Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности формирования ценностных ориентаций социально-профессиональной группы сотрудников увд и мчс в условиях трансформации организационной структуры»

Понятие «ценность» находится в самом центре научной дискуссии на протяжении многих десятилетий. Интенсивность научных публикаций свидетельствует о том, что ценностям и их роли придается очень большое значение. Теория ценностей является самостоятельной областью современного научного знания, которая наиболее активно развивалась на протяжении двадцатого столетия усилиями философов, социологов, психологов.

В отечественной социологии проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп также активно разрабатывалась в работах ряда авторов, среди которых можно выделить, прежде всего, исследования В.Я. Ядова, И.С. Кона, Н.И. Лапина, С.Г. Климовой, В.П. Вардомацкого и др.

Таким образом, особенное значение в контексте формирования духовной парадигмы общественной стабильности принадлежит формированию системы ценностей. При этом роль ценностей заключается в том, что после освоения они становятся стандартом или критерием, определяющим дальнейшую деятельность человека, организации. Ценности определяют не только цели, которые ставит перед собой индивид или организация, но и средства достижения этих целей.

Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

В зарубежной и отечественной науке нет единого представления о сущности ценностных ориентаций. Зарубежные исследователи в большинстве случаев рассматривают ценностные ориентации как установки сознания индивида относительно некоторой социальной ценности (Ф. Знанецкий, М. Рокич, Т. Парсонс, Г. Парсонс, У. Томас и др.).

В отечественной науке выделяется три направления в рассмотрении ценностных ориентаций: как направленность личности на ценности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.И. Головаха, А.Г. Ковалев и др.); как высший уровень фиксированных установок личности (А.Г. Здравомыслов, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.); как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков и др.).

Так, российский психолог Д.А. Леонтьев понимает под ценностными ориентациями «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [2, с. 15—25]. Немаловажное значение в рамках нашего исследования имеет позиция отечественного социолога В.А. Ядова. Он рассматривает ценностные ориентации как «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения» [3, с. 352]. При этом источником социальных ценностей ученый считает «идеалы и непреложные нормативные требования, предъявляемые к людям как членам социальных общностей». Автор выделяет мотивационную активность личности как движущий фактор, способствующих повышению жизненной активности личности, сосредотачивающий в себе систему ценностных ориентаций и определяющий содержательную сторону направлений личности и составляющую основу ее мировоззрений. Направленность личности, обусловленная ценностными ориентациями, проявляется в свою очередь непосредственно в деятельности индивида.

Обобщив данные подходы, мы можем опираться на следующее определение ценностных ориентаций: представления субъекта о совершенстве в различных сферах общественной и личной жизни, выступающие в качестве политических, моральных, эстетических и других оснований оценок субъектом — индивидом или группой — окружающей действительности и ориентации в ней, а также дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации, с одной стороны, выражают внутреннюю основу отношений субъекта к действительности, а с другой, образуют содержательную сторону направленности личностной или групповой активности [4, с. 68].

В работе «Потребности. Интересы. Ценности» А.Г. Здравомыслов наделил ценности относительной самостоятельностью, считая, что «деятельность, определяемая потребностью, никак не может быть свободной, созидающей новые ценности» [1, с. 163]. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Совокупности устоявшихся ценностных ориентации образуют ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, пре­емственность определенного типа поведения, деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков, личности, и не только личности, но и широких масс, влекущих общественную систему к тому или иному будущему.

Важно отметить, что ценностные ориентации подвержены изменениям под влиянием личностного выбора, как и любые другие. Психолог М.С. Яницкий справедливо замечает: «Система ценностей человека изменчива, так как в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности» [5, с. 132]. Таким образом, система ценностных ориентаций человека, хоть и является относительно устойчивой, но обладает определенной динамикой.

Классификация ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, следует различать множество разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно четко выделить моральные ценности, эстетические, познавательные (гносеологические) и др.

На наш взгляд, ценностное ядро можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют социальную общность в целое. К ним относятся ценности, одобряемые более чем половины профессиональной группы. Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией. Здесь наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социально-профессиональными группами, внутриличностные конфликты, так как особенностью человеческого сознания является то, что в нем могут существовать и уживаться несколько противоположных ценностей.

При этом проведенный теоретико-методологический анализ сложившихся концептуальных подходов позволяет сделать вывод о том, что по-прежнему остается неопределенным процесс формирования профессиональных ценностных ориентаций, ценностного отношения профессиональных групп. Требуется разработка методов согласования личностных и профессиональных ценностей личности.

В последние годы, важное значение приобретает и формирование жизненной стратегии и ценностных ориентаций сотрудников силовых структур, приоритетным направлением которой является опора на духовно-нравственное развитие личности. Особенности правоохранительной службы в органах внутренних дел и органов обеспечения безопасности (МЧС) оказывают непосредственное влияние на формирование системы ценностных ориентаций сотрудников. Несомненно, то, что процесс формирования ценностных ориентаций сотрудников структурных силовых подразделений должна быть изначально взаимоувязанной, скоординированной с социально-политической реформой в органах внутренних дел, с преобразованиями в сфере государственной службы в целом.

Таким образом, создание современной эффективной системы ценностных ориентаций специалистов органов внутренних дел и МЧС остается одной из ключевых проблем, решение которой потребует проявления воли, правовых и организационных преобразований и ресурсного обеспечения. Координационное переустройство Российской правоохранительной системы должно проводиться с учетом отечественного и зарубежного опыта модернизации государственного аппарата. При этом должны приниматься во внимание особенности национальной культуры, исторических традиций, современного состояния и положения дел в России.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Механизм формирования системы ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции от установления норм и эталонов поведения, определения системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться до исправлении социальных отклонений, аномалий в профессиональной среде.

Список литературы:

1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986. — С. 163.

2. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. — 1996. — №4. — С. 15-25.

3. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. — М., 1998. — С. 352.

4. Социальная психология. Словарь /Под ред. М.Ю. Кондратьева. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах (ред.-сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского). — М., 2005. — С. 68.

5. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Дисс. д-ра психол. наук. -Новосибирск. 2000. — С. 132.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

513

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке