ABSTRACT
The article describes the current state of ownership of people of different generations by signs as a way of characterizing their worldview. It revealed the dependence of the degree of familiarity with signs, faith in them on the age of the respondents.
Ключевые слова: примета; респондент, вопрос.
Key words: omen; respondent; question.
В начале нашей работы дадим определение приметы. Примета — устойчивая связь двух явлений объективной действительности, одно из которых понимается как знак, а второе — как его толкование, обычно в виде прогноза на будущее; языковая (в виде афоризма, паремии) репрезентация этой связи. Как правило, к приметам относятся те толкования, которые базируются на коллективном опыте и фиксируются в коллективной памяти. [6, с. 279] Приметы существуют издревле во многих культурах и цивилизациях.
Тематически приметы репрезентируют основные сферы интересов традиционного сообщества: погоду, хозяйство, в меньшей степени — сферу повседневности, семейные отношения и личностные особенности человека. При этом приметы погоды и хозяйственные приметы имеют по преимуществу рационалистическую основу, а бытовые и семейные — в основном суеверную.
Изучение примет, представляющих собой одну из древнейших форм верований, позволяет осмыслить некоторые проблемы, связанные с изучением сознания их носителя.
Приметы начинают прогнозировать будущее человека еще до его появления на свет, сопровождают людей всю жизнь и даже после смерти продолжают что-то говорить о них. Вера в приметы (оменализм) оказывается одной из самых жизнестойких форм религии, интенсивно влияя на сознание людей современной — информационной — цивилизации. При этом до сих пор нет фундаментального, комплексного исследования примет. [3, с. 187] Заинтересовавшись данной темой, мы решили внести свой посильный вклад в ее раскрытие на примере жителей поселка Усть-Баргузин Баргузинского района Бурятии. Нами было опрошено 50 учащихся 6-х классов (12-13 лет) и 66 взрослых респондентов разных возрастных групп. Всем им были розданы опросные листы следующего содержания:
Ваш возраст
Верите ли вы в приметы?
Почему?
Какие приметы сами знаете? (сбываются они или нет)
Знаете ли вы какие-нибудь школьные приметы
При проведении опроса нами сознательно не было дано никаких разъяснений по поводу того, что такое приметы, однако ни один респондент не сказал, что не понимает смысл того, о чем его спрашивают, это еще раз подтверждает мысль о постоянном присутствии примет в жизни человека.
Подводя итоги по вопросу веры в приметы, мы пришли к следующим выводам: среди шестиклассников верит в приметы 36%, не верит – 58%, скорее верит- 6% респондентов. Среди взрослых в целом по группе верит – 56%, не верит – 24%, скорее верит- 20% респондентов, обратил на себя внимание и тот факт, что чем старше группа опрашиваемых, тем выше процент людей, верящих в приметы. Так в подгруппах 61 — 75 лет и 76 — 90 лет нет ни одного человека, который бы однозначно не верил в приметы. Связана ли такая зависимость с тем, что с течением жизни опыт привел людей к более внимательному отношению к приметам, или взрослели они в период, когда приметы играли более важную роль, чем сейчас, мы ответить не беремся.
Среди причин, по которым люди верят в приметы, лидируют следующие: «порой сбываются» (14 раз назвали взрослые и 5 раз – дети), «сбываются» (назвали 9 и 4 раза соответственно), «не знаю» (назвали 3 взрослых и один ребенок) и «верю и все» (2 взрослых и 5 детей), на причины «очень суеверна», «так интереснее», «много доказательств правдивости примет», «в подсознании заложено от предков» указало по 2 взрослых. Причины же, по которым не верят, звучат так: «не сбываются» (2 взрослых и 24 ребенка), «верующий человек» (2 взрослых), «я не суеверный человек» (2 взрослых) и «это неправда» (2 детей). Отдельно хочется назвать причину, по которой человек начал верить в приметы, обозначенную одним из подростков, он пишет: «Нес яйца из магазина, дорогу перебежала кошка, я разбил яйца», понятно, что яйца могли быть разбиты, допустим, из-за невнимательности, но сознание ребенка связало это происшествие с перебежавшей дорогу кошкой, так, думается, и начинает формироваться вера в приметы. Этот же психологический механизм формирования уже отрицательного отношения к приметам встречаем у другого респондента из младшей возрастной группы, который указывает на следующую причину своего неверия в приметы: «Хотел ноутбук, а не сбылось», но примету, позволявшую ему надеяться на приобретение ноутбука, не указывает.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Самым интересным в нашей работе представляется анализ материала, полученного в результате ответа на вопрос «какие приметы сами знаете?». Мы, вслед за известным исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым, поделили приметы, названные респондентами, на два вида: выведенные из действительных наблюдений и суеверные, в основе которых лежит не опыт, а мифическое представление [1, с. 63].
