вещного» взрыва на Западе в 60-е годы XX века и в постсоветской России.

Т. Веблен, один из основоположников институционального направления в экономической теории, отмечал две стороны потреб­ления: показную или демонстративную и скрытую. «Потребление показное» присуще «праздному классу» и позволяет ему демонстри­ровать с помощью вещей-товаров и услуг свою значимость. Потребители среднего класса пытаются подражать в этом направ­лении. Так, психологическая зависимость в демонстрации вещного престижа стимулирует закон спроса. В то же время «в результате того предпочтения, которое отдается демонстративному потреблению, семейная жизнь многих классов сравнительно убога в контрасте с той блистательной частью их жизни, которая проходит на виду» [12, с. 64].

Таким образом, экономический анализ вещи в системе производства и потребления позволяет выявить тенденции не только удовлетворения, но и формирования потребностей в вещах, имеющих гуманистический смысл лишь тогда, когда они служат воспитанию социально активной, духовно богатой личности.

Искусствоведческий подход. Художественный опыт человека опредмечивался и в вещах, которые благодаря этому становились произведениями прикладного и промышленного искусства. Существо­вание вещей как декоративно-прикладных ценностей создало возмож­ности для искусствоведческого анализа артефактов прикладного искусства (одежды, тканей, мебели, посуды, утвари, бытовых инструментов, орудий, приборов и пр.). Искусствоведческий подход традиционно выступает в трех формах: исторической, эмпирической и теоретической.

Исторический взгляд на произведения прикладного и про­мышленного искусства позволяет зафиксировать эволюцию вещных форм, смену стилей и направлений, развитие способов художест­венной обработки материалов, особенности творчества конкретного мастера, художника [13].

Эмпирическое искусствоведение описывает отдельные вещи со стороны внешних связей, явлений, доступных живому созерцанию. Теоретический же уровень изучения вещи выявляет специфические закономерности ее развития [14]. Вне интересов искусствоведения остаются общие закономерности развития искусства, то, что объеди­няет произведения прикладного и промышленного искусства с другими видами искусства.

Эстетический подход. Наукой, способной преодолеть односто­ронность искусствоведческого подхода к вещи, выступает эстетика, интерес которой направлен на общие законы художественной деятельности человека, на инвариантное, устойчивое, встречаемое в различных видах искусства, в том числе и в прикладном.

При эстетическом подходе главными становятся проблема морфологии прикладного искусства, его бытия вдвух формах — моно­функциональной и бифункциональной (терминология М. Кагана); соотношения утилитарных и духовных потребностей, пользы и красо­ты; специфики вещи как эстетического объекта; наконец, особен­ностей эстетического воспитания личности в вещной среде и др. [15].

Семиотический подход. С возникновением в XX веке науки, изучающей законы образования и функционирования знаковых систем, стал возможен семиотический подход к изучению культуры, в том числе и вещи как элемента последней.

Семиотика, в отличие от частных наук, обращающихся к знаку с позиций предметного интереса, исследует общую природу знаков, общие законы их использования, создает типологическую модель знаков и знаковых ситуаций.

Одним из общепринятых определений знака является такое, в котором под знаком подразумевается предмет, замещающий, представляющий другой предмет, процесс, идеи (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Э. Бенвенист, А. Ветров и др.). К характерной особенности знака относится то, что он обладает предметным и смысловым значением.

В работах зарубежных и отечественных авторов содержится интересный материал об эволюции вещей как семиотических ценностей, о коммуникативной структуре вещи [16].