Взрослые назвали 31 примету, полученную путем наблюдений за природой, самыми популярными оказались следующие: «Кошка прячет нос к морозам» (назвали 6 человек), «Зимой собаки (кошки ) валяются по земле – быть метели», «Ласточки низко над землей летают – к дождю» (назвали по 4 раза каждую), «Утром нет росы – к дождю» (назвали 3 раза), «Если закат алый — к усилению ветра» (назвали по 3 раза каждую), «Небо подернулось косицами (вид облаков) – к дождю», «Снег падает на Покров (14 октября)» (назвали по 2 раза каждую). Восемь примет данной группы имеют местное значение, связаны с Байкалом и включают в себя диалектную лексику (название ветров). К таким, например, относятся следующие приметы: «Если на Байкале резко затих ветер и установилась гладь – жди штормового ветра другого направления и громадных волн», «Если в Баргузинском заливе дует юго-западный ветер Култук – это к привалу рыбы», «Если сначала дует верховик, а потом низовый ветер — к дождю», «Если после ненастья дует запад – жди солнечных дней». Поскольку примета – малый жанр фольклора, для нее характерно образное, метафоричное переосмысление действительности, примером может служить такая примета, позволяющая узнать погоду на следующие 30 дней по положению молодого месяца: «Месяц лежа лежит — одеваться велит, а на рогу стоит — будет ведренный (теплый)». Или зарифмованная примета о погоде на Байкале: «Если красно к вечеру – моряку бояться нечего, если красно поутру – моряку не по нутру». Безусловным лидером по количеству названных природных примет явился восьмидесятилетний рыбак Тюриков Кирилл Михайлович (назвал 7 примет).
Детьми же было названо всего 2 приметы, полученные путем наблюдений за природой: «Зимой собаки (кошки) валяются, кувыркаются – быть морозу» (назвали 3 подростка) и «Дым столбом – к морозу» (назвал 1 человек). Такая разница в количестве примет данной группы, названном детьми и взрослыми, объясняется, думается, возрастом респондентов: дети имеют меньше жизненного опыта.
Взрослые же назвали в разы больше примет, имеющих языческую, мифологическую основу (86 против 31 приметы, названной подростками). Самой популярной и у детей, и у взрослых является примета о черной кошке, перешедшей дорогу (назвали 25 взрослых и 27 детей). Интересно, что некоторые респонденты указали, что для нейтрализации отрицательного действия этой приметы надо в момент встречи с кошкой держаться за пуговицу на одежде. Эта примета интересна и тем, что дети предложили еще две приметы про встречу с кошкой: «Белый кот перебежит дорогу — к хорошему», «Рыжий кот перебежит дорогу — будут деньги».
Большой популярностью у всех возрастных групп пользуется примета «Просыпать соль — к ссоре» (встретилась 9 раз у взрослых и 3 раза у детей), имеющая вполне логичное объяснение: когда-то соль на Руси была очень дорогим продуктом, и просыпать ее считалось непростительным. И снова народ предлагает способ нейтрализации плохого влияния данной приметы: чтобы она не сбылась, надо кинуть соль через левое плечо или нарисовать на ней крест. Думается, закон аналогии, на основе которого чаще всего зарождаются приметы [1, с. 64] действует при появлении приметы «Просыпать сахар – к радости» (на нее указал 1 взрослый).
Скорее всего, этот же закон срабатывает и в следующих по популярности у взрослых и детей приметах: «встретить человека с пустыми ведрами к неприятностям (пустые хлопоты)» (назвали14 взрослых и 3 детей), «Нельзя вечером (после заката) давать соль и деньги» — солнце ушло и благополучие уйдет (назвали шестеро взрослых), «Рука чешется – к деньгам» (назвали 8 взрослых), «Правая ладонь чешется – здороваться, левая – к деньгам» (назвали 5 взрослых). Стоит отдельно отметить, что в народе существует целая серия примет, указывающих, что к чему чешется: «Нос чешется – к застолью» (указало 4 взрослых и один ребенок), «Глаза чешутся — плакать», «Переносица зудится – к покойнику», (указало по 2 взрослых) «Щеки чешутся — к слезам», «Губы чешутся — целоваться», «Если правая бровь чешется — хают, левая — хвалят», «Если чешется подошва — к дороге», «Зуд в ушах – к ветру», «Зуд в ушах – к ненастью», «Кончик носа- пьяного увидишь или, может быть, к неприятностям», «Нос чешется – к деньгам или подарку», (указало по 1 взрослому).
Также есть целые группы примет, связанных с зеркалом, ножом. У наших предков зеркало считалось своеобразным порталом в иные миры, поэтому обращаться с ним предлагалось очень аккуратно: «Смотреть в разбитое зеркало – к беде, смерти» (сказали 2 взрослых и 3 детей), «Разбить зеркало – к плохому», «Вдвоем нельзя в одно зеркало смотреться». Приметы, связанные с ножом, вероятно, опираются на то, что предмет острый, травмоопасный, отсюда и приметы: «Нельзя оставлять нож на кухонном столе – к ссоре», «Нельзя есть с ножа – злой будешь», «Нельзя оставлять нож на ночь на столе», «Нельзя, чтобы на столе было два ножа».