Анализ значений вещи в системе общества и культуры позволяет сделать вывод о целостности и замкнутости семиотической модели вещной среды в древних и «примитивных» цивилизациях. Что же касается современной вещной среды, то она претерпела существенные изменения: неизмеримо «разрослась» количественно и стала неоднородной качественно. И это привело к тому, что наиболее типичной коммуникативной ситуацией в мире вещей стали состояние знакового хаоса, разновекторность отдельных коммуникативных аспектов вещи. Причем это состояние характерно как для западного, так и современного российского социума. Познание закономерностей внутреннего строения вещной среды в семиоти­ческом аспекте будет способствовать как преодолению «раскола» внутри нее, так и обоснованию стилевой целостности этой среды.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В конечном итоге, на знаковую аксиологию вещи влияет не только значимость того, что она замещает в общей социокуль­турной системе кода, но и многозначность отношения содержания и выражения, или, говоря словами поэта В. Жуковского, «присутствие создателя в созданье». Следует уточнить, что ценность знаковой функции вещи обусловлена не только мерой опредмечивания в ней сущностных сил человека, но и мерой распредмечивания их в системе социокультурных коммуникаций.

Итак, вещь изучается представителями самых различных наук: истории, социологии, экономической теории; искусствознания, эстетики, семиотики. Не вызывает сомнения ценность достижений каждой из них в изучении вещи. Однако создание целостной теории вещи видится в преодолении ограниченности отдельных подходов, в комплексном решении проблемы на основе ее философско-культурологического осмысления.

Философско-культурологический подход.

Философско-культурологическое изучение вещи означает выявление источника, механизма и направленности развертывания сущностных сил человека. Культура же выступает в качестве меры развития этих сил. Отсюда правомерен интерес к вещи как к «опред­меченной деятельной сущности человека». В процессе освоения вещи, вещной среды человек «распредмечивает» сущностные силы других людей, делает их своим достоянием и тем самым получает возмож­ность дальнейшего собственного развития. Процесс освоения социокультурных вещных форм не тождественен в различных социальных системах. Общество, лишенное подлинной духовности, не имеет основы для реальной гармонии человека и вещи. Совре­менное общество массового потребления становится антигуманным по отношению к родовой сущности человека, его экзистенциальному предназначению. К сожалению, знаменитая антропологическая идея Протагора «Человек — мера всех вещей» подвергается сомнению максимой Homoconsumens«Вещь есть мера человека». Только новая парадигма духовности способна преодолеть эту дихотомию.

Философско-культурологический подход позволяет определить место и роль вещи в общем строении культуры, обнаружить зависимость вещей от ценностей, норм, идеалов того общества, к которому они принадлежат. Кроме того, осмысление онтологии вещи в свете историко–культурологического опыта немыслимо вне изучения культурных традиций и взаимовлияний, культурных модификаций в масштабах вещной подсистемы общечеловеческой культуры и в границах конкретных субкультур (социума, социальной группы, отдельного человека).

Таким образом, проблема вещи как социокультурного явления перерастает свое собственное содержание и поднимается до уровня проблемы человека как деятельно-творческой личности. Интегри­рующей функцией вещи становится человекотворческая функция. Наиболее ярко эта функция проявляется на уровне знаково-коммуникативных связей вещи с человеком.

Построение целостной теории вещи как социокультурного феномена должно способствовать не только выявлению сущности и типологии взаимосвязи человека и вещи, но и практическому преобразованию этой взаимосвязи с позиций гуманистического идеала личности, общества и культуры, с позиций общечеловеческих ценностей.

Однако современная цивилизация обострила, в частности, вопрос о соотношении быта, повседневности и бытия человека в свете противоречия между материальными и духовными ценностями.

Экзистенциальные проблемы человека будут бесперспективны в условиях дальнейшего формирования личности тотального потребителя и потребительского образа жизни.

Институту потребления необходимо вернуть его естественные функциии здесь существенную роль должны сыграть государство, религия, семья, СМИ и иные общественные структуры, принци­пиально иная система воспитания во всех сферах жизнедеятельности личности и общества.