В отдельную группу следует выделить мифологические приметы, связанные с поведением животных и птиц. Например, популярны такие приметы: «Воробей бьется в окно – к плохому» (назвали 4 взрослых и 2 детей), «Если птичка в окно клювом стукнет – будут новости» (назвали 4 взрослых), «Кошка умывается — гостям» (назвали 3 взрослых), «Птичка в дом залетела – к плохому», «Собака воет – к покойнику», «Паук в доме — к известиям» ( указало по 2 человека старшей возрастной группы), «Если петух кукарекает не с утра, а вечером — к неприятностям», «Сороки стрекочут к новостям» (назвали по 1 человеку).
Следует отметить, что большинство примет имеет негативную, запретительную окраску 53 приметы из 86 (62%), названных взрослыми, и 21 из 31 (68%), названных детьми: «Нельзя возвращаться, если вышел из дома» (назвало 5 взрослых и 2 детей). Чтобы не сбылось, советует народная мудрость, посмотри в зеркало., «Нельзя вечером выносить мусор, мыть пол – все хорошее из дома выносишь» ( назвали по 2 взрослых) , «Не сметай со стола рукой – не будет достатка», «Нельзя ничего давать через забор и порог», «Если идешь с кем-то вдвоем, то нельзя между собой никого пропускать — удачу заберут», «Не свисти – денег не будет», «Нельзя держать дома два веника», «Нельзя зашивать что – либо перед дорогой и на себе», а если все-таки приходиться шить на себе, надо положить что-нибудь в рот, чтобы не зашить память.
Очень трудно провести грань между приметами и обрядами бытовой магии, издавна используемой нашими предками в повседневном обиходе. Думается, что такие советы как: «Прежде чем завести во двор новую корову, надо положить в воротах передник, вязками в ограду, чтобы корова прошла по этому переднику и накормить ее чем-нибудь с заслонки», «Когда первый раз выгоняешь корову на поле, нужно прогнать ее вербой, оставленной с Вербного воскресенья», «Чтобы корова отелилась нужно похлопать ее деревянной лопатой, которой раньше в печку садили хлеб», «Если корова потерялась, то нужно воткнуть ножик над дверью» следует отнести к формулам бытовой магии. Такие формулы и обряды могут стать интересной темой следующего исследования.
Нельзя не отметить, что двумя опрошенными детьми был предложен как примета фразеологизм «встать не с той ноги». Это еще раз подтверждает, что грань межу такими малыми жанрами фольклора как примета, пословица, фразеологизм очень тонка.
Отдельно мы просили назвать школьные приметы, взрослые назвали 12, дети – 2. Самой популярной оказалась примета про пятак, положенный под пятку (назвали 12 взрослых и 2 детей), правда респонденты разошлись во мнении, куда именно надо положить монету, чтобы получить хорошую оценку: под левую пятку, правую или под ножку стула. Кроме того, взрослые советуют «Когда сдаешь экзамен, нужно, чтоб тебя ругали», «Не оставляй открытый учебник – забудешь, что учил», «Перед экзаменом класть учебник под подушку» (назвали по 2 человека) По одному взрослому предложило «Перед экзаменом выглянуть поздно ночью в окно и крикнуть: «Халява, ловись!» три раза – помогает сдать экзамен», «Не мыть голову, чтоб не смыть ум», «Идти в старой одежде». Другие дают вполне реалистичные прогнозы и советы: «Если не выучить тему – учитель поставит «двойку»», «Получил «двойку» – начались проблемы», «Не выполнил домашнюю работу – жди неприятностей». Один респондент раскрыл механизм появления приметы: «Однажды одноклассник пришел на экзамен с зонтом (был дождь) и сдал его хорошо, потом на все экзамены ходил с этим зонтом». Опрос по школьным приметам еще раз показал, что процесс народного мифотворчества не прекращается, в новых условиях появляются новые приметы. О том же, что они сопровождают человека на всем протяжении его жизни, являются ее неотъемлемой частью, древнейшей религией свидетельствует и тот факт, что в опросных листах не указали ни одной приметы всего 14% детей и 9% взрослых, а не верит в них, напомним, 58% детей и 24% взрослых.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список литературы:
Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. М. : Советская Россия, 1988.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995.
Завьялова Е.Е. Приметы как фольклорный жанр: опыт систематизации. // Проблемы филологии, культурологи и искусствознания, №2 2013
Никитина, Т. Г. () Народная примета в лексикографическом отображении // Межкафедральный словарный кабинет имени проф.Б. А. Ларина. L / отв. ред. А. С. Герд, Е. В. Пурицкая. СПб. : филологический факультет СПбГУ, 2010, С. 102–108.
Павлова, Е. Г. Опыт классификации народных примет // Паремиологические исследования / сост. Г. Л. Пермяков. М. : Наука, 1984 С. 294–299.
Примета / Агапкина Т. А., Белова О. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 279–280.
Токарев, С. А. () Ранние формы религии.М. : Политиздат, 1990
Харченко, В. К. Язык народной приметы // Русский язык в школе. 1992, №1. С. 78–82.
Шахнович, М. И. Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия. Л. : Лениздат,1984