Список литературы:

Аветисян М. Социоидеологическая система вещей и потребления. Модель отношений / Ломоносовские чтения. Т. 1. — М., 2002; Василенко О.В. Потребительское поведение в современной России: проблема выбора в условиях риска: автореф. дисс. … канд. социолог. наук. — Волгоград, 2008; Рощина Я.М. Социология потребления. — М., 2007; Тихазе В., Курилов А. Человек в мире вещей. — М.: ДЕПО, 2010.
Аркин Д. Искусство бытовой вещи. — М., 1932.
Бернгейм Э. Учебник исторического метода: в русском переводе основные положения учебника были опубликованы: Бернгейм Э. Введение в историческую науку. — Спб.: Вестник знания, 1908.; Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. I—II. СПб., 1910—1913; Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие / Данилевский И.Н., В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2008. и др.
Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 21.
См.: Новицкий П. Строительство социализма и стиль совре­менной архитектуры. — Печать и революция. — 1928. — № 1. С. 64; Аркин Д. Мечты о новом стиле. (Искусство вещи на Западе) // Печать и революция. — 1929. — № 4.
См.; Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. — М.: Прогресс, 1983.
Салтыков А.Б. Опыт социологического изучения посуды // Декоративное искусство СССР. — 1973. — № 3.
См.: Кантор К.М. Красота и польза (Социологические вопросы материально-художественной культуры). — М., 1967; Тихо­нов В. Жилая среда: реальность и проблемы // Декоративное искусство СССР. — 1974. — № 5; Кропивницкий Л. Художественное осмысление жилого интерьера // Декоративное искусство СССР. — 1975. — № 1; Левинсон А. Живые квартиры // Декоративное искусство СССР. — 1975. — № 5.
См. подробнее: Миролюбова Л.Р. Вещь как социокультурный феномен: монография. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2011.
См. подробнее: Миролюбова Л.Р. Вещная среда как феномен культуры: монография. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986.
См.: Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Эксмо, 2007.
См.: Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Издательство Прогресс, 1984.
См.: Всеобщая история искусств. В 6-ти т. — М., 1959—1966; Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII — начала XX века. — Л., 1978; Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. В 4–х т. — М., 1968 — 1980; Анри де Моран. История декоративно–прикладного искусства. — М., 1982; Фокина Л.В. История декоративно–прикладного искусства. — М.: Феникс, 2009.
См.: работы: М.В. Алпатова, Д. Аркина, П.Г. Богатырева Н.В. Воронова, К.М. Кагана, О.С. Поповой, Н.Н. Соболева, А.Б. Салтыкова, С.М. Темерина, А. Чекалова и др.
См.: Аркин Д. Искусство и производство. — № 1. — 1921; Молчанова А.С. На вкус, на цвет… Теоретический очерк об эстетическом вкусе. — М., 1966; Кучерюк Д. Эстетичне сприняття предметного середовища. — Киiв, 1973; Каган М.С. Морфология искусства. — Л., 1972; Миролюбова Л.Р. Социально–эстетическая природа бытовой предметной среды. — В кн.: Этика и эстетика. — Киев, 1977, вып. 20; она же: Вещная среда и эстетическое воспитание личности. — В кн.: Эстетическое воспитание студентов. Теория, опыт, прогнозы. — Свердловск, 1983; Ковешникова Н.А. Дизайн. История и теория. — М.: Омега–Л, 2009.
См.: Норцов А. Значение военного мундира как символа и некоторые тамбовские военные акты. — Тамбов, 1911; Фрейденбер О. Семантика первой вещи // Декоративное искусство СССР. — 1976. — № 12; она же: Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры. — Труды по знаковым системам. — Тарту, 1967, вып. 3; он же: История и типология русской культуры: Семиотика и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Искусство — СПб, 2002; Кнабе Г. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство СССР. — 1985. — № 1.; Лободанов А.П. Прикладные искусства: Лекции по семиотике. Вып. III. — М.: Изд-во МГУ, 2007; Миролюбова Л.Р. Социокультурная обусловленность вещи в искусстве // Международный информационно–аналитический журнал «Креативная экономика и социальные инновации». — 2012. — № 1 (2) [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: // www. си — вшпп.рф / cesi/ .

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

529

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке